ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕЛЬСЫ МПС
Автоматизация госструктур полным ходом шагает по стране. Вслед за рядом министерств и ведомств, поставленных на электронные рельсы в рамках получившего широкое освещение в СМИ проекта "Электронная Россия", компьютеризации подверглось Министерство путей сообщения. Недавно завершился проект по построению единой сети передачи данных (СПД) МПС РФ. Стоит отметить, что транспортные министерства играют огромную роль в экономике любой страны. Однако в России тезис о незаменимости МПС приобретает еще большую актуальность - как из-за размера территории, так и потому, что в отдельных населенных пунктах железная дорога является единственным имеющимся видом транспорта.
Реализованный проект является примером крупнейшей корпоративной телекоммуникационной сети в России и одним из крупнейших проектов в Европе. Новая СПД задействует оптоволоконные линии и спутниковые каналы связи ЗАО "Транстелеком". Сеть, в основе которой лежит оборудование Cisco Systems, задействует самые современные технологии, в том числе MPLS и VPN, поддерживая при этом ряд унаследованных технологий. География СПД МПС России покрывает в режиме "он-лайн" огромную территорию - от морских портов на Тихоокеанском побережье (Южно-Сахалинск, Ванино, Владивосток) до портов на побережье Атлантики.
Наличие у такой мощной и разветвленной организации единой сети передачи данных трудно переоценить. Создание СПД, адекватной масштабам Российских железных дорог, позволило преодолеть барьер в создании и развитии отраслевых информационных систем в нашей стране. Кроме того, одной из целей проекта заявлено повышение привлекательности РЖД для иностранных перевозчиков, ведь посредством СПД обеспечивается прозрачность грузопотоков, контроль за местоположением и сроками доставки грузов.
До начала проекта в МПС фактически не было единой информационной структуры, главным образом использовались аналоговые каналы с низкой пропускной способностью. Наличие нескольких систем передачи данных ("Экспресс", предназначенной для продажи билетов, сеть АСОУП для управления грузоперевозками, а также сеть межмашинного обмена между мэйнфреймами), основанных на трех разных протоколах, затрудняло использование данных каждого подразделения в масштабах всего министерства. По этой причине введение единого финансового учета, системы управления запасами, единой системы управления перевозками было невозможным.
В 1998 году в Министерстве приняли решение о необходимости перехода к протоколу TCP/IP как базовому для единой информационной системы. Был проведен тендер, в ходе которого были выбраны системные интеграторы, способные провести модернизацию СПД, - группа компаний "Микротест" и "Техносерв". Монтаж проводился силами 17 железных дорог, в составе которых более 5000 предприятий с общей численностью персонала свыше 1, 5 млн. человек, под общей координацией ГУП "Трансинформ".
Сжатые сроки реализации проекта такого масштаба не имеют аналогов: первая очередь проекта была завершена уже к декабрю 1999 года. Сеть в составе 17 дорожных сегментов - в том числе 17 региональных, 450 периферийных и 1500 оконечных узлов - успешно прошла испытания и была сдана в опытную эксплуатацию. Для связи с каждым региональным дорожным узлом были выделены цифровые каналы мощностью от 128 до 2048 кбит/с. В феврале 2000 года началась эксплуатация магистрального сегмента, связывающего 17 дорог с Главным вычислительным центром (ГВЦ) МПС России. В том же году количество периферийных узлов было увеличено до 600, а оконечных - до 6000.
Параллельно проводилось обучение специалистов дорог. К началу 2001 года обучение прошли свыше 600 специалистов МПС. Слушателям читались сертифицированные курсы Cisco Systems, Sun Microsystems, Microsoft. Кроме того, все оборудование - в общей сложности более 22.000 единиц техники - было протестировано в рамках разработанной концепции безопасности, предусматривающей оценку угроз и рисков в работе.
СПД МПС России - прежде всего транспортная инфраструктура для решения отраслевых задач железнодорожного транспорта, призванная оптимизировать основные бизнес-процессы МПС. Результатом внедрения сети стала информатизация управления перевозками, управление маркетингом, экономикой и финансовыми потоками, а также постепенный переход всей отрасли к новым управленческим технологиям. Стало возможным построение новых систем: управления финансами и ресурсами на базе SAP R/3, экономический анализ и прогнозирование, и даже телемедицина.
52, стр. Б3, Ведомости
28.03.2002
|