ТОРГУЕМ РАДИ ИМИДЖА
Несмотря на значительное увеличение числа интернет-магазинов, электронная торговля в Самаре остается всего лишь одним из инструментов маркетинга
Если верить статистике по вновь открывшимся самарским интернет-магазинам, то последние месяцы вполне можно было бы назвать временем бурного развития местной интернет-торговли. Более того, может показаться, что ассортимент товаров теперь не ограничивается околокомпьютерной тематикой. Вот открывшийся совсем недавно интернет-магазин Торговой группы "Самрос" предлагает своим покупателям парфюмерию, косметику и бытовую химию. Вот новый интернет-магазин "Заказ" готов продать целых семнадцать различных по профилю товарных групп. Вот несколько десятков наименований электропродукции от "Самара-Электро". Вот возможность заказать лекарства в "Самарской виртуальной аптеке"... Идиллия, да и только. Увы, все это только видимость. Представление о бурном развитии самарской электронной коммерции - всего лишь миф. Несколько кликов - и окажется, что многие магазины вообще не функционируют, а работающие - продолжают существование лишь ради выполнения некоторых маркетинговых программ предприятий-владельцев.
Торговля " подвисла "
К примеру, в офисе ООО "КДМЦ", которому принадлежит "Самарская виртуальная аптека", корреспонденту "Дела" сообщили, что разговаривать с прессой особо не о чем, так как интернет-магазин отключен, и когда будет подключен снова - пока неизвестно.
В мебельном салоне "Флинт", располагающим торговой площадкой в Интернете, корреспонденту "Дела" по телефону сказали, что ничего не знают о возможности заказа их мебели через сеть, а телефон офиса, в котором находится руководство компании, дать отказались, предложив связаться через пейджер.
Позвонив по телефонам, указанным на сайте интернет-магазина "Заказ", корреспондент "Дела" узнал, что из этого офиса ООО с одноименным названием давно съехало, и определить его месторасположение не представляется возможным.
Сайт интернет-магазина базы стройматериалов "Олимпийская" вообще не пускал пользователя дальше первой страницы, ссылаясь на ошибку в доступе к базе данных.
Учитывая не очень большое общее количество самарских интернет-магазинов, такое положение дел в местной сетевой коммерции удивило и расстроило. Оценки и прогнозы развития рынка, которые "Делу" удалось получить у руководителей действующих интернет-проектов, подтвердили худшие опасения относительно положения дел в региональной интернет-коммерции.
Магазины для скупых
Главными критериями успешности любого торгового проекта являются показатели его оборота и прибыли. Региональные интернет-магазины пока не могут похвастаться ни тем, ни другим. Скажем, директор самарской компании "ДиаЛинк" Дмитрий Дрозденко оценивает оборот своего интернет-магазина (сотовые телефоны с подключением к СМАРТСу) примерно в 15% от общего оборота компании, в котором участвуют три "реальные" розничные точки. Однако в точности оценок в данном случае можно и усомниться. Вполне возможно, что 15% - значение максимальное и в постоянной практике явление редкое.
Почти все владельцы самарских интернет-магазинов, с которыми удалось поговорить корреспонденту "Дела", затруднились провести сравнение оборотов собственных реальных и электронных торговых точек. Однако признались, что торговля через Интернет идет очень и очень вяло.
Для того чтобы хоть как-то торговать, практически все местные интернет-магазины строят свое ценообразование таким образом, чтобы привлечь покупателя если не бесплатной доставкой, то хотя бы низкими ценами. Да и клиенты виртуальной торговли претендуют, по большей части, не на комфорт покупки с дивана или рабочего места и не на какие-нибудь редкости в ассортименте. Народ просто ищет, где дешевле. Директор торговой группы "Самрос" Павел Нефедов сказал: "Сегодня в сети "Интернет" покупателя интересует, в первую очередь, дешевый товар. Причем переплачивать за какие-либо дополнительные услуги он уже не хочет. В нашем магазине это проявляется очень наглядно. Заказ стоимостью более 300 рублей доставляется бесплатно. Если стоимость ниже этой суммы, то мы берем за доставку символическую плату в 10 рублей. Так вот, 98% наших покупателей предпочитают покупать именно на сумму свыше 300 рублей. И, по нашему мнению, продиктовано это не уровнем достатка покупателей, а именно желанием сэкономить символическую сумму в 10 рублей. Чтобы проверить наше предположение, мы хотим полностью отменить плату за доставку. Если же говорить о ценообразовании, то сегодня почти все самарские интернет-магазины ради привлечения покупателя торгуют по очень низким, почти оптовым ценам. С развитием интернет-торговли подход к ценообразованию, придется пересматривать".
Только вот удастся ли после нескольких лет "электронного демпинга" приучить покупателя к реальным ценам - вопрос спорный. Отвоевывая сегодня место на рынке, электронная розница может нанести удар по самой себе в будущем. Но сегодня об этом, к сожалению, никто не задумывается.
Инструмент маркетинга
Ответ на непростой вопрос о том, для чего же игрокам розничных рынков нужны магазины, которые не дают ни оборотов, ни высокой маржи, оказался достаточно простым. Его в той или иной форме высказали многие, с кем удалось пообщаться "Делу". Интернет-магазины, впрочем, как и обычные корпоративные сайты, пока выполняют лишь маркетинговые и имиджевые функции.
В "Билком-Самаре" (интернст-магазин сотовой телефонии) считают, что магазин имеет право на существование просто для того, чтобы предоставить клиенту как можно более полный сервис. Директор интернет-компании " Офис-Терминал" Павел Косолапов высказался еще более резко: "Пока интернет-магазины можно считать лишь мощным средством маркетинга. Ведь сегодня интернет-торговлю даже нельзя назвать полностью электронной - заказ подтверждается по телефону, счета выставляются по факсу, а оплата осуществляется через обычные банковские счета. С другой стороны, компания, имеющая качественный сайт, привлекает к себе внимание и формирует положительное общественное мнение".
Со стороны такая тенденция в развитии региональной интернет-торговли, мягко говоря, смотрится достаточно странно. В то время как годовой оборот столичных интернет-магазинов составляет сотни тысяч, а иногда и миллионы долларов, региональная электронная торговля еле-еле "сводит концы с концами", а сами интернет-магазины используются в роли корпоративных сайтов.
С другой стороны, феноменальность ситуации состоит еще и в том, что предложение па розничном рынке опережает спрос, по крайней мере, на несколько лет. На сколько? Об этом "Дело" также спросило у участников электронной торговли.
Когда наступит перелом
Прогнозы развития интернет-торговли в Самарской области неутешительны. Общее мнение самарских интернет-бизнесменов высказал директор ЗАО "Офис-Терминал" Павел Косолапов: "Перелом в покупательском спросе может наступить лишь через полтора-два года. Этому будет способствовать ряд факторов. Если говорить о практических тенденциях, то лишь в следующем году начнет реально действовать программа "Электронная Россия". Это означает начало основательного инвестирования электронной торговли. К тому же ряд государственных предприятий должен будет полностью перейти на закупки через Интернет. Эти два фактора дадут мощный толчок к развитию электронной торговли. Помимо этого, большую роль играют такие факторы, как процент проникновения услуг Интернета. Сегодня он составляет всего около 6%, а для нормального функционирования систем электронной торговли он должен находиться на уровне хотя бы 10%. Можно говорить и о других переменах, которые произойдут в ближайшие полтора-два года, - смене поколений, обучении современным технологиям и так далее".
Действительно, в торговле главную роль играет покупатель. Покупательская аудитория интернет-магазинов формируется за счет пользователей Интернета, которых в Самарской области и по России в целом пока очень и очень мало. Возможно, 2002-2003 годы действительно станут переломными в увеличении числа владельцев компьютеров и пользователей Интернета. Однако сколько времени потребуется для того, чтобы перетянуть покупательскую аудиторию из реальных магазинов в электронные торговые точки, пока никто не знает. Так что полтора-два года для достижения интернет-магазинами реального уровня оборотов, скорее всего, слишком малый срок.
Таблица:
Сравнительная характеристика ассортимента и посещаемости самарских интернет-магазинов, предлагающих различные товарные группы
Материалы доступны в бумажной версии издания
Фото:
-Недавно созданный магазин торговой группы "Самрос" популярен среди покупателей, привыкших считать деньги
-Неработающий магазин посещают 20 человек в неделю
Юрий МАМАЕВ, 9, стр. 18-19, Дело
12.03.2002
|