И ВОТ НАСТАЛА ЭЛЕКТРОННАЯ СРЕДА
Сельская школа: догонять ли город, решая задачу выживания и существования, или искать собственный путь развития на базе новых технологий образования
МОСКВЕ во Всероссийском выставочном центре (бывшее так хорошо нам известное ВДНХ) проходила третья выставка-ярмарка "Современная образовательная среда". Наш регион был представлен на ней отдельной экспозицией "Образовательные ресурсы Владимирской области". Она была одной из самых больших на выставке. Открывал ее плакат-обращение губернатора области Н.Виноградова. Он, в частности, говорит: "Система образования России и высшая школа как ее составная часть - это то немногое, чем еще может гордиться наше Отечество". Эта фраза служила девизом всей нашей экспозиции.
Наш регион был достойно представлен и отмечен рядом авторитетных наград. Особо следует упомянуть достижения Гусевского стекольного колледжа директор - В.Курябов), стенд которого пользовался большой популярностью. И в первую очередь благодаря умелым рукам его учащихся, представивших уникальные художественные изделия из стекла. Эта работа колледжа была удостоена диплома ВВЦ.
Достойно представлял высшее образование Владимирский государственный университет, разработчики ряда экспонатов которого получили пять (!) золотых медалей. Это научные руководители профессора А.Сергеев, В.Кечин, В.Морозов, Т.Трифонова, С.Аракелян. Эти экспонаты являются результатом работы по научно-технической программе Минобразования России "Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования", одну из подпрограмм которой под названием "Основы федерально-региональной политики в области образования" возглавляет ректор ВлГУ А.Сергеев.
Итоги проведенной выставки требуют отдельного разговора, но сейчас хотелось бы рассказать об одном направлении деятельности госуниверситета -"Информационно-образовательная среда ВлГУ в сельских школах Владимирской области", которое было отмечено дипломом ВВЦ как наиболее яркое и перспективное не только для нашего региона, но и в целом для России. Речь идет об экспериментальном проекте по информатизации сельских школ на базе космических средств доступа к мировым образовательным ресурсам.
По итогам проведенного эксперимента в октябре прошлого года сделано позитивное заключение выездного заседания представителей Министерства образования Российской Федерации, администрации Владимирской области, Владимирского государственного университета, ЗАО "Научно-производственное объединение "Кросна".
Выездное совещание проводилось с целью ознакомления с результатами работы первой очереди (первого этапа) доступа к информационной образовательной среде учреждений образования Владимирской области и выработки рекомендаций для дальнейшей работы.
Средства опытного района доступа к информационной образовательной среде учреждений образования Владимирской области включают в себя следующие комплексы: учебно-методический комплекс, в состав которого входят электронные учебные материалы, методики дистанционного обучения и аппаратно-программные средства их поддержки, созданные ВлГУ; телекоммуникационный комплекс, в состав которого входит спутниковая система ассиметричного доступа к сетям на основе IР-протоколов (Интернет), разработанная НПО "Кросна", а также наземные каналы связи для запросов пользователей (используется благодаря ОАО "Электросвязь" Владимирской области).
Образование в России всегда представляло собой больше, чем просто грамотность населения. Это у них, в Америке, в школах учат только элементарному арифметическому счету и примитивной грамоте. В нашей стране школа издавна, а тем более на селе, была и остается основой культуры и цивилизации. Это центр притяжения для людей и одновременно -надежда, основа будущего. Поэтому роль общеобразовательной школы, особенно на селе, в нынешних условиях особенно возрастает. Эксперимент проходил на хорошем фоне и на основе приличного задела.Во-первых, незадолго до него Правительство РФ приняло федеральную целевую программу о развитии единой информационной образовательной среды России и буквально вслед за этим рассмотрело программу "Электронная Россия", куда входит также и образовательная часть. Во-вторых, президентская программа компьютеризации сельских школ позволила начать поставки вычислительной техники на места и ее запуск в работу. Немаловажным является также то, что ВлГУ является головным вузом по подпрограмме Минобразования России "Научные основы федерально-региональной политики в области образования". Именно в рамках данной подпрограммы разрабатываются проекты по созданию научных основ новых технологий в области образования, в том числе и школьного, при взаимодействии федеральных и региональных структур. Важная принципиальная позиций нашего университета: сильный университет - сильный регион, а значит, сильное образование и сильные школы. Наполнение этого тезиса реальным содержанием - цель проведенной демонстрации.
Сейчас в стадии подписания находится многостороннее соглашение о совместной деятельности по созданию информационной образовательной среды на территории Владимирской области как федеральной экспериментальной площадки. Главное уже состоялось: учителя школ (всех районов Владимирской области!) и дети в течение трех недель смогли соприкоснуться с самыми современными образовательными технологиями, почувствовать необходимость и полюбить их. Пройдя этот путь, дети стали другими и уже не представляют своей жизни в школе без компьютеров. Это самый важный результат эксперимента. Появились "центры кристаллизации" новых технологий образования на селе. Стала понятной задача на данном этапе - необходимо перевести эксперимент в состояние постоянного функционирования. Достаточно сказать, что энтузиастами этого дела себя считают уже более 200 директоров сельских школ.
ТИПИЧНАЯ проблема сельских школ - удаленность от основных магистральных каналов связи, разбросанность по большой территории, недоукомплектованность по многим параметрам, и в первую очередь - скудность образовательныхресурсов (учебников, библиотек и т.п.). более того, большая социальная напряженность из-за сложных экономических условий на селе. Но, с другой стороны, именно в сельских школах обучается значительная часть учащихся нашей страны и именно в них находятся многие талантливые дети, которых просто необходимо приобщить к современным достижениям в образовательной и культурной сферах. Поэтому речь идет не об удобстве и комфорте, а о первоочередной необходимости, стратегической задаче государственной значимости, основе устойчивого развития общества и глобализации его жизни во всех сферах.
Вот здесь и нужны селу дистанционные технологии образования через спутниковую сеть, которая может накрывать целые регионы и тем самым обеспечивать всем сельским школам доступ к мировым образовательным ресурсам. Речь идет не просто о выходе в Интернет или использовании электронных средств связи. Речь о другом, более важном - организации непрерывного образовательного процесса на базе современных технологии и - что принципиально - с использованием вековых традиций и передовых подходов российского образования. Во главе этого процесса должен и будет стоять учитель. При этом акценты в работе учителя смещаются от рутинной, утомительной и непроизводительной работы в сферу, где его квалификация наиболее востребована и нужна, и он действительно становится во главе учебного процесса.
Да, одной "тарелки" недостаточно. Необходимо "железо" - компьютеры. Необходим и какой-то минимум наземных телекоммуникационных каналов связи. Необходима организация сервиса для всей этой структуры.
Но самое главное - это наполнение такой образовательной сети собственно образовательными ресурсами и подготовка соответствующих кадров для ее использования. Это и есть первоочередная задача, и здесь находится место ВлГУ в данной схеме.
Все эти позиции имеют реальное разрешение, в том числе и в финансовом аспекте: они вполне подъемны именно нынешних условий. Единственное требование - разумный паритет всех вовлеченных в этот процесс структур - местных, региональных, федеральных с опорой на мощные региональные университеты и передовые научно-производственные объединения в области телекоммуникаций.
Это уже модель для всей России, и она показала свою эффективность в рамках проведенной демонстрации-презентации. Хотя мы понимаем, универсальных решений на все случаи не может быть.
ИСТЕСТВЕННО, были и есть опасения (особенно у руководителей районных отделов образования, которые собирались по этому поводу в единый информационный школьный день 18 сентября в Мелеховской школе Ковровского района), что за демонстрацией и рекламной кампанией дальше ничего не последует: ведь отсутствует утвержденная схема финансирования и поэтому об учителях и детях данной школы вскоре забудут. Но чтобы именно этого не случилось, эксперимент надо продолжать и выполнить все положения принятого заключения по его результатам.
Ну а реализация подходящей финансовой схемы (которая должна служить моделью для всей России; эта модель фактически уже разработана участниками эксперимента) - совместное дело федеральных, региональных и местных структур, которые на паритетных началах должны способствовать внедрению на базе приобретенного опыта новейших технологий образования для сельской школы.
По итогам эксперимента глава администрации Владимирской области Н.Виноградов провел совещание с участниками эксперимента и другими заинтересованными лицами (присутствовали депутат Госдумы Е.Лахова, директор ГосНИИ информационных образовательных технологий, член-корр. РАН Н.Малышев и др.). Итог: эксперимент будет продолжен и во Владимирской области будет организована федеральная экспериментальная площадка по созданию и эксплуатации базовой информационной сети сельских школ с доступом к информационной образовательной среде.
То, что наш регион идет в правильном направлении и занимает здесь передовые позиции, подтвердила и авторитетная комиссия Минобразования (ее возглавлял бывший министр образования А.Тихонов, ныне директор Государственного научно-исследовательского Института информационных технологий и телекоммуникаций "Информика" Минпромнауки и Минобразования РФ, на который возложена задача координации работ по федеральным целевым программам в области информатизации образования), работавшая в ВлГУ в ноябре прошлого года. Реализации всех этих программ и есть стратегический путь развития образования в России и в нашем регионе.
Фото:
- НА СНИМКЕ: в компьютерном классе Мелеховской средней школы Ковровского района.
Фото В.СТОХАЛЬСКОГО.
В.КЕЧИН, первый проректор ВлГУ, доктор технических наук, профессор; С.АРАКЕЛЯН, , 27-28, стр. 3, Владимирские ведомости
14.02.2002
|