Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

«Электронная Россия: проблемы и перспективы»
Интернет-конференция

Обзор публикаций СМИ о ФЦП «Электронная Россия»


МИХАИЛ МИШУСТИН: "НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА - ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА"

С Михаилом Владимировичем Мишустиным, известным специалистом российского компьютерного рынка, в настоящее время работающим заместителем министра по налогам и сборам, беседует издатель журнала Юрий КУЗЬМИН.

- Министерство по налогам и сборам считается одним из самых информатизированных в России. Как проходило у вас внедрение информационных технологий, идет ли этот процесс сейчас и каковы его перспективы?

- Начнем с того, что Министерство по налогам и сборам, а прежде Государственная налоговая служба Российской Федерации, существует всего десять лет - Госналогслужба создана в 1991 году на базе Министерства финансов. Налогоплательщики - юридические и физические лица - уже существовали в 1991-м, когда никаких автоматизированных систем не было. Тем более, само налоговое законодательство в то время было очень несовершенным, отсутствовал Налоговый кодекс и достаточно поверхностным было представление о том, как вообще должна работать современная налоговая система. В течение десяти лет Государственная налоговая служба прошла очень серьезный путь и развивалась весьма интенсивно. Если в начале ее деятельности на одного налогового инспектора приходилось около 25 клиентов, то сегодня - несколько сотен. Число налогов выросло, появились такие виды налогов, которых раньше не было.

- Правильно ли это?

- Я бы не хотел комментировать налоговое законодательство, так как законодательным органом является Государственная дума, а мы лишь исполнители. Многие наши граждане обращаются к нам с просьбой изменить что-то, но это не наша прерогатива, мы можем выходить с предложениями, согласовывать законопроекты, которые вносит Правительство РФ в Государственную думу, однако правом формирования налоговой политики мы не обладаем.Мы только исполняем то, что положено по закону.

- Расскажите, пожалуйста, немного об истории внедрения IT в вашем министерстве.

- Что касается информационных технологий, то вначале, пока не было возможности формализовать систему, оказывалось достаточно трудно заниматься автоматизацией. Сейчас наша налоговая система с точки зрения информационных технологий развивается неплохо. Первым делом были описаны все рабочие процессы - с местного уровня до федерального, так как у нас трехуровневая налоговая система: на федеральном, региональном и местном уровнях. Описания подготовили своими силами в соответствии с международными стандартами ISO 9000. Что это значит?

Если нашу деятельность разложить на функции, то, начиная с момента, когда налогоплательщик приходит в налоговую инспекцию и становится на учет, и заканчивая сдачей налоговой отчетности, каждая из соответствующих функций представлена в виде общего описания, далее описаны и закодированы все входные данные, составлен алгоритм с хронометражем того, что происходит, как та или иная функция выполняется внутри налоговой службы, включая время, затрачиваемое налогоплательщиком и налоговым инспектором на выполнение этой функции, закодированы и выходные данные. Все это была предварительная работа - для последующей модернизации действующей системы управления, с тем чтобы в итоге автоматизировать всю систему.

В дальнейшем мы кардинально пересмотрели те рабочие процессы, где имелись узкие места; например, мы очень серьезно работаем над тем, чтобы выполнялась задача перевода регистрации налогоплательщиков в Министерство РФ по налогам и сборам по принципу "в одно окно". Вы знаете, что принят новый закон о государственной регистрации юридических лиц. Сейчас решается, и уже почти решен, вопрос о передаче функции регистрации юридических лиц нам, и тогда налогоплательщику не нужно будет ходить по разным инстанциям - достаточно прийти в налоговую инспекцию, сдать все документы и получить в течение десяти дней свидетельства о государственной регистрации юридического лица и о постановке на учет в налоговом органе.

Итак, вернемся к автоматизации основных процессов: у нас сейчас очень велика доля централизованных разработок программного обеспечения, но, к сожалению, пока около 20% разработок нецентрализованных. Для решения этой проблемы существует Главный научно-исследовательский вычислительный центр Министерства РФ по налогам и сборам, имеющий два филиала - в Нижнем Новгороде и Чебоксарах. На его базе мы разрабатываем прикладное программное обеспечение для налоговых инспекций, с использованием сертифицированных средств защиты информации. Ведь для налогоплательщика очень важно быть уверенным в том, что информация, которую он нам подает, защищена и никто не имеет к ней доступа. Фактически эту задачу мы решили. У нас есть три вида прикладного программного обеспечения: современный функциональный продукт, построенный по технологии "клиент-сервер", а также программы попроще, для тех инспекций, которые не имеют пока хороших компьютеров и соответствующих технологий.

- А как у вас с электронным документооборотом?

- Мы одними из первых среди министерств внедрили электронный документооборот в центральном аппарате. Например, вся правительственная корреспонденция сканируется, распознается и потом в защищенном виде расписывается по рабочим местам. То есть мы близки к концепции "электронного правительства" и на практике пытаемся ее отработать. Электронный документооборот позволил нам серьезно облегчить повседневный труд работников центрального аппарата, сократить сроки исполнения документов. Сейчас можно в документированном режиме получить, рассмотреть, принять к решению любое письмо, особенно это удобно при повторных обращениях граждан, а также при получении любых постановлений правительства, приказов, писем с трактовкой налогового законодательства и т. д.

Теперь о проекте обработки справок по доходам граждан. В течение трех лет мы серьезно этим занимаемся; в частности, два года назад в Москве был проведен эксперимент на средства, полученные по займу от Всемирного банка. Это обработка данных о доходах, которые мы получаем раз в год от юридических лиц, и сравнение их с декларациями, предоставляемыми гражданами во время декларационной кампании. Мы вложили в эту технологию около $1, 5 млн, в результате были созданы банки данных, и те справки, которые поступали к нам от юридических лиц, расположенных в Москве, стали направляться не в инспекции по месту регистрации этих юридических лиц, а в один центр обработки данных (39-ю инспекцию по г. Москве). Далее при декларационной кампании мы эти данные разделяли по лицевым счетам и сравнивали. Так вот, при вложении $1, 5 млн. первый прогон в 1999 году позволил нам дополнительно собрать 1, 2 млрд. руб.

Почему все это делалось? Потому что мы сторонники не просто увеличения сборов налогов, а контроля за соблюдением налогового законодательства, когда контрольные мероприятия позволяют определить, были ли допущены какие-нибудь нарушения налогового законодательства у налогоплательщика, прислать ему письмо, сообщающее, что он должен доплатить. Иногда люди даже не знают, что им всего лишь нужно было прийти в налоговую инспекцию и что-то задекларировать. Итак, автоматизация указанных процессов существенно облегчает наше взаимодействие с налогоплательщиками.

Далее, еще одно направление, которое я бы выделил. Это проект по электронной передаче налогоплательщиком налоговой отчетности в любую нашу инспекцию по каналам связи. Мы уже достаточно давно перешли на магнитные носители по справкам о доходах, но декларации о доходах пока подаются в бумажном виде. В этом причина очередей в налоговых инспекциях и неудобств, испытываемых налогоплательщиками. Нами были внесены изменения в 80-ю статью Налогового кодекса, в соответствии с которыми теперь разрешается сдавать декларации в электронном виде. Это очень серьезно облегчит работу налоговой службы, исключит прямой контакт налогоплательщика и налогового инспектора, что подорвет основы коррупции в этой сфере. Вообще принцип, когда конкретный инспектор "ведет" ту или иную компанию, порочен, и мы движемся сейчас к функциональному принципу, который состоит в том, что инспектор выполняет функцию, а не целиком работает по всем налогам с той или иной компанией. Это означает, что если, например, некая компания состоит на учете в налоговой службе, то инспектор будет иметь дело только с частью информации от этой компании, скажем с налогом на добавленную стоимость или налогом на прибыль. Этот проект электронного обмена данными осуществлялся в Москве в течение года, тысячи налогоплательщиков в нем участвовали. К сожалению, к тому времени не был принят Закон об электронной цифровой подписи и не были внесены соответствующие поправки в Налоговый кодекс, поэтому мы не могли предоставить налогоплательщику право не сдавать декларацию в бумажном виде в дополнение к электронной декларации. Но сейчас уже стало ясно, что предложенная технология себя оправдывает. Мы создали формат, в соответствии с которым можно разрабатывать систему электронного обмена информацией с налогоплательщиком. Теперь налогоплательщик, имея возможность получить сертифицированную электронную цифровую подпись в защищенном виде, может зарегистрировать ее в налоговом органе. Аналогичная система уже сегодня работает при информационном взаимодействии налоговых органов с органами Федерального казначейства РФ.

- А как на практике будет реализовываться Закон об электронной цифровой подписи?

-Что такое электронная цифровая подпись? Это реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий однозначно идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе. Она полностью заменяет вашу подпись. Принятый Госдумой Федеральный закон от 10.01.2002 года N 1-ФЗ обеспечивает правовые условия использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.

Владелец сертификата ключа подписи - физическое лицо, на имя которого удостоверяющим центром выдан сертификат ключа подписи и которое владеет соответствующим закрытым ключом электронной цифровой подписи для подписания электронных документов. Подтверждение подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе - положительный результат проверки соответствующим сертифицированным средством электронной цифровой подписи и отсутствия искажений в подписанном электронном документе. Пользователь сертификата ключа подписи - физическое лицо, использующее полученные в удостоверяющем центре сведения о сертификате ключа подписи для проверки принадлежности электронной цифровой подписи владельцу сертификата ключа подписи.

В данном случае нужно действовать строго в соответствии с законодательством. Ключи для электронной цифровой подписи нужна брать только у того, кто имеет лицензию Федерального агентства правительственной связи и информации на такую деятельность.

- Я знаю, что подготовлен программный продукт, который позволяет применять ЭЦП при подготовке и пересылке налоговой документации. Кто будет готовить это программное обеспечение к распространению на коммерческой основе?

- Мы сами не будем этим заниматься. Мы только даем единый формат налоговой декларации сроком на год, причем это формат открытый, а компании, которые работают на рынке информационных технологий и сотрудничают с нами, могут этот формат представлять для последующей передачи налогоплательщикам и в налоговые органы, но там остаются нюансы, связанные с ЭЦП, поэтому не всем фирмам можно этим заниматься.

- То есть существует ряд компаний, которым будет выдана лицензия на этот вид деятельности?

- Не просто лицензия. Эти компании должны будут обладать сертификатом Федерального агентства правительственной связи и информации, лицензией Министерства связи на деятельность, связанную с передачей данных по каналам связи, а также соответствовать требованиям Министерства по налогам и сборам - они должны быть аттестованы отделом нашего министерства по телекоммуникациям и ГНИВЦ на соответствие технологиям, которые мы выработали для использования при взаимодействии с налоговыми органами. Я надеюсь, что в ближайшее время мы перейдем на промышленную эксплуатацию этой системы в Москве и предоставим нашим гражданам возможность передавать по электронной почте в защищенном виде свои данные по налоговой отчетности.

- Чья это разработка?

- В разработке системы принимало участие пять организаций: Главный научно-исследовательский вычислительный центр нашего министерства, системный интегратор "ТАКСКОМ", компания "Фактор", которая устанавливала телекоммуникационные узлы, фирма "1С", разработчик бухгалтерских и финансовых программ, и компания "АНКАД", которая занимается ключами электронной защиты. Это была совместная разработка указанных компаний под эгидой нашего Главного научно-исследовательского вычислительного центра. Продукт называется "Спринтер".

- А как вы работаете с Интернетом?

- Интернету мы придаем огромное значение. По итогам 2001 года наш сайт неоднократно признавался независимыми экспертами самым посещаемым среди официальных сайтов министерств и ведомств Российской Федерации. Например, недавно за неделю зарегистрировано 20 тыс. посещений. Мы придаем очень серьезное значение тому, как ведется взаимодействие с налогоплательщиками через Интернет. На сайте можно ознакомиться с жизнедеятельностью любого подразделения налоговой системы, каждый департамент имеет свою страничку, на которой реально найти самую свежую информацию, приказы, разъяснения, объявления, есть возможность задавать вопросы. Представлена также информация о территориальных налоговых органах. Еще я хочу рассказать о той большой работе, которая была проведена в 2001 году нами совместно с Министерством Российской Федерации по связи и информатизации. Чтобы построить единое информационное пространство для налоговых органов и, в частности, более полно представить информационный портал Министерства РФ по налогам и сборам, включая приложения наших региональных управлений и территориальных инспекций, мы договорились с Министерством связи о едином подходе к тому, как построить единую транспортную среду и выбрать единого оператора услуг связи для нашего министерства. Предварительно мы провели анализ и согласовали с Министерством экономического развития и торговли РФ, что таким оператором будет компания RTComm.ru, которая была создана специально для данной цели. Эту компанию учредили "Связьинвест" и "Ростелеком" и тем самым предоставили ей доступ к услугам местных операторов связи ("Связьинвест") и магистральному каналу связи ("Ростелеком"), В ближайшее время мы должны подписать соглашение с компанией RTComm.ru о том, что она подведет ко всем региональным управлениям Министерства РФ по налогам и сборам качественные, надежные выделенные каналы связи со скоростями передачи до 2 Мбит/с. Это даст нам возможность проводить видеоконференции, получать широкий спектр других современных услуг связи.

- Как Вы относитесь к программе "Электронная Россия"?

- Программа "Электронная Россия" крайне важна для развития отрасли информационных технологий. В ней сформулированы основные принципы построения информационного общества, в частности определено, какую роль должны играть информационные технологии в различных сферах экономики и общества, таких, как государственный сектор, бизнес, образование и т. д. Эта программа достаточно общая, поскольку она рассчитана на десятилетие, и многие в ней не видят конкретики, которая на самом деле и невозможна, так как в программе отражены основные целевые функции, стратегия, а детальная тактика исполнения программы - вопрос координации работы министерств и ведомств, имеющих к ней отношение, которые перечислены в ней и являются ее исполнителями. Поэтому отношусь я к ней очень положительно, для нас, например, она очень важна. В рамках данной программы мы вместе с Министерством по связи и информатизации планируем многое, например частичное исполнение проекта "электронного правительства", решение ряда задач в области образования, в том числе образования налогового, и др. Что касается финансовой стороны программы "Электронная Россия", то, хотя она и имеет конкретную цифру стоимости на десять лет, каждый год придется защищать эти цифры перед принятием государственного бюджета. Все зависит от того, насколько качественно и эффективно чиновники будут исполнять программу и работать над тем, чтобы ее положения претворялись в жизнь.

- А даст ли эта программа дополнительный стимул для развития коммерческого сектора информационных технологий?

- Да. Ведь в программе предусмотрено финансирование, и довольно приличное. И кому как не коммерческому сектору выполнять основные заказы, которые в ней заложены, а это и поставка новейшего оборудования, и разработка современного программного обеспечения, и другие новые технологии. То есть IТ-отрасль от реализации программы только выиграет. Более того, часть компаний уже сегодня активно работает над реализацией данной программы.

- Внедрение информационных технологий в рамках всей налоговой системы, по-видимому, создает серьезные сложности в обучении вашего персонала. Как решается этот вопрос?

- Необходимо опережающее обучение наших специалистов в области информационных технологий. Как мы это реализуем? У нас большое количество учебных центров, и мы планово обучаем на наших учебных площадках, которые находятся в Обнинске и ряде других мест, большое число сотрудников. Модернизируя налоговую систему, мы создали 15 учебных центров по РФ, куда сотрудники территориальных инспекций приезжают учиться. Наиболее сложная профессия, которая у нас очень востребована, - это администратор баз данных. Такие специалисты дорого стоят, их трудно найти, и текучесть кадров среди специалистов этой профессии очень велика. Но стоит отметить, что применяемые у нас информационные технологии - самые современные, пользуясь случаем, я хочу пригласить молодых специалистов пройти школу в налоговой системе, посмотреть, как у нас все устроено. Работая в самом Министерстве РФ по налогам и сборам или в наших территориальных инспекциях, вы узнаете и поймете, как работает экономика всей страны, а эти знания пригодятся всегда. Сбор налогов - это экономический пульс Российской Федерации, и, "пощупав его", можно многое понять, а заодно познакомиться с новейшими информационными технологиями.

- Вы известный человек в сфере IT. Вы были одним из пионеров рынка информационных технологий в новой России, одним из основателей "Международного компьютерного клуба". Почему Вы перешли на государственную службу?

- Сейчас очень много ведется дискуссий по поводу того, хорошо или плохо, что люди переходят на государственную службу из бизнеса. Считаю, что хорошо, так как люди, которые прошли школу рынка, и в частности IТ-бизнеса, четко представляют, какие потребности, проблемы существуют у тех, кто продолжает работать в бизнесе. Меня пригласил в Государственную налоговую службу ее тогдашний руководитель Борис Григорьевич Федоров на должность своего советника, потом назначили заместителем руководителя ГНС, а после ее преобразования в министерство - заместителем министра. Пришел я сюда в первую очередь потому, что считаю: налоговая система является основой современного государства, поскольку именно она в значительной степени обеспечивает формирование бюджета страны - основы стабильности общества. Кроме того, налоговое администрирование - это просто очень интересно. В налоговой системе работает профессиональнейший коллектив - люди, которые отлично разбираются и в реальной экономике, и в информационных технологиях. Все это время я чувствовал активную поддержку первых лиц нашего министерства, а нынешний министр Геннадий Иванович Букаев сам является активнейшим пользователем информационных технологий и даже ежедневно просматривает наш сайт в Интернете и поэтому, как Вы понимаете, отлично осознает 1Т-по-требности налоговой системы.

- Можно ли считать, что нынешний высокий уровень информатизации МНС - это во многом результат Вашей работы в министерстве?

- Нет. Я курирую информатизацию налоговой системы, но, конечно, нельзя сказать, что все это заслуга одного человека. Прежде всего, у нас существует основополагающий, сложнейший документ "План информатизации Министерства РФ по налогам и сборам" на год, который детально прорабатывается и согласовывается со всеми нашими департаментами. Безусловно, это коллективный труд - одному ничего невозможно сделать, будь вы хоть Билл Гейтс. И, пользуясь случаем, я хотел бы сказать, что без постоянной помощи коллег с рынка информационных технологий - компаний, работающих в качестве соисполнителей, подрядчиков и субподрядчиков по всем проектам информатизации налоговых служб, МНС вряд ли бы удалось добиться тех, пусть скромных, но ощутимых для бюджета страны результатов, которые мы имеем сейчас. ММ


3, стр. 60-63, БОСС
25.03.2002
Материалы по теме:
Конференция
Минсвязи России
ФЦП «Электронная Россия»
Текст ФЦП
Биография Короткова А.В.
СМИ о ФЦП «Электронная Россия»
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Минсвязи России
Рамблер
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации