ЧТОБЫ НЕ ЗАПУТАТЬСЯ В "ПАУТИНЕ"
Александр Шубин
ДЕПУТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РФ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ МЕЖФРАКЦИОННОГО ДЕПУТАТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ "ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ"
ПЕРВОГО декабря 2000 года в "Российской газете" была опубликована статья депутатов Государственной Думы Александра Шубина и Василия Волковского "Достоверно, но без опасности" о проблемах информационной безопасности. Сегодня мы вновь возвращаемся к этой актуальной теме. Разговор пойдет о государственной программе "Электронная Россия", которая должна поднять страну на новый информационный уровень.
Одним из основных факторов развития современного общества стала технология производства и передачи информации. Глобализация экономики привела к образованию единого мирового рынка, на котором реализация любой сделки зависит в первую очередь от быстроты реакции на события, происходящие подчас на другом конце земного шара.
К сожалению, Россия до сих пор из-за недостаточной технической оснащенности и информационной культуры еще не в полной мере превратила информацию в основной двигатель прогресса. Это не означает, однако, что проблемы новейших информационных технологий, доступа к информации и ее защиты от посягательств не затрагивают нас. Интернет, согласитесь, уже становится неотъемлемой частью российской реальности, такой же, как ранее мобильные телефоны, персональные компьютеры и "тарелки" спутникового телевидения. В результате его стремительного развития (по данным Минсвязи, в начале 2002 г. число российских посетителей глобального wеb-пространства превысило четыре миллиона) у россиян появились удобные поисковые системы, им стали доступны удаленные источники информации.
Но всемирная информационная сеть, к сожалению, таит в себе и немало опасностей. Легкость публикации любых материалов в Интернете, к сожалению, зачастую сопровождается отсутствием профессиональной редактуры, гарантирующей достоверность. В результате пользователь, не способный фильтровать информацию, либо потонет в мегабайтах текста, либо станет жертвой искусного манипулирования - иногда непрофессионального прогноза или необоснованной аналитической статьи. Обидно умереть от опечатки в рекомендациях популярного медицинского сайта, но в случае размещения намеренно искаженной, рекламной или дискредитирующей информации о материалах, стандартах, оборудовании и т.д. число жертв может возрасти многократно.
В этой связи желание видеть Россию экономически сильной, демократической страной требует от нас превращения не просто в "информационное общество", но в общество, пользующееся проверенной и безопасной информацией.
Основная задача информационной безопасности состоит в обеспечении доступа каждого к информации, необходимой для экономической, образовательной и любой другой деятельности, не запрещенной законом. При этом, используя сертификацию или установление рейтинга ресурсов по их достоверности, качество данных, размещенных в Интернете, должно улучшаться на всех этапах - заполнения информацией, ее поиска и утилизации.
Недавно принятая Правительством программа "Электронная Россия" как раз и направлена на то, чтобы реально повысить уровень доступа граждан к необходимой информации посредством наполнения всемирной "паутины" новыми документами и обеспечения подготовки соответствующих специалистов. Массовое распространение информационно-компьютерных технологий должно привести к повышению эффективности экономики, государственного управления и местного самоуправления. По замыслу разработчиков программы ее реализация приведет к тому, что органы власти всех уровней станут доступнее для граждан, а их деятельность будет более прозрачной.
На первом этапе осуществления программы "Электронная Россия" должно быть подготовлено правовое обеспечение развития информационных технологий в стране. На 2002- 2003 годы запланированы проведение экспертизы действующей нормативной базы (включая ведомственные нормативные акты) и разработка концепции развития законодательства в области социально-экономических приложений информационных технологий. После этого предполагается разработать пакет соответствующих законопроектов, которые должны обеспечить осуществление государственной политики в сфере высоких технологий.
Для координации работ по правовому обеспечению всего этого проекта в Государственной Думе РФ создано межфракционное депутатское объединение "Электронная Россия", в состав которого вошли более 40 депутатов из всех фракций и депутатских групп. В процессе работы многие эксперты обратили внимание парламентариев на одну из самых существенных, с их точки зрения, проблем информационно-телекоммуникационных технологий - так называемую "Майкрософт-зависимость". Не случайно Доктрина информационной безопасности РФ, утвержденная Президентом В. Путиным 9 сентября 2000 года, признала угрозой для страны закупку импортных средств информатизации при наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам, и вытеснение с отечественного рынка российских производителей.
Эта угроза имеет два аспекта. Во-первых, в программах возможно наличие "черных ходов", используя которые можно дистанционно вывести компьютеры из строя. Во-вторых, очень вероятна зависимость владельцев от производителей компьютеров: однажды приобретя программное обеспечение определенной фирмы, они вынуждены обновлять его именно у своих поставщиков. Между тем операционные системы и офисные программы некоторых крупных западных фирм характеризуются явной избыточностью - редко кто использует их возможности больше чем на 20 процентов. Очередные же версии этих программ содержат изменения, оправданные лишь как маркетинговые ходы, принуждающие пользователей приобретать "обновленный" продукт.
Программа "Электронная Россия" как одну из составляющих, предполагает поиск путей для ликвидации зависимости от монопольных продуктов. В качестве варианта можно было бы рассмотреть возможность перспективного оснащения государственных учреждений стандартным программным обеспечением, что, кроме всего прочего, способно стимулировать разработку отечественных продуктов.
Кроме информатизации системы работы государственных учреждений, технологическая информация является условием экономического развития.В последнее время она приобретает не меньшее значение, чем ресурсы и труд. Сегодня в России налицо катастрофический дефицит технологических и научных сведений - тиражи отечественных научных и технических журналов сократились, зарубежные журналы все реже закупаются библиотеками, из-за ремонта фонды Российской государственной библиотеки на неопределенный срок стали недоступны читателям. В этих условиях Интернет мог бы в определенной степени компенсировать понесенный урон. Здесь важной задачей является обеспечение доступа к последним публикациям, а также создание достаточных тиражей копий публикаций технических библиотек на компакт-дисках. Создание библиотек на электронных носителях может в отдаленной перспективе обеспечить равный для жителей всех регионов доступ к технологической информации. Столь же привлекательными представляются возможности дистанционного образования и консультирования, которые могут оказаться действенным способом воспроизведения неотчуждаемого знания и поддержания научных и инженерных школ.
Кроме этого, Интернет также дает существенное преимущество желающим получить максимально разностороннюю информацию и по другим отраслям знаний. Сетевой пользователь всемирной "паутины" может найти в новостных интернет-лентах, на аналитических сайтах и форумах весь спектр возможных трактовок и прогнозов, ознакомиться с материалами, которые никогда не появятся на бумаге и в эфире потому, что они лишены остроты и кажутся журналистам малоинтересными. И только в сетевых общественных форумах возможно оперативное обсуждение насущных проблем в широких масштабах.
И еще одна проблема - это вероятные информационные войны. Имеет ли Россия иммунитет по отношению к информационным атакам? Опыт показывает, что способности некоторых российских СМИ раздувать панику и поддаваться на провокации ошеломляющи. В силу своеобразных представлений об интересах читателей и зрителей, их сотрудники, как правило, не заинтересованы в распространении взвешенной, достоверной информации. Единственный способ бороться с подобным своеобразным информационным "террором" - это обнародовать достоверную информацию в источниках с хорошей репутацией.
Убежден, что в деле обеспечения информационной безопасности приемлемы всевозможные технические новации, коммерческие проекты, законодательные инициативы и административные меры. Но, безусловно, только в том случае, если они не нарушают закрепленное Конституцией равное право всех пользователей Интернета на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любыми легальными способами.
Александр Шубин, 53, стр. 6, Российская Газета
26.03.2002
|