РУНЕТ: ВОСПОМИНАНИЯ О БУДУЩЕМ
Это было, пожалуй, и забавно, и грустно одновременно: очень утренние лица до обеда, и литры кофе в баре после, пустующие секции технарей и яростные споры рекламщиков, уверенные улыбки менеджеров проектов, которые еще вчера предлагали купить свои прибыльные детища, и воспоминания о тех, кого с нами уж нет... В интернет-бизнесе, конечно.
Состоялся VI Российский Интернет Форум (РИФ - 2002), и уже можно складывать из обрывков впечатлений "3D-картину Рунета" - как было, как есть и как, пожалуй, уже не будет - все слишком меняется год от года. Именно это и было самым интересным на Форуме - суметь прочитать между официальными строчками докладов (которые, впрочем, уже не раз звучали до этого), пообщаться в "кулуарах" (так нежно принято называть ночные посиделки в барах), в общем, отделить зерна от плевел.
Участие в Форуме принимали крупнейшие IT-компании России - разработчики компьютерного оборудования и программ, электронных платежных систем, СМИ, сетевые рекламные агентства, провайдеры. Генеральным спонсором Форума стала компания IBM East Europe/Asia Ltd. Задачей ежегодного Форума, по заявлению организаторов, является обзор основных тенденций и факторов развития Интернета в России, анализ происходящих изменений и прогнозы на будущее.
РИФ-2002, как отмечают старожилы, собрал меньше участников, чем обычно (если в прошлом году их было около 800, то в этом году только около 400), и это не результат плохой организации Форума, а, скорее, свидетельство наличия серьезного кризиса в самой отрасли. В основном, конечно, участники были из Москвы. Москвичи, не долго думая, соединили работу с трехдневным отдыхом в одном из наиболее престижных пансионатов, где стоимость проживания в дни Форума составляла более 400 долларов. Многие, правда, откочевали в соседний пансионат "Поляны" с "трубой пониже и дымом пожиже", где не менее плодотворно "прозаседали". А вот питерцев, как обычно, подвела природная скупость - мало их было.
Как и всегда, секции и доклады Форума были хаотично перемешаны: электронная коммерция, высокие технологии, корпоративные системы, интернет-статистика, СМИ и реклама. Кстати, кажется логичным в будущем все-таки сделать разделы Форума более специализированными, ибо то время, когда провайдеры разрабатывали контент, а "зубры" on-line СМИ прекрасно разбирались в CRM и ERP, все-таки рано или поздно кончится.
"Затравку" Форуму дал круглый стол "Интернет и государство", в котором приняли участие Интернет-общественность с одной стороны и представители Министерства связи и информатизации с другой. Как всегда, вопросы, мучавшие провайдеров и прочих деятелей российского телекоммуникационного пространства, как-то: проблема естественных монополий в области телекоммуникаций, ожидаемое обязательное лицензирование государством интернет-сайтов, введение повременной оплаты за телефонную связь, программа "Электронная Россия" как монополизация за государством российского интернет-сектора и многие другие, встретили спокойное отношение чиновников Министерства Связи. С монополиями боремся. Лицензирование не так страшно, как кажется. Повременка ни по кому не ударит - ни по пользователям, ни по провайдерам. "Электронная Россия" не затронет ваших свобод...
В общем, исходя из дискуссии, разгоревшейся на круглом столе, можно сделать вывод, что государство постепенно начало обращать внимание на Интернет, и не оставит без должного контроля столь большой сегмент экономического и информационного рынка. Как заявил на открытии Форума министр РФ по связи и информатизации Л.Д. Рейман, "Встреча В.В.Путина с представителями российского Интернета в декабре 1999 года послужила, началом интенсивного диалога между государственными органами и сообществом". Как заявил Рейман, "основным тормозом в развитии Интернет-провайдеров является законодательная неурегулированность и неопределенность этих отношений" (т.е. отношений между IT-компаниями и государством).
Но пока эти отношения только-только начинают вырабатываться. И поэтому технари могли спокойно, без оглядки на министерства, обсуждать проблемы развития высокоскоростных магистралей, а контентщики и рекламщики - разрываться между двумя самыми, пожалуй, интересными секциями - "СМИ в Интернете" и "Реклама и маркетинг", причем разрываться в прямом смысле слова: секции проходили одновременно, на третьем и пятом этажах главного корпуса пансионата, так что, едва успев возразить Носику (Lenta.RU) или Делицину ( Rambler.RU), надо было бегом преодолевать 40 ступенек, чтобы узреть Бокарева (Promo.RU), Себранта (Lycos.RU) или Мартьянова (Subscribe.RU).
Основной идеей секции сетевых СМИ должна была стать активизация интернет-ресурсов традиционных СМИ и, в связи с этим, возможный передел информационного рынка. Отсутствие интереса к Интернету со стороны традиционных печатных изданий привело к тому, что интернет-СМИ получили значительную фору в развитии. Однако сегодня они сталкиваются с конкуренцией со стороны игроков "другой весовой категории". Аналитик Рамблера Леонид Делицын в докладе наглядно продемонстрировал несколько последних тенденций, берущих начало с осени прошлого года. В первую очередь - сокращение разрыва между лидерами интернет-СМИ и другими "чисто сетевыми" игроками - с одной стороны, и интернет-ресурсами традиционных СМИ с другой.
В обсуждении сетевых СМИ странно поразил тот факт, что все обсуждение в итоге все-таки свелось к рейтингам, статистике и количеству драгоценных посетителей. О качестве контента - самой ценной части любого информационного проекта - не вспоминал уже никто, видимо, об этом говорить уже не модно. А модно рассуждать о новых бизнес-моделях (поскольку старая модель привлечения посетителей - баннеры - уже, по мнению некоторых участников Форума, себя изжила) интернет-проектов, способах выживания, проблемах окупаемости и т.д. Кстати, об этом же шла речь на круглом столе "Рунет: История побед и поражений". Живым примером чуть ли не единственного коммерчески выгодного проекта в Сети стал сайт Price.RU и его руководитель - несгибаемо оптимистичный Аркадий Морейнис. Проект Price.RU "вышел на ноль" (т.е. окупил вложенные в него деньги) через 9 месяцев после начала работы и умудряется оставаться по крайней мере неубыточным до сих пор. Причиной успеха Аркадий назвал простую истину: "Надо заниматься не интернет-бизнесом, а бизнесом в Интернете".
Этот доклад явно тянул на "американскую мечту" в действии, но сермяжная правда в нем была: действительно, более-менее крепко стоят на ногах те проекты, которые пришли из оффлайна и использовали Интернет лишь как одну из бизнес-сред. Из оффлайна потянулись стройными рядами и рекламодатели, которым гораздо легче объяснить бизнес-модель на бумажной основе, а Интернет предложить 'на закуску'. Так, например, поступает сайт Aktivist.RU, тот же Price.RU, сайт газеты "Деловой Петербург".
По рекламе перспектива вырисовывалась более радужная, объемы рынка вроде бы растут, в Интернет приходят крупные рекламодатели, хотя их рекламные бюджеты неизбежно распределяются между 4-5 крупными площадками, которые все находятся на территории столицы (точнее, компании, содержащие площадки. Понятно, что сами сайты находятся в Интернете, а не в Москве). Регионы, как всегда, остаются не у дел. Мизерные обороты и отсутствие интереса рекламодателей к региональному рынку не привлекает рекламистов первопрестольной к работе с региональными партнерами.
Нестандартные рекламные носители уже обсуждают меньше, всем понятно, что им быть, рекламные площадки лихорадочно готовят места под небоскребы и раздражающие ветеранов Рунета "rich-media баннеры" - реклама, сделанная на флэше и выскакивающая невесть откуда прямо посередь страницы.
Стоит отметить еще некоторые магистральные линии развития Рунета, которые обсуждались на Форуме. Большинство специалистов сходится во мнении, что в недалеком будущем основную роль будет играть интернет-телевидение. Уже сейчас наибольшего успеха добиваются "гибридные" проекты - т.е. интернет-проекты, в создании и продвижении которых принимают участие телевидение, и крупные интернет-порталы (например, проекты "За стеклом" или "Последний герой").
Еще одно весьма перспективное направление развития Рунета - это объединение услуг мобильной телефонии и интернет-технологий.
Завершился Форум награждением лауреатов РИФ-2002. В этом году ими стали:
За достижения в области телекоммуникационных интернет-технологий среди провайдеров - Группа компаний "Сэнди" (Нижний Новгород).
За достижения в области телекоммуникационных интернет-технологий среди поставщиков оборудования - InFocus Corp.
За лучший доклад - Хачатур Арушанов, МТУ-Интел.
За достижения в области применения интернет-технологий среди специализированных информационных ресурсов - ООО "Гарант-Парк-Интернет"
За достижения в области применения интернет-технологий среди развлекательных информационных ресурсов - проект Mult.RU
За достижения в области применения интернет-технологий в электронной торговле - Платежная Интернет-система "Рапида"
За достижения в области применения интернет-технологий в бизнесе - проект Data Fort
Награждению воспоследовал торжественный банкет и танцы. Не отдавали свежестью тосты 'За Интернет' и 'За eBusiness', но актуальности своей не теряли. Все участники выразили желание непременно приехать на будущий год и подвести в очередной раз итоги, год от года все более спокойно и мудро подсчитать "павших" и поднять бокал за "живых". И да будет так.
Павел Житнюк, Ася Житнюк, ИА "Росбалт"
ИА Росбалт
18.03.2002 22:33:00
|