Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

«Электронная Россия: проблемы и перспективы»
Интернет-конференция

Обзор публикаций СМИ о ФЦП «Электронная Россия»


ИТОГИ 2001 Г

4 - 6 марта в Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации прошло расширенное заседание коллегии, на котором были рассмотрены итоги работы отрасли связи и информатизации в 2001 г. и задачи на следующий год. В работе коллегии приняли участие руководители предприятий и организаций электросвязи (традиционные и альтернативные операторы), почтовой связи и информатизации, управлений Госсвязьнадзора, организаций Государственной радиочастотной службы, научно-исследовательских, проектных, строительных организаций и учебных заведений отрасли. На коллегии также присутствовали Полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе К.Б. Пуликовский, министр промышленности, науки и технологий Российской Федерации И.И. Клебанов, начальник связи Вооруженных сил Российской Федерации Ю.М. Залогин, начальник Спецстроя России Н.П. Аброськин, генеральный директор ФАПСИ В.Г. Матюхин, генеральный директор Росавиакосмоса Ю.Н. Коптев, генеральный директор РАСУ В.В. Симонов, представители аппарата Правительства Российской Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, руководители Минэкономразвития, МАП, Минфина, МПС, МНС и Минимущества России.

Прошлый год стал успешным как для отрасли, так и для экономики страны в целом. Общий объем инвестиций в отрасли связи составил 61, 1 млрд. руб. Отечественные инвестиции превысили 37, 5 млрд. руб. и выросли по сравнению с 2000 г. на 50 %. В стране было установлено более 1 млн. 490 тыс. новых фиксированных телефонов. Ввод радиорелейных и кабельных линий связи достиг 37, 4 тыс. км, что почти в 3 раза больше чем 2000 г. Поступления в консолидированный бюджет от отрасли связи составили 49, 5 млрд. руб. Очередь на установку телефона сократилась с 6, 0 млн. до 5, 6 млн. человек.

Доходы организаций связи в 2001 г., по предварительным оценкам, выросли на 40 % и составили около 203 млрд. руб. Однако средняя заработная плата по отрасли составила только 3479 руб.

Чрезвычайно динамично развивается мобильная связь, которая выросла за этот год в 2, 3 раза, прирост абонентской базы сотовых операторов достиг 4, 4 млн. человек. Наблюдается рост числа пользователей сети Интернет.

За этими цифрами стоит большая работа, которую в прошлом году совместно осуществили операторы связи, производители оборудования, программного обеспечения, информационных продуктов и органы государственной власти.

Ощутимые результаты достигнуты по следующим направлениям:

развитие рынка услуг электросвязи, почтовой связи и информационных технологий;

развитие спутниковой группировки и конверсии частотного спектра;

реорганизация ОАО "Связьинвест";

формирование федеральной целевой программы "Электронная Россия";

совершенствование законодательной базы функционирования отрасли связи и информатизации, стимулирующей ее дальнейшее техническое и экономическое развитие;

совершенствование тарифной политики в отрасли; развитие конкуренции и защиты прав потребителей. С докладом на коллегии выступил министр Российской Федерации по связи и информатизации Л.Д. Рейман. Текст его выступления (с небольшими сокращениями) публикуется ниже, остальные материалы будут опубликованы в "ВС" N 4.

Итоги социально-экономического развития отрасли за 2001 г.

Электросвязь. В 2001 г. продолжилась тенденция опережающего темпа роста доходов новых операторов по отношению к традиционным.

Объем предоставленных услуг электросвязи вырос за 2001 г. на 40, 4% и составил 186 млрд.руб., в том числе по традиционным операторам связи - 85, 0 млрд. руб., по новым - 101 млрд. руб.

В 2001 г. произошло увеличение темпов прироста ввода мощностей. Так, по предварительным данным за прошлый год ввод основных производственных мощностей составил 2 млн. телефонных номеров, что на 42, 8 % больше, чем в 2000 г. Однако объективное отсутствие экономических стимулов обусловило минимальный прирост сельской телефонной связи - 3 %.

Важно отметить, что развитие местной телефонной связи в 2001 г. осуществлялось, в основном, на базе современных цифровых АТС, что позволило повысить качество и расширить спектр предоставляемых услуг: Интернет, ISDN, телематические службы, услуги интеллектуальных сетей. В результате коэффициент цифровизации местной телефонной сети по всем операторам в 2001 г. составил порядка 35 %, против 31, 7 % в 2000 г., что однако крайне мало, учитывая возрастную структуру активов и уровень износа средств связи.

Подтверждением того факта, что главными факторами экономического роста страны в 2001 г. стали внутренний спрос и инвестиции, являются данные по приросту платного обмена у региональных операторов. По междугородным телефонным соединениям прирост составил 24, 4 %, а по международным - только 9, 3 %.

Одним из приоритетных направлений в 2001 г. было дооснащение существующих АТС аппаратурой повременного учета соединений (АПУС). По предварительным данным, оснащенность АТС АПУС составляет порядка 75 % против 52, 8 % в 2000 г. В предстоящем году необходимо выполнить весь комплекс организационных, технических и нормативно-правовых мероприятий, обеспечивающих введение повременного учета на большей части территории страны.

В 2001 г. продолжались работы по развитию телефонной связи Московского региона. С целью создания необходимых технологических ресурсов и скорейшего удовлетворения спроса на услуги связи необходимо ускорить, в том числе и со стороны операторов региона, процесс задействования географического кода АВС "498" в Московской области.

Одним из направлений модернизации ТфОП является интеграция и интеллектуализация. Первая часть модернизации выполняется на основе цифровых сетей с интегрированным обслуживанием, а вторая - интеллектуальных сетей. Создаваемая на ВСС России федеральная интеллектуальная сеть связи сделает возможным обеспечить неограниченный набор услуг с гибкими возможностями по их управлению, персонализации и созданию новых услуг. В 2001 г. создана рабочая группа для реализации Пилотного проекта Федеральной интеллектуальной сети связи. В его рамках предусмотрено апробирование следующих услуг: свободный от оплаты вызов, предоплаченные и другие виды карт, телеголосование, услуга с дополнительной оплатой, услуга универсального номера доступа.

Юбилейный 10-й год своего существования сотовая связь России завершила более, чем вдвое увеличив свою абонентскую базу. В 2001 г. число абонентов сотовой связи увеличилось с 3, 4 млн. до 7, 8 млн., что составило -231 % по отношению к 2000 г. Уровень охвата сотовой связью к концу 2001 г. достиг - 5, 3 %, для сравнения - в 2000 г. этот показатель составлял 2, 3 %. Как и в 2000 г., в 2001 г. основной вклад в увеличение числа абонентов сотовой связи России внесли операторы федеральной сети стандарта GSM.

В 2001 г. сделан существенный шаг по выправлению известного географического перекоса в развитии российской сотовой связи, характеризующегося формулой: Москва, С.-Петербург, регионы. Этому способствовал значительный приток инвестиций в региональные проекты операторов сетей сотовой связи.

Происходит взаимное проникновение крупнейших операторов подвижной связи на рынки своих основных конкурентов, что позитивно влияет на развитие конкуренции и удовлетворение спроса потребителей. Результатом обострения конкурентной борьбы стало снижение стоимости услуг сотовой связи для абонентов. По крупным операторам это в среднем от 17до 37 %. Продолжается процесс консолидации операторов в рамках единых общенациональных брендов.

В течение 2001 г. проведены исследования, направленные на выявление перспектив и особенностей внедрения сетей связи третьего поколения и формирование научно-обоснованных предложений по их развертыванию. Операторами созданы опытные зоны сетей связи третьего поколения.

Мы надеемся, что такой подход к развертыванию сетей связи третьего поколения в нашей стране позволит избежать принятия поспешных решений и провести тщательный анализ всех аспектов этого процесса. Сейчас Россия имеет хороший шанс учесть на практике как положительный, так и отрицательный опыт зарубежных стран.

Здесь также хотелось бы отметить большой вклад, вносимый в развитие отрасли строительным комплексом нашей страны. Именно благодаря строителям-связистам удалось достичь столь значительных показателей развития инфраструктуры связи.

О реорганизации ОАО "Связьинвест"

С учетом предстоящего вступления Российской Федерации в ВТО, расширения международной конкуренции в области связи, Минсвязи России считает приоритетным продолжение работы по повышению эффективности функционирования традиционных операторов связи, сокращению имеющегося отставания от аналогичных зарубежных операторов, в том числе за счет объединения дочерних обществ ОАО "Связьинвест" в рамках федеральных округов.

В первой половине 2001 г. был завершен первый этап укрупнения зависимых компаний холдинга - объединение операторов, работающих в одном регионе: С.-Петербург, Свердловская, Новосибирская и Ростовская области.

В настоящее время компании холдинга проходят следующий - межрегиональный этап реорганизации, конечным результатом которого станет создание семи крупных операторов связи: Центр, Северо-Запад, Волга, Юг, Урал, Сибирь, Дальний Восток. Здесь важнейшей задачей руководства ОАО "Связьинвест" и региональных компаний является выработка условий объединения, которые устроят все заинтересованные стороны: государство, миноритарных акционеров, менеджмент и трудовые коллективы.

Результаты проведенных в 6 округах собраний акционеров региональных операторов связи, где планы реформирования одобрили в зависимости от региона от 93 до 98 % держателей акций, создают хорошие условия для успешного завершения межрегионального этапа реорганизации.

В конце декабря 2001 г. и январе 2002 г. Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства одобрило объединения компаний Дальнего Востока и Урала. Надеемся, что аналогичное одобрение получат операторы связи в оставшихся пяти федеральных округах.

Проводимое ОАО "Связьинвест" объединение дочерних компаний, тарифная реформа, разработка нового закона "О связи" уже сейчас привели к росту стоимости акций региональных операторов связи. Но, наверное, в дальнейшем не следует ожидать легких шагов и быстрых взлетов.

Параллельно с окончанием формальной реорганизации в 2002 г. необходимо проводить реформу корпоративного управления, что затрагивает основы деятельности компаний: менеджмент, финансы, маркетинг, развитие сетей связи, кадры.

При этом, очень важно, чтобы работа по совершенствованию структуры управления региональных операторов связи, а в 2001 г. она включала в себя сокращение филиальной сети более, чем на 700 единиц, реорганизацию аппарата управления дочерних обществ, проводилась одновременно с реализацией отраслевой программы социальной защищенности работников связи на период реструктуризации отрасли "Связь" (2001 -2005 гг.).

Определяя задачи для электросвязи на 2002 г., хотел бы выделить следующие приоритетные направления.

Должна быть сформулирована единая технологическая политика в рамках межрегиональных компаний. Необходимо осуществить разработку генеральных схем развития сетей электросвязи в регионах, которые должны учитывать потребности развития сетей традиционных, новых и ведомственных операторов.

Темпы модернизации и цифровизации оборудования должны вырасти.

Должны быть полностью решены задачи технической подготовки отрасли к расчету стоимости на основе объема оказанных услуг.

Необходимо в этом году реально сократить очередь на подключение к телефонной сети, при этом особое внимание обратить на заявки, которые не удовлетворяются годами.

Должна быть обеспечена доступность для населения к высокотехнологичным услугам связи на базе мультисервисных сетей.

Необходимо завершить межрегиональный этап реорганизации дочерних общество ОАО "Связьинвест" и активно перейти к реформе системы корпоративного управления.

Почтовая связь

По результатам работы за 2001 г. получено 16, 8 млрд. руб. доходов от услуг почтовой связи, что на 35, 5 % превышает доходы 2000 г.

Несмотря на значительный рост доходов по всем видам почтовых отправлений, он недостаточен, чтобы обеспечить достойный уровень заработной платы работников, восстановление и модернизацию основных фондов, привлечь для перевозки почты более скоростные виды транспорта, наконец, обеспечить приемлемый уровень рентабельности.

Среднемесячная заработная плата работников почтовой связи в 2001 г. составила 2184 руб., что на 51 % ниже, чем в среднем в промышленности, и составляет только 62, 8 % от заработной платы работников электросвязи.

По итогам работы за 2001 г. балансовая прибыль составила около 600 млн. руб. при уровне рентабельности в целом по почтовой связи 3 %.

Несмотря на рентабельную деятельность почтовой связи в целом, из 83 региональных управлений федеральной почтовой связи в 21 - финансово-хозяйственная деятельность остается убыточной.

В целях адаптации своей деятельности к условиям резкого падения объема традиционных услуг федеральная почтовая связь была вынуждена коренным образом изменить спектр оказываемых услуг. За последние годы наряду с оказанием традиционных услуг получили развитие новые и дополнительные почтовые услуги, а также нетрадиционные виды деятельности, номенклатура которых в настоящее время составляет около 80 видов. Самыми перспективными из нетрадиционных услуг, которым в первую очередь уделяется внимание, являются: прием платежей, ускоренные денежные переводы, посылочная торговля, доставка счетов, гибридная почта, предоставление доступа в Интернет.

Министерство Российской Федерации по связи и информатизации выступило инициатором широкомасштабного внедрения пунктов коллективного доступа в Интернет на узлах федеральной почтовой связи в рамках реализации программы КиберПочт@. Начиная с августа прошлого года уже открыто 1400 рабочих мест доступа в Интернет, из них 500 - на селе.

Необходимо признать, что, несмотря на активное внедрение новых услуг и технологий, по качеству почтовая связь России сильно отстает от своих зарубежных партнеров. Средняя скорость прохождения писем в России в несколько раз ниже, чем в большинстве развитых, а также развивающихся стран.

Низкое качество и ненадежность почтовой связи приводят к снижению доли государственной почты в пересылке личной и деловой корреспонденции. Отделения почтовой связи вынуждены компенсировать падение доходов от предоставления почтовых услуг развитием непрофильных видов деятельности, что приводит к утрате их специализации и дальнейшему ухудшению качества услуг почтовой связи

Низкое качество почтовых услуг в России в значительной степени обусловлено существующей организационно-правовой структурой организаций федеральной почтовой связи. Основными недостатками существующей организации федеральной почтовой связи являются раздробленность почтовой сети на большое количество юридических лиц и сложность в управлении таким хозяйством.

Указанные факторы приводят к тому, что хозяйственные и финансовые интересы отдельных организаций федеральной почтовой связи преобладают над задачей повышения качества работы почтовой службы в целом.

Отсутствие эффективного централизованного управления в рамках федеральной почты в целом не позволяет установить и контролировать единые параметры качества сетевых услуг. В сложившейся системе каждая организация федеральной почтовой связи по существу предлагает клиентам свой собственный набор услуг, что значительно затрудняет стандартизацию портфеля сетевых услуг на всей территории страны. Из-за региональной раздробленности практически невозможно проведение масштабных программ модернизации инфраструктуры и улучшения операционной деятельности.

Межведомственная рабочая группа Минсвязи России, Минимущества и Минэкономразвития России в 2001 г. разработала проект концепции реструктуризации организаций федеральной почтовой связи. Целями реорганизации организаций федеральной почтовой связи являются:

обеспечение гарантированного и качественного предоставления универсальных услуг на всей территории России;

расширение спектра услуг почтовой связи и повышение качества почтовой связи;

создание современной эффективной почтовой инфраструктуры России, способствующей развитию торговых отношений между корпоративными клиентами и населением, а также внутри делового сообщества;

повышение инвестиционной привлекательности федеральной почтовой связи;

повышение социальной защищенности работников почты.

В основу концепции положена централизация управления государственной почтой в рамках одного юридического лица, что позволит повысить управляемость и эффективность деятельности федеральной почты России, создать конкурентоспособную организацию, способствующую привлечению клиентов и увеличению доходов от оказания услуг почтовой связи, а также проведению масштабных инвестиционных программ совершенствования операционной деятельности.

Информатизация

Последние два года отличаются устойчивым развитием рынка информационных технологий (ИТ). Рост рынка ИТ в 2001 г. на 18% происходил на фоне снижения темпов развития высокотехнологичных секторов экономики в США и Западной Европе.

Обновление парка эксплуатируемых ЭВМ в 2001 г. составило 10 %. Их общее число превысило 11 млн. штук. Увеличивается количество персональных компьютеров (ПК) в домашнем использовании. Плотность ПК составляет 7, 5 штук на 100 человек населения против 6, 4 в 2000 г.

Успешно развивается российский сегмент сети Интернет, объем услуг в котором составил 220 млн. долл. и увеличился по сравнению с 2000 г. на 50 %. Растет количество наименований русскоязычных ресурсов в сети. Число регулярных пользователей в России оценивается на конец 2001 г. в 4, 3 млн. человек, а количество хотя бы раз посетивших всемирную сеть превысило 12 млн.

За последние два года российская аудитория сети Интернет выросла в 2, 9 раза. Число пользователей электронной почтой за этот же период выросло в 3 раза. Однако по-прежнему основное количество пользователей сосредоточено в крупных и средних городах. Жители Москвы составляют пятую часть общероссийской аудитории.

Минсвязи России совместно с Национальным центром регистрации доменных имен продолжило работу по подготовке нормативных документов, регламентирующих процедуры регистрации доменных имен в сети Интернет. В 2002 г. эта работа должна быть завершена. Необходимо обеспечить эффективное функционирование зоны РУ на принципах саморегулирования основными участниками рынка при ограниченном воздействии государства.

Динамично развивается электронная коммерция, рынок программного обеспечения, в том числе офшорное программирование.

В этой области необходима активная государственная политика не только в создании благоприятных условий ведения бизнеса для отечественных компаний, и что не менее важно - создание соответствующего имиджа и доверия у зарубежных компаний-заказчиков.

Все принципиальные вопросы политики информатизации Минсвязи России решает во взаимодействии с отечественной наукой и бизнесом. Совместно с РАН и представителями компаний, занятых в области программирования, подготовлены предложения по комплексу мер, создающих условия для развития российской индустрии программного обеспечения. Данные предложения представлены в Правительство.

Занятость в сфере информационных технологий по сравнению с 2000 г. увеличилась незначительно и составила около 500 тыс. человек, т. е. менее 1 % от работающего населения, что значительно меньше соответствующих показателей в развитых странах. В прошлом году стала наблюдаться высокая потребность в специалистах высокой квалификации в области IТ-технологий.

Решению этой проблемы Минсвязи России придает большое значение. Совместно с Минобразования России и рядом учебных организаций готовится специальная конференция по подготовке специалистов в этой области.

Федеральная целевая программа "Электронная Россия"

Впервые с момента появления такого объективного явления как "новая экономика" Правительство Российской Федерации уделило очень большое внимание развитию информационных и коммуникационных технологий.

В 2001 г. Минсвязи России принимало участие в разработке федеральной целевой программы "Электронная Россия на 2002 - 2010 гг.". Постановлением Правительства Минсвязи определено государственным заказчиком - координатором реализации программы.

Программой поставлены амбициозные задачи, которые не ставить в нынешней ситуации мы не можем:

обеспечение гармоничного вхождения России в мировую экономику на основе кооперации и информационной открытости;

преодоление отставания России от развитых стран в уровне использования и развития ИКТ;

обеспечение равноправного вхождения граждан России в глобальное информационное сообщество на основе соблюдения прав человека, в том числе права на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

увеличение объема рынка информационных услуг и программного обеспечения в 2-3 раза к 2005 г. и к 2010 г. -в 5-6 раз;

прирост в период до 2005 г. отечественного производства товаров и услуг в сфере ИТ технологий в размере 15-20% ежегодно;

увеличение объема экспорта из России информационных продуктов к 2005 г. до 2 млрд. долл. США.

Достижение целей ФЦП "Электронная Россия (2002 - 2010 гг.)" возможно только при координации усилий и консолидации ресурсов всех заинтересованных сторон, включая органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, общественные объединения и деловые круги.

В текущем году необходимо обеспечить эффективную реализацию ФЦП "Электронная Россия", уделив особое внимание организации управления программой. Одновременно в 2002 г. необходимо активизировать работу по всем ключевым направлениям инфокоммуникационного сектора в Российской Федерации: развитие электронной торговли, производство программного обеспечения, подготовка специалистов в области ИТ, развитие инфраструктуры глобальной сети Интернет.

Восполнение и развитие орбитальной спутниковой группировки, организация работ по эффективному использованию радиочастотного спектра

В области спутниковой связи основные усилия были направлены на выполнение Программы экстренных мер по государственной поддержке сохранения, восполнения и развития российских систем связи и вещания государственного назначения.

Реализация целого ряда конкретных мероприятий позволила обновить российскую орбитальную группировку пятью космическими аппаратами (два КА "Экспресс А", "Ямал-100", "Горизонт 45" и "Экран 18"). В результате частично снижена острота проблемы и снята напряженность в обеспечении устойчивости спутниковой связи и вещания по регионам Российской Федерации.

В 2001 г. по предложению Минсвязи России, Росавиакосмоса и ФАПСИ при непосредственной поддержке Минэкономразвития и Минфина России принято важное постановление Правительства "О мерах по обеспечению государственной поддержки развертывания и функционирования гражданских спутниковых систем связи и вещания государственного назначения".

В нем предусматривается в период 2001 - 2005 гг. разработка, изготовление и запуск на геостационарную орбиту семи космических аппаратов нового поколения "Экспресс AM". В июне текущего года планируется запуск КА "Экспресс А" N 4 взамен первого аварийного запуска Экспресс А N 1. Общие инвестиции всей Программы составят порядка 846 млн. долл. США.

В прошедшем году Минсвязи России проводило комплекс мероприятий по формированию органов Государственной радиочастотной службы и обеспечению государственного регулирования использования радиочастот и РЭС гражданского применения.

Органами Государственной радиочастотной службы проделана значительная работа по планированию, разработке и согласованию частот централизованного и децентрализованного назначения для РЭС сетей телерадиовещания, подвижной и фиксированной служб.

В качестве примера следует отметить, что для проведения федеральной Конкурсной Комиссии конкурсов на право наземного эфирного телерадиовещания было разработано 46 телевизионных каналов и, соответственно, 89 частот для целей радиовещания. Это способствовало дальнейшему развитию государственных и коммерческих сетей телерадиовещания, а также поступлению в федеральный бюджет 200 млн. руб.

Проведенные Минсвязи России два конкурса на предоставление права использования радиочастот для целей распределения телевизионных программ с применением системы MMDS позволили без привлечения бюджетных средств в сжатые сроки обеспечить многопрограммное телевизионное вещание в 76 регионах Российской Федерации с охватом населения более 15 млн. человек.

Минсвязи России уделяет серьезное внимание обеспечению постоянной эксплуатационной готовности выделенного операторским компаниям, бюджетным и другим организациям частотного ресурса. По состоянию на 01.01.02 г. органами Государственной радиочастотной службы обеспечивается эксплуатационная готовность более 450 тыс. частотных присвоений.

В целях более эффективного использования радиочастотного спектра и изыскания полос частот для мобильной связи, цифрового телевизионного и звукового вещания, организациями Минсвязи России и Минобороны ведется важная и сложная научно-исследовательская работа по изысканию возможностей развития телевизионного вещания в полосах 470 - 790 и 790 - 862 МГц, а также подвижной связи GSM в полосе 900 МГц.

По предложению Минсвязи и Минобороны России в 2001 г. на уровне Правительства принято решение по конверсии полосы частот радиотехнической системы навигации и посадки для сетей подвижной сотовой связи и наземного цифрового телевизионного вещания.

Это очень важный прецедент, который создает предпосылки для выработки механизмов и возможного порядка проведения конверсии радиочастотного спектра и развития сетей РЭС гражданского применения. В этом году работу в этом направлении необходимо продолжить.

Результаты работы Минсвязи России в области законотворчества

Президент России 10 января 2002 г. подписал Федеральный закон под номером один "Об электронной цифровой подписи". Это большой успех совместной работы Минсвязи России, других министерств, ведомств, депутатов, общественности. Закон создает условия для широкого распространения электронного документооборота и направлен на решение проблемы подтверждения подлинности информации, полученной из информационных систем или в результате передачи по открытым сетям.

За электронным документооборотом и электронной торговлей - будущее. Это источник значительного роста эффективности бизнеса и государственного управления. В области законодательства об ЭЦП Россия не намного отстала от ведущих развитых стран мира. Например, В США такой закон был подписан в 2000 г. Принятие данного закона создает необходимые условия для вхождения России в мировое информационное пространство.

Центральное место в Концепции развития рынка телекоммуникационных услуг в Российской Федерации отводилось реформе нормативно-правового регулирования.

Без существенного изменения законодательства в области связи невозможно преодолеть существующие и углубляющиеся диспропорции в развитии отрасли, которые отмечались в Концепции.

Анализ действующего нормативно-правового регулирования отрасли показал, что принятый в феврале 1995 г. Федеральный закона "О связи" по объективным причинам не был рассчитан на регулирование многих групп отношений, складывающихся в настоящее время на рынке телекоммуникационных услуг. Среди основных неразрешенных на законодательном уровне вопросов регулирования можно выделить следующие.

В связи с бурным ростом числа действующих в Российской Федерации операторов (число выданных лицензий превысило 1 1, 5 тыс., свыше 98 % операторов являются частными компаниями) нарастают проблемы взаимоувязки и координации развития сетей. Статус операторов сетей, их права и обязанности определены не достаточно четко.

Ключевые вопросы взаимодействия операторов на законодательном уровне не регулируются, что приводит к отсутствию экономической заинтересованности в совместном оказании операторами услуг, к отсутствию гарантий операторам на присоединение к сетям общего пользования и к неопределенности экономических обязательств операторов.

Существенно сдерживают развитие телекоммуникационной инфраструктуры и услуг недостатки ценового и тарифного регулирования. Высокий уровень перекрестного субсидирования подрывает экономику традиционных операторов. Существенное негативное влияние оказывает отсутствие механизмов компенсации многочисленных льгот.В отрасли связи отсутствуют существующие во всем мире механизмы универсального обслуживания. В результате огромная часть территории страны не охвачена услугами какой-либо связи. Так, сегодня 36 % населенных пунктов не телефонизировано.

В области частотного регулирования, лицензирования и сертификации используемые процедуры, зачастую, неоправданно усложнены. Ощущается острая потребность в определенных законом нормах прямого действия.

Требуют детализации правоотношения по собственности на сети и средства связи. Это необходимо как инвесторам, так и операторам.

Наконец, следует отметить необходимость гармонизации законодательства о связи с европейским и мировым законодательством в данной области. Телекоммуникации по сути своей глобальны. В этой связи в мире координируются не только технические и технологические принципы построения сетей, но и используемые подходы к регулированию. Отсутствие единых принципов и норм регулирования затрудняет вхождение в мировое информационное пространство.

Представленный Минсвязи России в Правительство Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О связи" направлен на создание правовых условий для решения этой стратегической задачи с учетом национальных интересов России в информационной сфере, положений Доктрины информационной безопасности Российской Федерации и Концепции развития рынка телекоммуникационных услуг Российской Федерации.

А сейчас - несколько подробнее об изменениях и дополнениях, предусмотренных проектом.

Единство и целостность сети. Важнейшим положением законопроекта следует считать закрепление в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации функций государственного регулирования в области связи (федеральной связи) на федеральном уровне, уточнение понятия "федеральная связь".

Одним из важных положений законопроекта, направленного на обеспечение единства информационного и телекоммуникационного пространства России, является введение, а по существу, восстановление понятия "Единая сеть связи Российской Федерации".

Введена новая классификация сетей связи, действующих на территории страны, с определением роли и места каждой из них в Единой сети связи Российской Федерации, предъявляемых к ним требований, прав и обязанностей операторов связи.

Присоединение и взаимодействие сетей связи. В отличие от других инфраструктурных отраслей на рынке услуг присоединения и пропуска трафика Российской Федерации предложение формируют одновременно несколько операторов связи. Регулирование существенной части сетевой инфраструктуры связи, в части присоединения и пропуска трафика, является основой для сбалансированного и динамичного развития отрасли, обеспечения безопасности функционирования единой сети связи.

Для обеспечения недискриминационного доступа к сетевой инфраструктуре связи в проекте закона предусмотрена юридическая конструкция регулирования этой сферы:

дается определение категории операторов связи, занимающих существенное положение на сети связи общего пользования, оказание услуг присоединения которыми носит публичный характер, и отказ в присоединении не допускается;

технические и стоимостные условия присоединения и пропуска трафика публикуются;

тарифы на услуги присоединения и пропуска трафика устанавливаются на основе экономически обоснованных затрат исходя из принципа раздельного учета, и для этой категории операторов подлежат государственному регулированию.

Ценовое и тарифное регулирование. В проекте закона закрепляется принцип государственного регулирования тарифов на услуги связи, который обеспечивает равноправное положение всех участников рынка: абонентов, операторов связи и государства. "Государственное регулирование тарифов на услуги связи (за исключением тарифов на универсальные услуги) должно создавать операторам связи условия для компенсации экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием регулируемых услуг связи, и обеспечивать развитие сетей связи".

Универсальное обслуживание. Это абсолютно новое понятие в проекте новой редакции закона "О связи" и определяется как "услуги связи, оказание которых любому пользователю на территории Российской Федерации в заданный срок, с установленным качеством и по доступной цене является обязательным для операторов связи, определенных в соответствии с настоящим Федеральным законом".

Механизм оказания универсальных услуг связи появился в мире как инструмент преодоления негативных последствий либерализации рынка услуг связи.

Реализация системы универсального обслуживания - это наложение обязанности на всех операторов связи, подключающихся к сети связи общего пользования, нести пропорциональную финансовую нагрузку по развитию единой сети связи. Механизм универсального обслуживания базируется на следующих принципах, реализуемых государством:

определение перечня услуг связи, которые должны оказываться по доступным ценам любому пользователю на всей территории страны (универсальные услуги связи);

определение операторов связи, оказывающих универсальные услуги связи, в том числе на конкурсной основе (операторы универсального обслуживания);

формирование финансового резерва - источника компенсации убытков, которые возникают у операторов универсального обслуживания в результате оказания ими универсальных услуг связи.

Механизм компенсации убытков, возникающих в результате оказания универсальных услуг связи, содержит в себе финансовый рычаг, за счет которого инвестиции операторов связи многократно превосходят объем финансовых средств, перераспределяемых резервом. При норме отчисления в 3 % от чистой выручки каждого оператора связи общее наполнение фонда (резерва) составит 3, 0 - 3, 6 млрд. руб. в год. Такой объем денежных средств позволит в течение 3 - 4 лет создать современную инфраструктуру связи стоимостью 45-60 млрд. руб. на тех территориях России, где без этих мер она не была бы создана в ближайшие 10- 15 лет.

Развитие связи создаст стимул для развития регионов страны, позволит ликвидировать положение, когда порядка 50 тыс. населенных пунктов (36 %) Российской Федерации - не телефонизированы, а также в кратчайшие сроки устранить шестимиллионную очередь граждан, ждущих оказание услуги по доступу к телефонной сети связи.

Управление радиочастотным ресурсом, лицензирование и сертификация. По сравнению с действующим ФЗ "О связи" в законопроекте детализированы вопросы управления радиочастотным ресурсом. Этим устраняются "белые пятна" в законодательстве, которые сейчас закрывают нормативные правовые акты более низкого уровня (свыше 60 документов, включая более 20 постановлений Правительства Российской Федерации).

Неурегулированность законом отношений в этой области препятствует внедрению эффективных экономических методов управления использованием спектра, не позволяет в полной мере исключить нарушения, наносящие вред общественным, социальным и экономическим интересам людей и приводящие нередко к человеческим жертвам и уничтожению материальных ценностей.

Законопроект закрепляет основные принципы использования радиочастотного спектра, наиболее важными из которых являются:

разрешительный порядок доступа пользователей к радиочастотному спектру;

платность использования радиочастотного спектра; исключительная федеральная собственность на радиочастоты;

недопустимость бессрочного выделения радиочастот;

конверсия использования радиочастотного спектра; прозрачность и открытость процедур распределения и использования радиочастотного спектра.

Впервые на законодательном уровне будет прямо определен перечень оснований, по которым может быть отказано в присвоении радиочастот для РЭС гражданского назначения или прекращено право использования радиочастот.

Вводится дифференцированный порядок взимания и размера платы за использование радиочастотного спектра в зависимости от применяемых технологий.

Определены цели радиоконтроля, который является неотъемлемой частью процесса управления государством, использования радиочастотного спектра и международно-правовой защиты радиочастотных присвоений Российской Федерации.

Лицензирование. Отличительной особенностью проекта закона по сравнению с действующим законодательством является переход к определению порядка лицензирования деятельности в области связи нормами прямого действия, без отсылок на подзаконные акты.Этим достигается открытость и прозрачность процедур лицензирования и, как следствие, повышение стабильности "правил игры" на рынке услуг связи и инвестиционной привлекательности отрасли.

Законопроектом предусмотрено введение упрощенной процедуры получения лицензий для услуг, не связанных с использованием ограниченных ресурсов, таких как частоты и нумерация. Предлагаемые нормы коснутся порядка 60 - 70 % соискателей лицензий.

Важным является также законодательное определение исчерпывающего перечня документов, необходимых для оформления лицензий, что ставит в равные условия всех соискателей лицензии.

В проекте закона установлена правовая норма о выдаче лицензии по конкурсу, который будет проводиться в случаях реализации технологий с использованием ограниченных ресурсов. В решении о проведении конкурса должно указываться количество лицензий на территории, объем выделяемого радиочастотного ресурса, а также сроки его использования.

Вся существенная информация о проведении конкурсов, реестре лицензий и технических требованиях подлежит опубликованию, включая размещение на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в области связи.

Подтверждение соответствия средств и услуг связи нормативным требованиям

В законопроекте в целях обеспечения целостности и устойчивости функционирования единой сети связи Российской федерации предусматривается подтверждение соответствия средств связи нормативным требованиям двумя способами - путем сертификации и принятием изготовителем декларации о соответствии. Указанные меры являются доминирующими во всех развитых странах. Следует отметить, что возможность декларирования соответствия для средств связи вводится в отечественной практике впервые.

Также впервые на законодательном уровне устанавливается ограниченный перечень видов средств связи, которые могут подлежать обязательной сертификации. Это касается только средств связи, которые оказывают критическое влияние на функционирование единой сети связи Российской Федерации.

В отличие от существующей практики, предусматривающей оформление на средство связи нескольких различных сертификатов, вводится норма, когда на средства связи необходимо будет оформлять только один сертификат (либо декларацию), подтверждающую их соответствие всем установленным требованиям.

Право собственности. Законопроект уточняет целый ряд вопросов, связанных с возникновением, оформлением, изменением и прекращением права собственности в области связи.

Проект закона одобрен Минюстом России, Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, а также Международным союзом электросвязи и имеет положительные заключения заинтересованных министерств и ведомств.

Задачей Минсвязи России в законотворческой деятельности в 2002 г. является не только обеспечение принятия новой редакции ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О связи", но и разработка десятков новых нормативно-правовых актов, реализующих положения закона. Особое внимание следует уделить правовым актам по вопросам присоединения, взаиморасчетов и универсального обслуживания.

В этом году необходимо также проводить работу по реализации Федерального закона "Об электронной цифровой подписи" и подготовке необходимых нормативных актов для использования электронной цифровой подписи в электронном документообороте в информационных системах общего пользования и государственном управлении.

Тарифная политика

Тарифное регулирование, проводимое в отрасли связи в настоящий момент, характеризуется высоким уровнем перекрестного субсидирования. Тарифы на услуги местной телефонной связи остаются убыточными для 57 из 87 региональных операторов электросвязи. В первом полугодии текущего года Минсвязи России будет проведена работа по доведению тарифов до уровня фактической себестоимости во всех регионах страны.

Ситуация, сложившаяся сегодня в отрасли, обусловила необходимость совершенствования механизма государственного регулирования тарифов на услуги связи, С этой целью Минсвязи России, МАП и Минэкономразвития России подготовили проект, а Правительство Российской Федерации приняло соответствующее постановление. Данным постановлением:

утверждены Основные положения государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной электрической и почтовой связи и перечень регулируемых услуг связи;

предусмотрено доведение в 2001 - 2002 гг. тарифов на услуги связи (кроме регулируемых услуг почтовой, сельской телефонной и телеграфной связи) до уровня экономически обоснованных затрат с включением в них нормативной прибыли;

определены сроки разработки методических рекомендаций по расчету экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли на регулируемые услуги связи.

Совместно с МАП и Минэкономразвития России уже разработаны методические документы и, я надеюсь, в ближайшее время они будут приняты, начнется новый этап работы по доведению тарифов до уровня экономически обоснованных затрат с учетом нормативной прибыли.

В почтовой связи тарифы на универсальные услуги также ниже себестоимости и требуют серьезной корректировки.

Защита прав потребителей

Важнейшей составляющей государственной политики по защите прав потребителей является работа государственных органов и операторов связи в области качества оказываемых услуг. К сожалению, вынужден констатировать, что при сходном числе проведенных проверок органами Госсвязьнадзора, количество обнаруженных нарушений правил предоставления услуг или качества предоставляемых услуг выросло на 13 %: с 1216 в 2000 г. до 1371 в 2001 г. Во всех случаях операторам было дано предписание об устранении соответствующих нарушений.

Следует признать позитивной работу Службы почтовой безопасности в области сохранности почтовых отправлений. Инспекторами Службы в 2001 г. проведено около 29 тыс. контрольных проверок сохранности почтовых отправлений, более 4 тыс. служебных расследований по выявленным правонарушениям. В результате мероприятий, проведенных по материалам проверок, количество утрат и хищений почтовых отправлений сократилось в 2001 г. по сравнению с 2000 г. на 23 %.

В прошедшем году проведена большая работа по приведению нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы оказания услуг связи, в соответствие с действующим законодательством в области защиты прав потребителей: Правил оказания услуг телефонной связи, Правил предоставления услуг телеграфной связи, Правил оказания услуг проводного вещания (радиофикации), Правил распространения периодических печатных изданий по подписке.

После вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О связи" Минсвязи России планирует приступить к корректировке вышеперечисленных Правил с учетом положений новой редакции ФЗ "О связи" и пятилетней практики их применения.

Неразрывно с защитой прав потребителей связан вопрос льгот по оплате услуг связи. В настоящее время на территории Российской Федерации действует более 35 законодательных актов, предусматривающих льготы по оплате услуг связи для 42 категорий пользователей. В субъектах Российской Федерации под действие указанных нормативно-правовых актов подпадает до 60 % населения.

В прошедшем году только по трем наиболее многочисленным категориям льготников, согласно Федеральным законам "О ветеранах", "О статусе военнослужащих" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" было предоставлено льгот по оплате услуг связи на сумму 2, 6 млрд. руб.

Начиная с 2000 г. в федеральном бюджете закладываются средства на компенсацию операторам связи затрат на реализацию льгот. Однако, эти суммы не соответствуют реальным затратам операторов связи.

Минсвязи России намерено продолжить работу в данном вопросе по следующим направлениям:

замена для отдельных категорий служащих натуральных льгот на денежные компенсации;

определение социально незащищенного слоя граждан, действительно нуждающихся в помощи государства;

обеспечение в бюджете Российской Федерации необходимых средств для компенсации затрат, связанных с оказанием услуг связи льготным категориям.

Международная деятельность

Отдельно хотел бы отметить активную позицию Минсвязи России в 2001 г. в рамках сотрудничества с международными организациями связи и информатизации - Международным союзом электросвязи (МСЭ), Всемирным почтовым союзом (ВПС), Региональным содружеством в области связи (РСС) и рядом других международных и региональных организаций - и определенные достижения, среди которых необходимо отметить:

проведение впервые под председательством Российской Федерации в период с 18 по 29 июня 2001 г. в Женеве сессии Совета МСЭ;

выдвижение кандидатом на постдиректора Бюро радиосвязи МСЭ представителя России - заместителя министра Российской Федерации по связи и информатизации В.В. Тимофеева;

принятие Советом МСЭ решения о создании в Москве зонального бюро МСЭ по развитию электросвязи для стран СНГ и увеличение использования русского языка в МСЭ;

успешное проведение 18 - 19 декабря в Москве юбилейного заседания Совета глав Администраций связи РСС, посвященного 10-летию образования РСС.

В этом году Минсвязи России как Администрации связи необходимо обеспечить выполнение работ по подготовке к Полномочной конференции МСЭ 2002 г. и Всемирной конференции по развитию электросвязи, а также активизировать свое участие в работе Исследовательских комиссий и рабочих групп МСЭ и ВПС.

Завершая свое выступление, хочу еще раз подчеркнуть, что в прошлом году организациями и предприятиями, каждым работником отрасли была проделана большая работа. Результаты этой работы вы только что прослушали, и они еще будут более подробно обсуждены в дальнейших выступлениях. Я хочу поблагодарить всех вас, а в вашем лице те коллективы и тех работников, кто добросовестно изо дня в день, 24 часа в сутки, 365 дней в году делает все возможное, чтобы связь в России была более доступной, качественной.


3, стр. 4-15, Вестник связи
29.03.2002
Материалы по теме:
Конференция
Минсвязи России
ФЦП «Электронная Россия»
Текст ФЦП
Биография Короткова А.В.
СМИ о ФЦП «Электронная Россия»
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Минсвязи России
Рамблер
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации