<ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ> В ЮФО: ПОКА ДЕНЕГ В БЮДЖЕТЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОЕКТОВ
Федеральная целевая программа <Электронная Россия> изначально разрабатывалась Высшей школой экономики у Ясина в рамках <прорывной> идеологии Центра стратегических разработок Германа Грефа. Задача, которую ставили разработчики, уникальна и амбициозна. Предполагается, что выполнение программы втянет Россию а постиндустриальное общество и за десять лет серьезно сократит разрыв в использовании информационных технологий между Россией и Европой.
Идеология программы построена таким образом, что вопросы <железа> (серверные и передающие мощности) и вопросы адекватного использования новых возможностей тесно переплетены. Это создает определенные организационные проблемы, которые проявились уже а формировании высших эшелонов руководства программой. <Содержание>, то есть пользовательский аспект программы, удерживает команда Грефа. Именно в Министерстве экономического развития готовы обсуждать такие предметы, как <открытость власти>, <снижение административных барьеров>, <антикоррупционную составляющую> и в целом все социально-экономические последствия и перспективы реализации Программы. Технический аспект дела - за Министерством связи. Туг обсуждают <протоколы передачи данных>, <архитектуру> и т. д.
Примерно полгода после утверждения Программы правительством продолжалась корректная подковерная борьба за контроль над финансовыми ресурсами, отпущенными на ее реализацию (это 77 миллиардов рублей на ближайшие десять лет). Наконец наверху все согласовали, и была принята сложная, многоступенчатая система отбора и финансирования проектов. 8 следующем году на <Электронную Россию> планируется выделить 7,5 млрд. руб. Из этой суммы 4,4 млрд. руб. планируется направить в регионы на создание центров доступа к информационным сетям. На сегодня путь к этим деньгам обустроен так: государственными заказчиками <Электронной России> выступают Минэкономразвития Минсвязи, Минобразования Минпромнауки. Федеральное агентство правительственной связи и информации. Российское агентство по системам управления, Российское авиакосмическое агентство, чьи представители объединены в дирекцию.
Согласно положению о дирекции, она является коллегиальным органом управления реализацией Программы и формируется Минсвязи РФ. Главная задача дирекции - планирование, управление и мониторинг за ходом реализации программы. Во главе дирекции - первый замминистра связи Андрей Короткое. До этого Короткое руководил департаментом правительственной информации, де работал с 1996 г., является академиком Международной академии связи и членом специальной группы ООН по информационным и коммуникационным технологиям.
В состав дирекции программы вошли 15 представителей госзаказчиков, получивших бюджетное финансирование в рамках <Электронной России>. Совместно с ними дирекция будет рассматривать первоочередные проекты для финансирования и совместно же контролировать использование бюджетных средств. Комиссия Минсвязи будет проводить конкурсные торги по линии этого министерства. Минсвязи также объявило о готовности подключить к работе различные ассоциации, работающие на рынке информационных технологий.
Как будет работать эта схема, покажет уже работа над бюджетом-2003. Пока региональные и окружные власти пытаются нащупать собственные формы соорганизации и координации и построить структуры, которые могут выступать как партнеры и собеседники дирекции на местах.
29 марта в аппарате полномочного представителя в ЮФО прошло совещание <Проблемы информатизации Южного федерального округа в рамках Федеральной целевой программы <Электронная Россия (2002 - 2010). Вели совещание первый заместитель полномочного представителя в ЮФО Виктор Анпилогов и заместитель полномочного представителя Сергей Епифанцев.
Вообще в ЮФО сложилась особая ситуация. Ставропольская администрация своевременно заинтересовалась Программой и сегодня опережает другие регионы округа не только в длине оптоволоконных линий, но и в статусе. Пока <опорными зонами> развития для Программы считаются именно Ставропольский край и здание аппарата полпреда в ЮФО. Предполагается, что именно в опорных зонах будут развернуты пилотные проекты в следующем году. Естественно, что такое положение вызывает ревнивое отношение со стороны других регионов округа.
Заведующий отделом информатизации аппарата правительства Ставропольского края кандидат экономических наук Ф. Бармин специально обратил на это внимание: объективный анализ потенциала административного образования для реализации пилотного проекта должен превалировать над политической ангажированностью той или иной территории. Это может нивелировать протекционистские формы получения необоснованных привилегий в виде определения того или иного административного образования в качестве испытатель-нога полигона - предоставление права на реализацию пилотного проекта с соответствующей финансовой поддержкой.
При этом само понятие пилотный проект (в каком-либо субъекте РФ) предполагает решение локальной, частной задачи, а мы видим проблему гораздо шире. Наши специалисты, работающие в области внедрения информационных технологий в сферу государственного управления и общественной жизни, разработали стратегию информатизации в рамках положений ФЦП <Электронная Россия>, которая была представлена в Минэкономразвития РФ, Государственную Думу РФ - комитет по информационной политике и полномочному представителю Президента в ЮФО. В связи с тем, что предложенная нами стратегия а части информатизации государственного управления охватывает не только органы исполнительной власти Ставропольского края но и аппарат полномочного представителя Президента в ЮФО, а также органы управления муниципальных образований (на примере города Ставрополя) и имеет концептуальную, логически завершенную структуру, нами было предложено создание опорной зоны на территории нашего края. В дальнейшем опробованные управленческие, технические и идеологические решения по реализации программных положений ФЦП <Электронная Россия>, а их в программе более шестидесяти, будут перенесены в другие субъекты ЮФО и РФ.
Таким образом, Ставрополь остается главным локомотивом Программы, но согласился с организующей и направляющей ролью ЮФО. Оформлена эта роль была в виде вновь созданного Совета по информационно-коммуникативным технологиям при полномочном представителе Президента. Возглавил Совет полпред Президента Виктор Казанцев (замы - В. Анпилогов, С. Епифанцев, М. Есипов, В. Горбачев), секретарем Совета и руководителем рабочей группы стал Владимир Нага ров, начальник информационно-аналитического отдела аппарата полномочного представителя. В ближайшее время и Минэкономразвития и Минсвязи получат обращения с предложением рассматривать данный Совет в качестве легитимного представительства <инфраструктуры управления ФЦЛ <Электронная Россия> и других федеральных и региональных программ в части вопросов информатизации>.
Совет также добьется того, чтобы предложения региональных властей по информатизации были согласованы и вносились в бюджет-2003 в едином пакете. К сожалению, срок для такой работы отпущен очень небольшой - после 1 июня прием бюджетных заявок по информатизации на 2003 год закрывается.
14, стр. 3, Южный федеральный
10.04.2002
|