ТРИ СОВЕТА
Президиум Госсовета, Совет безопасности, Совет по науке и технологиям в очередной раз обсудили положение дел с наукой и высокими технологиями. Вновь сказано, что современная экономика - та, что опирается на наукоемкую продукцию. Принята программа развития соответствующих производств по девяти направлениям. Правда, как обычно, пока без денег. Но средства - до 4% ВВП - все же обещали изыскать. Как долго и кто конкретно займется поисками, так и не определено. Не забыли и о проблеме утечки умов. Новизна в том, что теперь наших молодых ученых наиболее активно приглашает на работу Германия, где для них даже учреждена премия имени Софьи Ковалевской. Что-то подобное решили ввести и у нас. Расщедрились для особо одаренных аж на пару тысяч рублей.
Тема высоких технологий также доминировала на Шестом российском интернет-форуме, совпавшем по времени с совещанием в Кремле. Отмечено, что информационная индустрия по темпам роста значительно опережает смежников - 18% за год. В стране уже 11 млн. персональных компьютеров. Критической проблемой остается состояние интернет-сети, точнее - ее фактическое отсутствие, если иметь в виду всю страну. Из-за этого откладывается на неопределенный период технологический переход страны на более качественный уровень. Федеральную сеть, считают участники форума, можно реально развивать лишь с участием государства.
За помощью к правительству обратился и автопром. В автомобилестроении по части высоких технологий у нас всегда было негусто. Главная забота сегодня - как защититься от нашествия зарубежных подержанных машин. Правительство в предельно запутанных выражениях протекцию вроде бы пообещало.
Подводя черту, что же имеем в итоге? Некий новый и "чрезвычайно важный" план спасения то ли фундаментальной, то ли прикладной науки. А может, и вместе взятых. Да и с утечкой мозгов, оказывается, не так все плохо. Еще в прошлом году - после переизбрания на пост президента РАН - академик Юрий Осипов убеждал нас в том, что проблема сильно преувеличивается. Да, уезжают молодые специалисты, говорил г-н Осипов, но ведь кое-кто и возвращается. Свою науку мы не забываем. При президенте страны создан научный совет, который будет помогать единению науки с экономикой.
Прошло четыре месяца. Сошлись воедино сразу три Совета. И что? Вновь та же тема утечки, но уже в интерпретации академика Евгения Велихова: да, математики, ядерщики уезжают. Но, бывает, и возвращаются. Катастрофической потери нет. В Курчатовском институте для школьников создан лицей... Этот радикальный шаг, надо понимать, и восполнит убытки кадров.
Теперь о высоких технологиях. У всех на устах федеральная программа "Электронная Россия". Кругами ходят бизнесмены и руководители унитарных предприятий, явно рассчитывая на госзаказы. Увы, в федеральном бюджете на программу пока заложено, да и то ориентировочно, всего 350 млн. руб. Весь нынешний год уйдет на создание лишь "предпосылок для реализации" задуманного, два следующих - на отработку взаимодействия органов власти с хозяйствующими субъектами, только во второй половине десятилетия, возможно, появится что-нибудь осязаемое.
Что касается автопрома, то текущая годовая потребность в автомобилях на сегодня в России составляет 2, 5-3 млн. штук. Отечественные заводы выдают менее 1 млн. Как покрывается остальной спрос, толком не знает никто. Во всяком случае, через таможню в прошлом году (за 11 месяцев) официально прошло 60 тыс. новых автомобилей, или 86% их общего импорта. Даже с учетом любви россиян к подержанным иномаркам эта скупая и не очень понятная строчка дает основание думать, что основная масса машин идет либо серым импортом, либо чистой контрабандой, то есть вообще мимо пошлин. Повышение ввозных тарифов реально в раскладе мало что изменит: просто в импорте увеличится доля контрабанды. Но приплатить за это при покупке автомобиля опять же придется нам, рядовым автолюбителям.
Михаил ПОНОМАРЕВ, 12, стр. 7, Московская промышленная газета
28.03.2002
|