Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

«Электронная Россия: проблемы и перспективы»
Интернет-конференция

Обзор публикаций СМИ о ФЦП «Электронная Россия»


ТОРГУЕМ РАДИ ИМИДЖА

Несмотря на значительное увеличение числа интернет-магазинов, электронная торговля в Самаре остается всего лишь одним из инструментов маркетинга

Если верить статистике по вновь открывшимся самарским интернет-магазинам, то последние месяцы вполне можно было бы назвать временем бурного развития местной интернет-торговли. Более того, может показаться, что ассортимент товаров теперь не ограничивается околокомпьютерной тематикой. Вот открывшийся совсем недавно интернет-магазин Торговой группы "Самрос" предлагает своим покупателям парфюмерию, косметику и бытовую химию. Вот новый интернет-магазин "Заказ" готов продать целых семнадцать различных по профилю товарных групп. Вот несколько десятков наименований электропродукции от "Самара-Электро". Вот возможность заказать лекарства в "Самарской виртуальной аптеке"... Идиллия, да и только. Увы, все это только видимость. Представление о бурном развитии самарской электронной коммерции - всего лишь миф. Несколько кликов - и окажется, что многие магазины вообще не функционируют, а работающие - продолжают существование лишь ради выполнения некоторых маркетинговых программ предприятий-владельцев.

Торговля " подвисла "

К примеру, в офисе ООО "КДМЦ", которому принадлежит "Самарская виртуальная аптека", корреспонденту "Дела" сообщили, что разговаривать с прессой особо не о чем, так как интернет-магазин отключен, и когда будет подключен снова - пока неизвестно.

В мебельном салоне "Флинт", располагающим торговой площадкой в Интернете, корреспонденту "Дела" по телефону сказали, что ничего не знают о возможности заказа их мебели через сеть, а телефон офиса, в котором находится руководство компании, дать отказались, предложив связаться через пейджер.

Позвонив по телефонам, указанным на сайте интернет-магазина "Заказ", корреспондент "Дела" узнал, что из этого офиса ООО с одноименным названием давно съехало, и определить его месторасположение не представляется возможным.

Сайт интернет-магазина базы стройматериалов "Олимпийская" вообще не пускал пользователя дальше первой страницы, ссылаясь на ошибку в доступе к базе данных.

Учитывая не очень большое общее количество самарских интернет-магазинов, такое положение дел в местной сетевой коммерции удивило и расстроило. Оценки и прогнозы развития рынка, которые "Делу" удалось получить у руководителей действующих интернет-проектов, подтвердили худшие опасения относительно положения дел в региональной интернет-коммерции.

Магазины для скупых

Главными критериями успешности любого торгового проекта являются показатели его оборота и прибыли. Региональные интернет-магазины пока не могут похвастаться ни тем, ни другим. Скажем, директор самарской компании "ДиаЛинк" Дмитрий Дрозденко оценивает оборот своего интернет-магазина (сотовые телефоны с подключением к СМАРТСу) примерно в 15% от общего оборота компании, в котором участвуют три "реальные" розничные точки. Однако в точности оценок в данном случае можно и усомниться. Вполне возможно, что 15% - значение максимальное и в постоянной практике явление редкое.

Почти все владельцы самарских интернет-магазинов, с которыми удалось поговорить корреспонденту "Дела", затруднились провести сравнение оборотов собственных реальных и электронных торговых точек. Однако признались, что торговля через Интернет идет очень и очень вяло.

Для того чтобы хоть как-то торговать, практически все местные интернет-магазины строят свое ценообразование таким образом, чтобы привлечь покупателя если не бесплатной доставкой, то хотя бы низкими ценами. Да и клиенты виртуальной торговли претендуют, по большей части, не на комфорт покупки с дивана или рабочего места и не на какие-нибудь редкости в ассортименте. Народ просто ищет, где дешевле. Директор торговой группы "Самрос" Павел Нефедов сказал: "Сегодня в сети "Интернет" покупателя интересует, в первую очередь, дешевый товар. Причем переплачивать за какие-либо дополнительные услуги он уже не хочет. В нашем магазине это проявляется очень наглядно. Заказ стоимостью более 300 рублей доставляется бесплатно. Если стоимость ниже этой суммы, то мы берем за доставку символическую плату в 10 рублей. Так вот, 98% наших покупателей предпочитают покупать именно на сумму свыше 300 рублей. И, по нашему мнению, продиктовано это не уровнем достатка покупателей, а именно желанием сэкономить символическую сумму в 10 рублей. Чтобы проверить наше предположение, мы хотим полностью отменить плату за доставку. Если же говорить о ценообразовании, то сегодня почти все самарские интернет-магазины ради привлечения покупателя торгуют по очень низким, почти оптовым ценам. С развитием интернет-торговли подход к ценообразованию, придется пересматривать".

Только вот удастся ли после нескольких лет "электронного демпинга" приучить покупателя к реальным ценам - вопрос спорный. Отвоевывая сегодня место на рынке, электронная розница может нанести удар по самой себе в будущем. Но сегодня об этом, к сожалению, никто не задумывается.

Инструмент маркетинга

Ответ на непростой вопрос о том, для чего же игрокам розничных рынков нужны магазины, которые не дают ни оборотов, ни высокой маржи, оказался достаточно простым. Его в той или иной форме высказали многие, с кем удалось пообщаться "Делу". Интернет-магазины, впрочем, как и обычные корпоративные сайты, пока выполняют лишь маркетинговые и имиджевые функции.

В "Билком-Самаре" (интернст-магазин сотовой телефонии) считают, что магазин имеет право на существование просто для того, чтобы предоставить клиенту как можно более полный сервис. Директор интернет-компании " Офис-Терминал" Павел Косолапов высказался еще более резко: "Пока интернет-магазины можно считать лишь мощным средством маркетинга. Ведь сегодня интернет-торговлю даже нельзя назвать полностью электронной - заказ подтверждается по телефону, счета выставляются по факсу, а оплата осуществляется через обычные банковские счета. С другой стороны, компания, имеющая качественный сайт, привлекает к себе внимание и формирует положительное общественное мнение".

Со стороны такая тенденция в развитии региональной интернет-торговли, мягко говоря, смотрится достаточно странно. В то время как годовой оборот столичных интернет-магазинов составляет сотни тысяч, а иногда и миллионы долларов, региональная электронная торговля еле-еле "сводит концы с концами", а сами интернет-магазины используются в роли корпоративных сайтов.

С другой стороны, феноменальность ситуации состоит еще и в том, что предложение па розничном рынке опережает спрос, по крайней мере, на несколько лет. На сколько? Об этом "Дело" также спросило у участников электронной торговли.

Когда наступит перелом

Прогнозы развития интернет-торговли в Самарской области неутешительны. Общее мнение самарских интернет-бизнесменов высказал директор ЗАО "Офис-Терминал" Павел Косолапов: "Перелом в покупательском спросе может наступить лишь через полтора-два года. Этому будет способствовать ряд факторов. Если говорить о практических тенденциях, то лишь в следующем году начнет реально действовать программа "Электронная Россия". Это означает начало основательного инвестирования электронной торговли. К тому же ряд государственных предприятий должен будет полностью перейти на закупки через Интернет. Эти два фактора дадут мощный толчок к развитию электронной торговли. Помимо этого, большую роль играют такие факторы, как процент проникновения услуг Интернета. Сегодня он составляет всего около 6%, а для нормального функционирования систем электронной торговли он должен находиться на уровне хотя бы 10%. Можно говорить и о других переменах, которые произойдут в ближайшие полтора-два года, - смене поколений, обучении современным технологиям и так далее".

Действительно, в торговле главную роль играет покупатель. Покупательская аудитория интернет-магазинов формируется за счет пользователей Интернета, которых в Самарской области и по России в целом пока очень и очень мало. Возможно, 2002-2003 годы действительно станут переломными в увеличении числа владельцев компьютеров и пользователей Интернета. Однако сколько времени потребуется для того, чтобы перетянуть покупательскую аудиторию из реальных магазинов в электронные торговые точки, пока никто не знает. Так что полтора-два года для достижения интернет-магазинами реального уровня оборотов, скорее всего, слишком малый срок.

Таблица:

Сравнительная характеристика ассортимента и посещаемости самарских интернет-магазинов, предлагающих различные товарные группы

Материалы доступны в бумажной версии издания

Фото:

-Недавно созданный магазин торговой группы "Самрос" популярен среди покупателей, привыкших считать деньги

-Неработающий магазин посещают 20 человек в неделю


Юрий МАМАЕВ, 9, стр. 18-19, Дело
12.03.2002
Материалы по теме:
Конференция
Минсвязи России
ФЦП «Электронная Россия»
Текст ФЦП
Биография Короткова А.В.
СМИ о ФЦП «Электронная Россия»
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Минсвязи России
Рамблер
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации