НА ЯДЕРНЫХ ШТЫКАХ СТРАНУ НЕ УДЕРЖИШЬ
В последние годы меня не покидает чисто физическое ощущение того, что технический прогресс, темпы, скорость развития у нас - не только в Карелии, но и на всем Северо-Западе, и в России в целом - значительно ниже, чем в западной части Европы. И это большая проблема в связи с активным процессом регионализации в Европе и в связи с теми вызовами и угрозами, которые несет процесс глобализации.
Давайте посмотрим: живем ли мы в Петербурге, в Карелии ли - но живем хуже, нежели в Восточной Финляндии, примерно в 3 раза. Это по показателю валового внутреннего продукта. Что же касается параметров качества жизни (понятно, что это такое - и социальная сфера, и инфраструктура) - это разница в 8 раз. Что касается нашей республики, то именно здесь наиболее протяженная граница с Европейским союзом. И подумайте сами: можно ли сохранять такое катастрофическое различие на самом рубеже между Российской Федерацией и ЕС? Ведь любому здравомыслящему человеку ясно: на ядерных штыках такую большую страну не удержать. Ведь недаром сюда, в Карелию, не так давно приезжала японская делегация: эскперты, изучающие проблему Курил, и чиновники, ею занимающиеся. Японцы проявили необычайный интерес к нашей здешней ситуации.
Российский Северо-Запад (и по отдельности субъекты Федерации, входящие в состав федерального округа) в настоящее время является объектом стратегического планирования Европейского союза. Появился даже такой термин - приоритетная территория. Звучит, с одной стороны, лестно. А с другой стороны, трудно избавиться от некоторого чувства тревоги.
Планы "Северного измерения", реализуемые в его рамках многочисленные проекты хороши и полезны. Соседи проявляют повышенную заботу по отношению к состоянию нашей окружающей среды, к работе или проектированию атомных электростанций и так далее. Но если говорить о перспективах сотрудничества, в первую очередь экономического - в сфере лесопромышленного комплекса например... Пока мы не чувствуем самого главного - взаимовыгодной кооперации. В сложившейся системе европейского рынка нам еще только предстоит найти свои позиции. Нужно, чтобы на этом рынке мы были желаемы, понимаемы, и в первую очередь - предсказуемы. Пока этого нет.
Вместе с тем перспективы такой межгосударственной, межрегиональной кооперации огромны. Скажем, недавно сообщали - в Петербурге был известный Ротшильд. Но мало кто знает, что принимало его акционерное общество "Калевала". И речь, между прочим, шла об очень серьезном проекте. Это проект так называемой широтной магистрали - сейчас автотрассы идут у нас с севера на юг. А это будет дорога через Пудож, Вологду, то есть по нескольким субъектам РФ и вплоть до Ботнического залива. С точки зрения развития международного транзита - весьма важное направление. Сейчас вообще необходимо вместе с нашими соседями, вместе с федеральным центром выработать совокупность серьезных трансграничных проектов, которые дадут мощнейший стимул к развитию территории.
Например, сейчас в рамках проекта "Электронная Россия" есть и "Электронная Карелия". Это не просто интернет в школах. Это и развитие электронного бизнеса, электронной биржи, телемедицины - в том числе при непосредственном участии иностранных партнеров. Три основные точки, где развертывается программа, - это Петрозаводск, Сортавала и Костомукша. Мы придаем большое значение этому проекту. Ведь возможности, связанные с удобным с точки зрения транзита местоположением, не исчерпываются только Балтийской трубопроводной системой. Тем более кто знает, актуальна ли вообще через 30 лет будет труба в Балтийском море? Мы сейчас должны предлагать собственную модель организации экономического пространства. И эта модель должна включать в себя не только крупные, но и сотни, а может быть, тысячи малых и средних проектов.
В сфере лесозаготовок, к примеру, мы должны развивать те направления, которые дают возможность без ущерба для "зеленых легких страны" получать прибылей в 2 - 2,5 раза больше. Посмотрим, что у нас сейчас. Огромные мощности целлюлозно-бумажных производств в финских Лапперанте и Иматре - в двух шагах от Ленинградской области с ее лесозаготовками. Что же, нам так и оставаться всего лишь вечным источником сырья? Значит, что-то нужно предложить в ответ, значит, нужна идеология развития.
Северо-Запад можно охарактеризовать как транзитно-ресурсный регион. Голландия живет на транзите, другие европейские страны. На мой взгляд, огромное будущее у Санкт-Петербурга в плане возможностей. Но возможности так и останутся нереализованными, если мы не поймем, что давно пора заняться стратегически-пространственным планированием. Госплана сейчас нет, и поэтому такого планирования нет даже в той, устаревшей, форме.
В Соединенных Штатах, кстати, есть специальные органы управления, которые занимаются не отдельно металлургией, не отдельно дорогами, армией, здравоохранением, а территорией во всей ее совокупности. У нас же вопросами территорий не ведает ни один орган государственного управления. Разве что Министерство путей сообщения? Кто-то занимается вопросами внешнеэкономической деятельности. Но, между прочим, в Российской Федерации 45 приграничных регионов, а значит, особенности жизни приграничных территорий - фактор весьма существенный.
Сейчас в русле деятельности еврорегиона "Карелия" (созданного вместе с тремя приграничными коммунами Финляндии) у нас осуществляется программа "Наша общая граница". Причем Брюссель с помощью программы "Интеррег" предлагает какие-то свои варианты, мы - свои, стараемся учитывать интересы соседей-финнов и отстаивать свои интересы. И они так же ведут себя, и таким образом уже вместе отстаиваем наши общие интересы перед Брюсселем, Хельсинки и Москвой. Плодотворным результатом стало недавнее открытие приграничного индустриального комплекса в Костомукше. Ведь и нам и им пора изжить стереотип, отказаться от представления о нас как о пресловутом сырьевом придатке.
Недавно исполнилось 10 лет Балтийскому сотрудничеству. А в 2003 году тоже 10 лет исполняется Баренцеву сотрудничеству (активным участником которого является Республика Карелия). Что же касается гуманитарных контактов, взаимодействия в культурной, образовательной сфере - эти процессы уже происходят без какого-то специального государственного вмешательства. Как на всякой границе здесь есть, конечно, свой позитив, но и свой негатив, и многие вопросы, связанные, например, с ростом криминала, тоже не могут быть решены иначе, как совместно.
В рамках приграничного сотрудничества реализуется немало программ в области здравоохранения, в частности, с помощью Европейского союза осуществляется подготовка врачей общей практики для работы в сельской местности, что весьма актуально для нас.
Работы - край непочатый. Например, возрождение Белой дороги к Соловкам. Да и сама граница имеет свою протяженность не только в пространстве, но и во времени... В двадцатом веке на карельской стороне из-за нее просто умерли многие десятки населенных пунктов... Это была совсем другая реальность.
Валерий Шлямин, министр внешних связей республики Карелии, 68, стр. 3, Невское время
13.04.2002
|