ЧЕТЫРЕ ДНЯ ПОДМОСКОВНОЙ ВЕСНЫ
Завершился Российский интернет-форум
Это событие считается зеркалом российского Интернета. Нынешний РИФ был шестым. Не самым крупным с точки зрения количества участников - "всего" 500 человек. Немного по сравнению с прошлым годом, когда было 800 участников. Но это не потеря популярности, просто спал ажиотаж.
Из года в год менялись главные темы РИФа. На первых форумах самыми главными были интернет-провайдеры и те, кто представлял "железо". Подобно тому, как первые информационные бюллетени в средневековой Европе выпускали почтовые отделения, именно они были в ответе за, как теперь говорят, "кон-тент-проекты".
С 1999 года росли вес и влияние представителей интернет-СМИ. С появлением Газеты.Ру это стало очевидным, и примерно в то же время, может, чуть позже, начинает бурлить жизнь и среди тех, кто занимается в Интернете рекламой. Вокруг представителей интернет-СМИ, директоров по маркетингу и рекламе крупных интернет-порталов и представителей сетевых рекламных агентств формируются секции "СМИ в Интернете" и "Интернет-реклама", которые были одними из самых оживленных и на этот раз.
Неудивительно, поскольку именно в информационном и рекламном секторах индустрии имеет место активность, тогда как бурная энергия участников, отличавшая "круглые столы" по интернет-инвестициям, ушла. Что тоже неудивительно. Российская интернет-лихорадка, как известно, была принесена из-за океана. В позапрошлом и прошлом году, при том что инвестиционный бум подходил к концу, на время РИФа пансионат "Лесные дали" превращался в один из крупнейших бизнес-центров Московского региона.
Вылечили золотую интернет-лихорадку в Америке - исчезла она и у нас. Хотя, если бы ресурсы инвесторов не были истощены преждевременным ажиотажем, капиталовложениям в российский Интернет самое время было бы развернуться сейчас. По данным интернет-холдинга "Рамблер", в марте этого года ежемесячная аудитория российского Интернета составила уже 5 миллионов пользователей. Сеть активную, молодую и обеспеченную аудиторию, есть все основания надеяться на рост рынка интернет-рекламы.
Любопытно, что Российский центр интернет-технологий (РОЦИТ), который является бессменным организатором интернет-форума, изначально претендовал на роль посредника между интернет-сообществом и государством, но так и не смог найти себя в этом качестве. Сейчас, к примеру, большая часть исследовательских программ и семинаров РОЦИТа (помимо РИФа, проходящего на деньги спонсоров и взносы участников) финансируется за счет грантов различных фондов. Хотя на РИФе всегда присутствовали те или иные представители госструктур, чиновников уровня министра на них не было никогда. В этом смысле неудивительно, что приезд министра связи и информатизации Леонида Реймана и его заместителя Андрея Короткова, отвечающего за реализацию программы "Электронная Россия", стал едва ли не главным событием интернет-форума.
Организаторы сетуют, что министры не приезжали на РИФ в прошлый раз. "Тогда, по крайней мере, у них сложилось бы другое ощущение - динамичной, бурно развивающейся индустрии, забившей все секции и пленарные заседания так, что яблоку было негде упасть", - говорит Джан Хан-Магомедов, исполнительный директор РОЦИТа.
В некоторых интернет-изданиях уже вовсю обсуждают тему, состоится ли РИФ в седьмой раз. Сами организаторы не слишком сомневаются в этом. Скорее, с их стороны вопросы вызывают место действия и формат мероприятия. Например, стоит ли оставлять в интернет-форуме пленарные заседания или сразу начинать работать по секциям? Или, другой вопрос, имеет ли смысл продолжать работать с пансионатом "Лесные дали"? Все это, по большому счету, частности. А если говорить о главном, то РИФ как был, так и остается крупнейшим событием в интернет-индустрии, и конкурентов ему пока не видно.
Возможно, что спад ажиотажа приведет к тому, что положение РИФа как ключевого события в интернет-индустрии только упрочится. Мало у кого теперь возникнет желание создавать ему альтернативу. Как и в былые времена, РИФ остается прежде всего предлогом для того, чтобы собраться вместе и обсудить дела.
В составе участников РИФа если и происходят изменения, то не слишком большие. В этом, как ни странно, тоже залог успеха форума. Создавая "виртуальные сообщества" в Интернете, завсегдатаи РИФа, сами того не заметив, образовали сообщество вполне реальное, основанное на общих интересах. И привычках, среди которых одна из важнейших - поездка за город в начале весны.
Иван ЗАСУРСКИЙ, 48, стр. 9, Известия
21.03.2002
|