К О М М Е Н Т А Р И Й НОВЫЙ ГЛАВА ЦЕНТРОБАНКА КАК НАДЕЖДА РОССИЙСКОГО ИНТЕРНЕТА
МОСКВА, 19 марта. /Политический обозреватель РИА "Новости" Владимир Семенов/. 20-го марта состоится совместное заседание Совета Безопасности Российской Федерации, Президиума Госсовета и Совета при Президенте России по науке и высоким технологиям на тему: "Об основах политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу".
Сообщение об этом рождает противоречивые чувства. С одной стороны - оборонная отрасль, авиация - это то, что разрабатывается десятилетиями и служит еще дольше. Здесь государственное стратегическое планирование необходимо. Но там, где "высокие технологии" касаются "обычного" человека, где они меняют привычный "образ мира" - попытка прогноза выглядит несостоятельной. Ни один совет или даже мудрец-одиночка не могли бы предсказать в 1994 году, что через 8 лет на планете Земля будет 1 миллиард абонентов мобильных телефонов и полмиллиарда компьютеров, связанных между собою в единую сеть.
"Нескромное" имя для мероприятия 20-го марта - это совсем не страшно. Тем более, что российское государство ныне умеет корректировать "стихию" прогресса. Пример - мощная государственная программа "Электронная Россия", развивающая Интернет в общественно-полезных областях. Но здесь есть самый важный посыл: покуда власть "живая", пока она умеет принимать трудные политические решения - и "высокие технологии" в такой стране найдут себе место. Например, "информационное общество" будущего получит импульс развития на этой неделе вовсе не от обсуждений на советах, а совсем от другого.
Россия должна гордиться своим Интернетом. Нет, увы: не количеством пользователей, число которых никому не известно. 10 миллионов - официальная цифра, 4 миллиона 200 тысяч - данные аналитиков "Комкона-2" на прошлый год, 12 миллионов - оценка компании "Мониторинг.ру". Гордиться стоит качеством.
Электронная библиотека Мошкова против "проекта Гуттенберга", наверное, и отступит. Но если Мошков возьмет союзников (несть им числа), то англоязычной Сети останется только стушеваться. Или: электронная версия Британской энциклопедии (74 тысячи статей и 10 тысяч иллюстраций) выглядит бледно на фоне нашего "Рубрикона" - 400 тысяч статей и 60 тысяч картинок и карт. Сравнение сайтов Лувра и Эрмитажа - дело, вроде, чистого вкуса, как в фигурном катании, но любой судья отдаст победу именно российской стороне. За "очевидным преимуществом", которое не "перевесит" никакое внешнее давление. Как никто в Сети не сомневается, что лучший сайт о метро принадлежит Артемию Лебедеву - о лучшем метро мира в Москве. А Питер всегда побьет Лондон по числу размещенных фото-пейзажей.
Два главных российских гения - литературы и математики как будто рождены для Интернета. И Интернет как будто создан во имя их соединения. Изумительный блеск Рунета - совсем не случайность. Но при этом - российские сайты составляют лишь 2% мировых. Африканский результат. Почему?
Ответ прост, как выстрел. В 1998 году вместе с большинством банков в России умерла система пользования кредитными картами (они по-настоящему были дебитовые, но назывались "кредитными" - такова традиция). С тех пор потребление восстановилось, "средний класс" вернулся, но "кредитные карты" - нет. А без них, без электронной торговли - российский Интернет лишь благотворительность или средство для "связей с общественностью".
Дума избирает Сергея Игнатьева во имя банковской реформы. Тысячи промышленников, сотни верных им комментаторов ждут от нее "перетекания капитала из добывающих отраслей в перерабатывающие". Все верно. Но есть еще миллионы молодых, (пока без больших капиталов) российских пользователей Интернета, которым нужны платные ресурсы Сети. У них есть интерес, есть деньги, которые невозможно "для дела" потратить (кредитные карты - редкость в пост-дефолтной России). Но самое главное - именно они через 8 лет будут определять "новые технологии", неведомые ныне.
Совпадение в один день назначения Думой Председателя Центрального банка и совместного заседания Совбеза и Госсовета по будущему развитию технологий - ирония истории. Оба решения про одно и то же. Но первое событие важнее. Важно, чтобы действующие участники второго это понимали.
РИА "Новости"
19.03.2002 14:06:00
|