Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

«Электронная Россия: проблемы и перспективы»
Интернет-конференция

Обзор публикаций СМИ о ФЦП «Электронная Россия»


НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОМЕН: "СТРАСТИ" И РЕАЛЬНОСТЬ

Признаться, с нетерпением ждал отклика на свою статью ( "РТ" от 06.11.2001 г.), в которой пытался обратить внимание читателей на бедственное положение в национальном сегменте Интернета и отсутствие национальной составляющей в информатизации нашей республики. Было важно начать разговор и обозначить ориентиры, поскольку информатизация сегодня является магистральным направлением развития всех без исключения цивилизованных стран и народов. "Страсти" же, закипевшие по поводу татарского национального домена верхнего уровня, сводятся в итоге к фундаментальному вопросу - сумеем ли мы найти правильную дорогу в информационное сообщество и какова цена этого поиска для будущего нации?

Что такое "организационная единица Интернета"?

Теперь что касается статьи моего оппонента Андрея Кобякова "Страсти по домену" ("РТ" от 10.01.2002 года).

Как известно, домены верхнего уровня Интернет бывают международные и национальные. При этом первые подразделяются на два типа - домены общего пользования типа "comnet" и т.д. и специализированные: "edu", "gov"... Особенность национальных доменов в том, что они обозначаются только двумя буквами латинского алфавита ("us" - США, "ru" - Россия, "иа" -Украина и т.д.), при этом в каждой зоне обеспечивается поддержка соответствующей языковой среды. Понятно, что любой пользователь Сети может зарегистрировать свой собственный домен второго уровня в любой из этих зон. Но проблема в другом -обеспечена ли поддержка родного языка в этой зоне. Если она имеется на уровне общесистемного и прикладного программного обеспечения, то у пользователя есть основа для формирования собственных информационных ресурсов, а значит, и развития национального виртуального пространства в Интернете. Если нет, то размещать в Сети информацию на родном языке, в принципе, можно, но - не широкому кругу пользователей.

Национальные домены регистрируют не только суверенные государства, но и колониальные и зависимые территории. Таких в списке национальных доменов около 20 процентов. Кроме того, на одной территории могут использоваться несколько официальных языков или один язык может использоваться на разных территориях. И в этом смысле такой домен можно называть национально-географическим. Например, французский язык является государственным для Мартиники, имеющей свой домен "mq", и для Мали - "ml".

Важными условиями для регистрации национального домена являются, во-первых, желание и воля самого государства, и, во-вторых, потребность, определяемая экономической целесообразностью, социально-технологической зрелостью, интеллектуальным потенциалом нации, историко-культурным наследием и, не в последнюю очередь, перспективами исторического развития народа. Только потом возникает проблема технико-экономической состоятельности претендента. Однако Татарстан по показателю валового национального продукта (ВНП) может претендовать на 113-ю строчку в перечне государств, имеющих национальные домены. Сильно опережая при этом многие страны (минимальный показатель ВНП имеет Мозамбик - 60 долларов на душу населения в год, максимальный показатель у Лихтенштейна - 33510). В РТ этот показатель составил в прошлом году около 2150 долларов.

Тезис оппонента о "вмешательстве в эволюцию новых технологий на политическом уровне" еще сильнее закручивает интригу в обсуждении весьма сложной проблемы. С моей точки зрения, обвинить, например, наши республиканские органы власти в такой попытке никак нельзя. Увы, скорее - наоборот. Достаточно сравнить наполненность татаро-язычного и русскоязычного сегментов всей информационной среды Татарстана, и все станет ясно.

Следующая проблема, поднятая автором "Страстей...", - татарификация интерфейса программного обеспечения. Ясно, что рядовой пользователь должен иметь реальную возможность для общения с компьютером на родном языке. Кстати, на это мы имеем полное право по Закону "О языках народов РТ". И самое главное - не надо забывать, что здесь речь идет о создании условий для существования татарского народа в завтрашнем "оцифрованном мире". Мы хотим стать полноценным народом, для которого "Окинавская хартия глобального информационного общества" - не что-то абстрактное, а перспектива цивилизованного развития. И если у нас есть возможность найти все необходимое для работы ПО на своем родном языке, то можно утверждать, что задача имеет решение.

Может ли компьютер стать трояно-татарским конем?

Если мы в исконно русской деревне установим компьютер с поддержкой только татарского языка, то как это называется? Правильно - игом! А сам компьютер - трояно-татарским конем. И, соответственно, наоборот. Но если мы поступаем так по отношению к себе? Попробуйте-ка найти определение этому явлению!.. А заодно спросите наших татарстанских "информатизаторов", почему до сих пор не решена задача татарификации компьютерных и коммуникационных систем. Не пора ли обратиться за помощью к Биллу Гейтсу?

Следующий тезис оппонента - "никто, кроме самих татар, не мешает им уже сейчас создавать и наполнять информационные базы на родном языке". Да не сможем мы формировать эти базы (это - третий этап информатизации, речь о которой шла в моей предыдущей статье), если не решим вопрос адаптации компьютерных систем к национальной языковой среде (первый этап). И тем более мы не можем оказаться вдруг, "по своему хотению" на пятом этапе (самоорганизующиеся и саморазвивающиеся информационные системы). Как ни парадоксально, но факт, что мы не ушли далеко вперед от уровня начала 90-х, когда поток "персоналок" хлынул в республику и начали появляться "русификаторы" англоязычной версии Windows 3-х. Мы до сих пор еще используем подобные примочки - татарификаторы. Между тем, компания Microsoft не только обеспечила поддержку русского языка в следующей версии - Windows 95, но и совершенствовала ее в Windows 98, 2000, Me, XP, а поддержки татарского языка в ее программных продуктах до сих пор нет. И не будет, пока властная элита не перестанет измерять процессы национальной информатизации корпоративными вершками.

Еще раз о "государственной доктрине"

С сожалением приходится констатировать, что в фундаментальной программе информатизации, какой является федеральная целевая программа (ФЦП) "Электронная Россия", не предусмотрено решение национальных проблем нерусских народов. Какие перспективы для них заложены в этой программе? Дальнейшее увеличение цифрового разрыва между русскими и нерусскими? И это при том, что Россия подписала вместе с членами Большой семерки Окинавскую хартию, провозгласившую ликвидацию электронно-цифрового разрыва, в том числе между развитыми и отсталыми народами. Подписание хартии - хороший шаг во внешнеполитическом пиаре России. Но чем обернется для татар внутренняя политика России? И как все это вписывается в рамки федерализма?

Мало того, федеральный центр собирается получить с регионов около 50% возмещения затрат на реализацию ФЦП. Если учитывать, что регионов-доноров в России с десяток, а субъектов 89, можно смело прогнозировать: для Татарстана это возмещение может составить более 1 миллиарда рублей. Но поскольку Правительством РТ до сих пор не расставлены приоритеты в сфере информатизации и не определены наши национальные интересы, можно вполне определенно заявить, что и здесь нас не ждет ничего хорошего.

Что касается реплик оппонента о королевстве Того и государстве Конго, то там официальным языком является французский, а вовсе не английский. В

связи с этим тамошние пользователи ПК будут использовать исключительно франкоязычную локализацию Windows. Я думаю, никто и не будет настаивать на другом варианте.

По поводу Баварии. Продукты Microsoft поддерживают минимум пять немецких диалектов. Как мы уже знаем, домену государства строго соответствует его собственная национальная языковая среда. Это не каприз или прихоть! Это пространство для цифрового развития нации, в том числе средство развития языка, культуры, искусства, науки, образования, социальной и государственной сферы, системы управления, экономики и т.д. Что касается потомков франкоязычных поселенцев провинции Квебек, у них есть национальный домен их исторической родины Франции и поддержка шести диалектов французского языка в Windows. Уверен, если у них возникнет желание создать еще и свой франко-канадский национальный домен, то таких проблем, как у нас, у них не будет.

Самый грозный тезис моего оппонента гласит: "Татарстан не единственный в стране национальный субъект. Прецедент будет налицо. Российский сегмент Интернет может вскоре попросту раздробиться, "измельчать' (?!). а это уже, извините, удар по государственной доктрине (?!)". Подан тезис в духе лучших традиций русской великодержавности. Отнесем это к издержкам становления новой России. Что, ни говори, но это государство еще формируется. И понятно, что нужно начинать с истоков. Вопрос: с каких? С византийских и с идеологии III Рима? Или с тюркского наследия, отличавшегося терпимостью к разным религиозным течениям и четкому порядку (Яса)? Пусть у каждого будут свои предпочтения, только нам не следует забывать, что мы живем в XXI веке! В веке цифровых технологий и далеко не средневековых возможностей для творческого развития. Зачем же отказываться от электронно-цифровых возможностей. которые предоставляют нам технический прогресс и Интернет? В угоду чему?

И второй момент, который здесь следует иметь в виду. Татары как единый восьмимиллионный народ были разделены со времен Петра 1, делятся до сих пор, но все равно сохраняют самостоятельный этнос! Это при том, что тяжесть прошедших войн и невзгод легла также и на плечи тюркских и финно-угорских народов. Мы не исчезли с лица земли и даже пытаемся отстаивать свой национальный вектор развития в цифровое будущее. Что за непонятная паника? В нашем случае никто и не посягает на русский сектор Интернет и не пытается его поделить, наоборот, мы хотим, наконец, приступить к обустройству своего национального виртуальною пространства, который принадлежит нам от Бога. Это наша языковая среда - татарская, при чем здесь "удар по государственной доктрине"? Или речь идет о какой-то тайной доктрине внутри доктрины многонационального государства России?

По поводу "правительственных бабок", которыми заведует Минэкономики РТ. "Выбить бабки из Правительства" - получить деньги на системное формирование национального сегмента информатизации - это проблема. Скажу больше, это просто безнадежное дело! Тут даже "погон" народного депутата РТ недостаточно. А град писем нашего академического института по поводу отчаянного положения с информатизацией в РТ или рекомендации на эту же тему республиканской научно-практической конференции "Интеллектуальные системы и информационные технологии", состоявшейся в октябре 2001 года под эгидой Академии наук РТ, вообще не в счет.

И что же получается? Мы "всегда готовы" отдать десятки миллионов долларов на реализацию ФЦП "'Электронная Россия", но не можем изыскать двух миллионов рублей на разработку собственной республиканской целевой программы "Электронный Татарстан"? Речь не идет о многостраничном трактате с декларациями о намерениях. Мы говорим о серьезном документе, способным стать осиновой для электронно-цифрового развития РТ и вхождения в информационное сообщество. Нужно добиваться, чтобы упомянутая доля Татарстана пошла на финансирование татаро-язычной составляющей "Электронной России"! Это же нормальная схема для нормальной федерации и тем более для субъекта Окинавской хартии.

И несколько слов о самодостаточности Интернет. О ней можно говорить лишь на определенном этапе информатизации Например, такой разговор уместен по отношению к хорошо развитым секторам Интерне' - американскому, японскому, немецкому, русскому. Но как можно говорить о самодостаточности татарскою Интернета, если ею просто.. .не существует. Вначале следует стать официально признанным членом виртуального сообщества, затем как следует потрудиться над соответствующими этапами национальной информатизации, в том числе и над ею контентным наполнением, а уж потом - рассуждать по поводу самодостаточности. Для справки даже могущественный американский Интернет вплоть до 1995 года развивался под патронатом президента.

В заключение хочу искренне поблагодарить моего оппонента за его статью. Мне импонирует открытость его позиции. В его статье, как в зеркале, отражено действительное положение вещей в нашем обществе, и тем она ценна Он сказал, как думал. Не в пример тем, кто формирует политику информатизации в нашей национальной республике, но только в темную. Не верите, тогда попробуйте прикинуть, сколько денег тратится у нас на закупку компьютеров, программного обеспечения и т.п. в сфере государственного управления, образования, науки. А почему существуют многочисленные компьютерные и консалтинговые фирмы, провайдеры?..

Особая моя благодарность тем, кто встал на защиту татарского Интернета и активно выступил в защиту идеи формирования собственного национального виртуального пространства и регистрации национального домена.

Когда же будет дан старт решению этой проблемы? Без этой "отмашки" не могут быть задействованы официальные структуры и каналы РТ для регистрации национального домена в международной организации ICANN. Ведь очевидно, что на частном уровне такие вопросы не решаются, а на государственном - не должны иметь препятствий.


Фарид ЗАГИДУЛИН. Сотрудник Института проблем информатики АН РТ., 60-61, стр. 6, Республика Татарстан
28.03.2002
Материалы по теме:
Конференция
Минсвязи России
ФЦП «Электронная Россия»
Текст ФЦП
Биография Короткова А.В.
СМИ о ФЦП «Электронная Россия»
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Минсвязи России
Рамблер
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации