Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

«Электронная Россия: проблемы и перспективы»
Интернет-конференция

Обзор публикаций СМИ о ФЦП «Электронная Россия»


«РОСТЕЛЕКОМ» ПОКОНЧИТ С НЕЭЛЕКТРОННОЙ РОССИЕЙ

Готовясь к либерализации рынка, компания приняла новую порцию повышенных обязательств
Федеральная программа «Электронная Россия», нацеленная на массовую информатизацию и компьютеризацию страны, набирает обороты. В этом году Минсвязи планирует завершить всю подготовительную часть: проанализировать ситуацию на рынке, доработать законодательную базу, создать систему мониторинга, запустить ряд опытных проектов. Однако для реализации амбициозных планов придется решить и более прозаическую задачу - познакомить с Интернетом жителей глубинки, где Всемирной сетью до сих пор и не пахло. Оперативное решение этой почетной задачи возложено на «Ростелеком» и его зависимую компанию «РТКомм.ру», созданную два года назад и претендующую на звание федерального интернет-провайдера.


Радужные перспективы торжества в России высоких технологий представил на прошлой неделе европейскому бизнес-сообществу министр по связи и информатизации РФ Леонид Рейман. Он напомнил об основных целях программы «Электронная Россия»: как минимум двойной рост рынка информационных услуг и программного обеспечения к 2005 г. и пяти-шестикратный - к 2010 г., увеличение объема экспорта из России высокотехнологичных продуктов и услуг к 2005 г. до $2 млрд, увеличение парка домашних компьютеров в России к 2010 г. в четыре раза, а в бизнес-секторе - в восемь раз, а также по крайней мере восьмикратное расширение российской интернет-аудитории к 2005 г. по сравнению с 2000 г.

По оценкам Минсвязи, более или менее регулярно Интернетом пользуется около 4,3 млн наших сограждан. Преимущественно это жители больших городов - только в Москве сосредоточена пятая часть общероссийской аудитории. Если инициаторы программы рассчитывают всего за восемь лет увеличить число интернет-пользователей в разы, значит, речь неминуемо должна идти об ускоренном создании в стране новых пунктов доступа в Сеть.

Там, где есть соответствующая инфраструктура, пункты уже открываются. Доступ в Интернет начали предоставлять даже почтовые отделения: с августа прошлого года они создали более 1500 компьютерных рабочих мест, из них более 500 - на селе. Но российская реальность такова, что в целом ряде населенных пунктов подключаться некуда: каналы для пропуска интернет-данных там просто не проложены. И если Минсвязи хочет отрапортовать через восемь лет об успешном претворении в жизнь намеченных планов, российские города и селения надо за отпущенный срок приобщить к электронным благам цивилизации.

Осуществить сей труд поручено «Ростелекому», чья магистральная сеть всегда была основным каналом передачи для региональных интернет-провайдеров. Непосредственной организацией доступа занимается компания «РТКомм.ру», созданная специально для освоения емкостей «Ростелекома» на интернет-рынке. В этом году ее акционеры инвестируют в проект немалые средства: только «РТК-Лизинг», владеющий 40% минус одна акция «РТКомм.ру», вложит в развитие последней $10 млн. Не останется в стороне и «Ростелеком»: согласно бизнес-плану на 2002 г., утвержденному на прошлой неделе его советом директоров, на расширение пропускной способности сети и развитие новых услуг в этом году будет направлено более $60 млн - почти половина всех предусмотренных капвложений.

Технические мощности и богатый опыт строительства, имеющиеся у «Ростелекома», позволяют не сомневаться в успехе предстоящей «интернетизации» всей России. Нет сомнений и в том, что на проект этот будут отвлечены средства, которым можно было бы найти и иное применение. В преддверии либерализации рынка связи «Ростелекому» надо решить целый ряд насущных задач: добиться выхода к конечному потребителю, разобраться с распределением выручки от междугородной связи, значительная часть которой все еще оседает в региональных «Электросвязях», и т. д. Строительство сетей в отсталых районах можно, конечно, счесть за приближение к конечному потребителю - только захочет ли этот потребитель тратить свое скромное жалованье на оплату Интернета? Глава «Ростелекома» Сергей Кузнецов недавно убеждал «Интерфакс», что все инвестиционные проекты компании «будут целиком диктоваться коммерческими соображениями: где есть спрос, где целесообразно с экономической точки зрения, туда и будем вкладывать». Но как-то не верится, что строительство в деревнях интернет-сетей можно всерьез считать коммерческим проектом.

На первый взгляд «Ростелеком» и так не беден: объем услуг растет (междугородный трафик возрос за 2001 г. на 25%, а международный - на 15%), выручка, соответственно, тоже (в прошлом году она увеличилась на 14%, до 19,23 млрд руб.), а чистая прибыль перевалила за 2 млрд руб., превысив уровень 2000 г. на 176%. И все же благополучие это во многом кажущееся. Расходы «Ростелекома» росли в прошлом году не менее стремительно, чем выручка, прирост же чистой прибыли обеспечило в основном резкое (более чем семикратное) сокращение внереализационных, не связанных с непосредственной деятельностью компании убытков. Целый год новое руководство «Ростелекома» было так озабочено обновлением остальной менеджерской команды, что у сторонних наблюдателей стали возникать сомнения, не ограничится ли вся его активность кадровыми перестановками. Оказалось, нет - компания не менее активно взялась внедрять Интернет на селе.

Конечно, деревенским школьникам Интернет нужен не меньше, а, может, даже и больше, чем городским. Вопрос в том, на кого целесообразнее возложить затраты, связанные с прокладкой и последующей эксплуатацией кабеля. На «Ростелеком», безусловно, их возложить проще - для этого у государства есть необходимые рычаги. Но не логичнее ли было бы распределить нагрузку по нескольким компаниям? Тем более что искать желающих участвовать в программе не нужно: например, «Транстелеком», как стало известно «Фокусу», сам предложил Минсвязи сотрудничать в рамках «Электронной России». Однако ответа не получил. Складывается впечатление, что к участию в программе допускают лишь самых благонадежных - Южную телекоммуникационную компанию, «Ростовэлектросвязь» и другие «дочки» «Связьинвеста». О том, что у других это может получиться не хуже, чиновники Минсвязи, как видно, не задумываются: перевешивает нежелание делиться с кем бы то ни было даже такими сомнительными доходами, как поступления от деревенских интернетчиков.

Между тем Леонид Рейман продолжает сетовать на нежелание инвесторов вкладывать деньги в отсталые районы. «Все стоят в очереди за тем, чтобы инвестировать в Москву и Санкт-Петербург. В России выдано более 10 000 лицензий на телекоммуникационные услуги, из них 80% - всего на шесть регионов. Поэтому полная либерализация рынка приведет к тому, что в некоторых населенных пунктах услуга просто не будет предоставляться», - опасается министр. Недаром Минсвязи старается отсрочить либерализацию отечественного рынка связи и ратует за переходный период для российских связистов. «В этом нет ничего уникального - в той же Англии позиция British Telecom была защищена в течение определенного времени и демонополизация рынка происходила по определенной системе», - утверждает Леонид Рейман, предлагая подобным образом позаботиться и о «Ростелекоме». Но если эта забота принимает такие причудливые формы, как навешивание на компанию дополнительных «соцобязательств», - так, может, не нужно вовсе никакой опеки? Пусть «Ростелеком» сам разбирается, куда лучше вкладывать деньги.

Есть, правда, надежда, что посильное участие в выполнении этих «соцобязательств» примет и государство. Как заявил первый замминистра по связи и информатизации Андрей Коротков, в 2003 г. из федерального бюджета на реализацию «Электронной России» планируется выделить 7,5 млрд руб., из которых 4,4 млрд руб. пойдет как раз на создание в регионах центров доступа к информационным сетям.



ИГОРЬ ЦУКАНОВ, №12(49), №12(49), 8-14 апреля 2002г, Журнал "Русский Фокус"
08.04.2002
Материалы по теме:
Конференция
Минсвязи России
ФЦП «Электронная Россия»
Текст ФЦП
Биография Короткова А.В.
СМИ о ФЦП «Электронная Россия»
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Минсвязи России
Рамблер
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации