<ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО>. ФУТУРОШОК ЗАКАЗЫВАЛИ?
Стержневой проект Программы <Электронная Россия> - безусловно, создание <электронного правительства> - системы электронного документооборота <гражданин - учреждение> и <учреждение - учреждение>. Первая подсистема выглядит так. Граждане больше не добывают бумажки, необходимые для общения с государством. Нет очередей и беготни за резолюциями. Граждане просто регистрируются (рассказывают о себе то, что государственные учреждения считают нужным знать). После этого в любом пункте общественного доступа к Единой государственной сети управления передачи данных (ЕГСУПД) формулируют свой запрос (просто сообщают, кто они такие и что им надо). Например, надо восстановить утерянные права. Сегодня эта задача требует солидных запасов свободного времени и чувства юмора. При <электронном правительстве> нужен паспорт и вспомнить, где он лежит. Остальной документооборот происходит внутри системы - нас совершенно не касаются запросы и ответы учреждений друг другу.
Вторая подсистема <учреждение - учреждение> обеспечивает две базовые функции: во-первых, общается с гражданами через пункты общего доступа и перерабатывает их в решения. Например, в случае с утерянными правами вы можете моментально получить резолюцию <отказать>, потому что у вас не оплачен транспортный налог. Можно оплатить на месте (по идее, должно быть так), и у вас есть еще одна попытка.
Во-вторых, перерабатывает информацию об объекте управления, обеспечивая аналитическую картинку для принятия общих политических решений. Эта вторая функция выделена в отдельный подпроект и называется <ситуационным центром>. Это условное место в системе, где анализ ситуации встречается с политической волей. Конкретно сегодня речь идет о разработке <ситуационного центра> для полномочного представителя в Южном федеральном округе.
Осуществление идей такого масштаба (сегодня у нас около 8 миллионов человек так или иначе заняты классификацией, осмыслением и принятием решений по поводу содержания бумаг, поступающих от граждан) началось несоразмерно тихо. Этому есть два объяснения.
Связисты передавили Грефа и создали дирекцию по закупкам оборудования. Греф обиделся и урезал стартовое финансирование Программы. В этом году тендеров будет только на 600 миллионов рублей, и малость суммы служит дежурным объяснением, почему социальные последствия Программы не стали в центр общественных дискуссий.
На самом деле малая стартовая скорость ракеты не приравнивает ее к телеге. 30 миллионов долларов для экологии Байкала - это знаковый, но локальный проект, недоделанный в прошлом веке. 20 миллионов долларов для <электронного правительства> - это шаг в принципиально новом направлении.
Вторым объяснением является постмодернистский <ответ на все случаи жизни>: центров общественных дискуссий стало де столько, что все равно никто никого не слышит.
Это липовое объяснение. На самом деле реализуя техническую программу (а ЕГСУПД прежде всего национальная техническая программа), мы либо обсуждаем громко и серьезно ее социальную составляющую, и тогда имеем шанс на то, что <Электронная Россия> введет страну в число развитых информационных обществ, либо мы заранее соглашаемся с тем, что аппарат и социальная система в целом пережуют и проглотят эти 77 миллиардов рублей за десять лет без всяких последствий. (Государственная Продовольственная корпорация за недолгий срок своего существования <освоила> куда большие суммы совершенно без следа. Но в таком случае надо сразу признать, что <Электронная Россия> очень вредный для России проект.)
Чтобы этого не случилось, есть только один путь. Не ждать, как само сложится, потому что само обязательно сложится наихудшим образом, Попробовать наряду и, по мере осуществления технической части проекта ЕГСУПД осуществить на территории Южного федерального округа под патронажем представительства Президента <проект-2>, проект социального моделирования <электронного правительства>. Каков предмет такого проекта? Пока можно привести несколько примеров.
Например, одним из последствий введения глобального электронного документооборота, по идее, должна стать полная прозрачность всех государственных закупок. Объяснять цену вопроса, наверное, не надо. Уже сегодня есть все технические возможности и законные основания для принудительной публикации объявлений по госзакупкам в сети общего пользования. Однако корпорация <Парус>, которая должна осуществить проект <ГосЮггорг>, существенно в этом вопросе не продвинулась. Ее представитель на последнем совещании в ЮФО обсуждал сложное <железо> и <электронные торги>, хотя для дела нужны всего 20 мегабайт на бесплатном сервере и политическая воля заставить чиновников выдать своевременную и полную информацию. Невозможно решить эту задачу технически, ее надо решать другими, социальными методами. Другим примером может стать прогнозируемое экспертами падение престижа государственной службы на нижних этажах иерархии в результате быстрой стандартизации и деперсонализации решений. Представьте себе, что <электронное правительство> предполагает (должно предполагать) выдачу права на застройку гаража в бесконтактном режиме. Если данные просителя отвечают формальным условиям - принимается решение о разрешении. Нет - значит, нет. Готов ли к такой работе аппарат? Можно ли подготовить? Что будет из себя представлять таким образом подготовленный аппарат? Как руководителю-политику работать с таким аппаратом? На эти вопросы невозможно ответить на языке мегабайтов и протоколов.Один из уроков реформ в том, что 90 процентов граждан оказались к ним совершенно не готовы. В случае с <Электронной Россией> есть возможность нормально, по выверенному плану и спокойно подготовить людей к предстоящим переменам.
***
В Архипо-Осиповке Краснодарского края состоя лось заседание президиума Совета ректоров Южного федерального округа под председательством ректора РГУ проф. Белоконя. Как пояснил заместитель директора Южного информационного центра Ростовского государственного университета Александр Букатов, если между представителями вузов будет достигнуто соглашение, образование в округе выйдет на абсолютно новый уровень. Прежде всего, по словам Букатова, с созданием единой инфосети учащиеся и педагоги получат свободный доступ ко всем информационным ресурсам и библиотечным фондам округа, включая новейшие научные разработки. Более того, избранные лекции ученых можно будет проводить в режиме видеоконференции.
Алексей СИНЕЛЬНИКОВ, заместитель редактора <ЮФ>, 14, стр. 3, Южный федеральный
10.04.2002
|