«РОСТЕЛЕКОМ» ПОКОНЧИТ С НЕЭЛЕКТРОННОЙ РОССИЕЙ
Готовясь к либерализации рынка, компания приняла новую порцию повышенных обязательств Федеральная программа «Электронная Россия», нацеленная на массовую информатизацию и компьютеризацию страны, набирает обороты. В этом году Минсвязи планирует завершить всю подготовительную часть: проанализировать ситуацию на рынке, доработать законодательную базу, создать систему мониторинга, запустить ряд опытных проектов. Однако для реализации амбициозных планов придется решить и более прозаическую задачу - познакомить с Интернетом жителей глубинки, где Всемирной сетью до сих пор и не пахло. Оперативное решение этой почетной задачи возложено на «Ростелеком» и его зависимую компанию «РТКомм.ру», созданную два года назад и претендующую на звание федерального интернет-провайдера.
Радужные перспективы торжества в России высоких технологий представил на прошлой неделе европейскому бизнес-сообществу министр по связи и информатизации РФ Леонид Рейман. Он напомнил об основных целях программы «Электронная Россия»: как минимум двойной рост рынка информационных услуг и программного обеспечения к 2005 г. и пяти-шестикратный - к 2010 г., увеличение объема экспорта из России высокотехнологичных продуктов и услуг к 2005 г. до $2 млрд, увеличение парка домашних компьютеров в России к 2010 г. в четыре раза, а в бизнес-секторе - в восемь раз, а также по крайней мере восьмикратное расширение российской интернет-аудитории к 2005 г. по сравнению с 2000 г.
По оценкам Минсвязи, более или менее регулярно Интернетом пользуется около 4,3 млн наших сограждан. Преимущественно это жители больших городов - только в Москве сосредоточена пятая часть общероссийской аудитории. Если инициаторы программы рассчитывают всего за восемь лет увеличить число интернет-пользователей в разы, значит, речь неминуемо должна идти об ускоренном создании в стране новых пунктов доступа в Сеть.
Там, где есть соответствующая инфраструктура, пункты уже открываются. Доступ в Интернет начали предоставлять даже почтовые отделения: с августа прошлого года они создали более 1500 компьютерных рабочих мест, из них более 500 - на селе. Но российская реальность такова, что в целом ряде населенных пунктов подключаться некуда: каналы для пропуска интернет-данных там просто не проложены. И если Минсвязи хочет отрапортовать через восемь лет об успешном претворении в жизнь намеченных планов, российские города и селения надо за отпущенный срок приобщить к электронным благам цивилизации.
Осуществить сей труд поручено «Ростелекому», чья магистральная сеть всегда была основным каналом передачи для региональных интернет-провайдеров. Непосредственной организацией доступа занимается компания «РТКомм.ру», созданная специально для освоения емкостей «Ростелекома» на интернет-рынке. В этом году ее акционеры инвестируют в проект немалые средства: только «РТК-Лизинг», владеющий 40% минус одна акция «РТКомм.ру», вложит в развитие последней $10 млн. Не останется в стороне и «Ростелеком»: согласно бизнес-плану на 2002 г., утвержденному на прошлой неделе его советом директоров, на расширение пропускной способности сети и развитие новых услуг в этом году будет направлено более $60 млн - почти половина всех предусмотренных капвложений.
Технические мощности и богатый опыт строительства, имеющиеся у «Ростелекома», позволяют не сомневаться в успехе предстоящей «интернетизации» всей России. Нет сомнений и в том, что на проект этот будут отвлечены средства, которым можно было бы найти и иное применение. В преддверии либерализации рынка связи «Ростелекому» надо решить целый ряд насущных задач: добиться выхода к конечному потребителю, разобраться с распределением выручки от междугородной связи, значительная часть которой все еще оседает в региональных «Электросвязях», и т. д. Строительство сетей в отсталых районах можно, конечно, счесть за приближение к конечному потребителю - только захочет ли этот потребитель тратить свое скромное жалованье на оплату Интернета? Глава «Ростелекома» Сергей Кузнецов недавно убеждал «Интерфакс», что все инвестиционные проекты компании «будут целиком диктоваться коммерческими соображениями: где есть спрос, где целесообразно с экономической точки зрения, туда и будем вкладывать». Но как-то не верится, что строительство в деревнях интернет-сетей можно всерьез считать коммерческим проектом.
На первый взгляд «Ростелеком» и так не беден: объем услуг растет (междугородный трафик возрос за 2001 г. на 25%, а международный - на 15%), выручка, соответственно, тоже (в прошлом году она увеличилась на 14%, до 19,23 млрд руб.), а чистая прибыль перевалила за 2 млрд руб., превысив уровень 2000 г. на 176%. И все же благополучие это во многом кажущееся. Расходы «Ростелекома» росли в прошлом году не менее стремительно, чем выручка, прирост же чистой прибыли обеспечило в основном резкое (более чем семикратное) сокращение внереализационных, не связанных с непосредственной деятельностью компании убытков. Целый год новое руководство «Ростелекома» было так озабочено обновлением остальной менеджерской команды, что у сторонних наблюдателей стали возникать сомнения, не ограничится ли вся его активность кадровыми перестановками. Оказалось, нет - компания не менее активно взялась внедрять Интернет на селе.
Конечно, деревенским школьникам Интернет нужен не меньше, а, может, даже и больше, чем городским. Вопрос в том, на кого целесообразнее возложить затраты, связанные с прокладкой и последующей эксплуатацией кабеля. На «Ростелеком», безусловно, их возложить проще - для этого у государства есть необходимые рычаги. Но не логичнее ли было бы распределить нагрузку по нескольким компаниям? Тем более что искать желающих участвовать в программе не нужно: например, «Транстелеком», как стало известно «Фокусу», сам предложил Минсвязи сотрудничать в рамках «Электронной России». Однако ответа не получил. Складывается впечатление, что к участию в программе допускают лишь самых благонадежных - Южную телекоммуникационную компанию, «Ростовэлектросвязь» и другие «дочки» «Связьинвеста». О том, что у других это может получиться не хуже, чиновники Минсвязи, как видно, не задумываются: перевешивает нежелание делиться с кем бы то ни было даже такими сомнительными доходами, как поступления от деревенских интернетчиков.
Между тем Леонид Рейман продолжает сетовать на нежелание инвесторов вкладывать деньги в отсталые районы. «Все стоят в очереди за тем, чтобы инвестировать в Москву и Санкт-Петербург. В России выдано более 10 000 лицензий на телекоммуникационные услуги, из них 80% - всего на шесть регионов. Поэтому полная либерализация рынка приведет к тому, что в некоторых населенных пунктах услуга просто не будет предоставляться», - опасается министр. Недаром Минсвязи старается отсрочить либерализацию отечественного рынка связи и ратует за переходный период для российских связистов. «В этом нет ничего уникального - в той же Англии позиция British Telecom была защищена в течение определенного времени и демонополизация рынка происходила по определенной системе», - утверждает Леонид Рейман, предлагая подобным образом позаботиться и о «Ростелекоме». Но если эта забота принимает такие причудливые формы, как навешивание на компанию дополнительных «соцобязательств», - так, может, не нужно вовсе никакой опеки? Пусть «Ростелеком» сам разбирается, куда лучше вкладывать деньги.
Есть, правда, надежда, что посильное участие в выполнении этих «соцобязательств» примет и государство. Как заявил первый замминистра по связи и информатизации Андрей Коротков, в 2003 г. из федерального бюджета на реализацию «Электронной России» планируется выделить 7,5 млрд руб., из которых 4,4 млрд руб. пойдет как раз на создание в регионах центров доступа к информационным сетям.
ИГОРЬ ЦУКАНОВ, №12(49), №12(49), 8-14 апреля 2002г, Журнал "Русский Фокус"
08.04.2002
|