НА ПУТИ К "ИНФОРМАЦИОННОМУ" ОБЩЕСТВУ
Идее создания "информационного" общества сегодня придают большое значение многие страны. Есть уже и серьезные наработки, связанные с применением различных форм и методов управления ресурсами, организацией взаимоотношений властных структур с гражданами посредством Интернета. В эпоху происходящей глобализации наша страна также не может оставаться безучастной к этому процессу и должна совершенствовать коммуникационные технологии. Главное здесь - не опоздать. Хотя, с другой стороны, и гонки устраивать ни к чему, и лишний раз изобретать велосипеды. Нелишне в этом деле позаимствовать полезный зарубежный опыт.
К примеру, США еще в 1993 году приняли план действий в области национальной информационной инфраструктуры. В 1994 году план действий "Европейский путь в информационное общество" утвердила комиссия ЕС. А в 2000 году странами "большой восьмерки" была подписана "Окинавская хартия глобального информационного общества", которая закрепила основные принципы продвижения этой идеи в общемировом масштабе.
Особенности инноваций хорошо прослеживаются в проекте e-government, стратегический принцип которого основан на обеспечении прозрачности и подотчетности правительственных структур перед гражданами, а также усилении контроля над их деятельностью со стороны общественности и вышестоящих органов госуправления. В настоящее время порталами e-government располагают в Интернете США, Великобритания, Канада, Германия и многие другие страны.
Стоит отметить и то, что в настоящее время быстрое продвижение информационных технологий наблюдается не только в экономически сильных, но и в развивающихся странах. Например, в Марокко при поддержке государства был разработан национальный план развития таких технологий, который позволил за довольно короткое время осуществить настоящую Интернет-революцию. И уже в 2000 году на 28 миллионов жителей этой страны работало 300 Интернет-провайдеров, 500 Интернет-кафе, число wеb-сайтов достигло нескольких тысяч и, что наиболее важно, стоимость месячного доступа в Интернет снизилась почти в десять раз. Но важно даже не это. Использование информтехнологий позволило не только добиться прозрачности в управлении страной, но и создать новые рабочие места среди молодежи, развить предпринимательство и сферу туризма.
Неплохих результатов достигли и некоторые страны бывшего Союза, в первую очередь Эстония, где еще в 1997 году была принята национальная целевая программа "Прыжок тигра". Первыми преимущества интернетизации ощутили открытые в стране Интернет-банки, где клиент сам проводит платежи и контролирует свой счет.
В России Интернет как основной инструмент информационного общества также развивается очень быстрыми темпами. Домашние компьютеры имеют около 4 % семей страны, и эта цифра постоянно растет. В конце 1999 года состоялась презентация информационного портала правительства РФ. Открыты официальные сайты президента, Федерального собрания, Госдумы, других органов власти.
В соответствии с "Окинавской хартией" экспертный совет по информационным технологиям при администрации президента РФ подготовил доклад "Белая книга информационных технологий", который является базовым для выработки стратегической политики государства в этой сфере. Кроме того, в июле 2001 года российское правительство утвердило федеральную целевую программу "Электронная Россия" на период с 2002 по 2010 годы, которая предусматривает комплекс мероприятий по преодолению информационного неравенства и равноправному вхождению России в глобальное информационное сообщество.
Что касается нашей страны, то в Казахстане процесс информатизации начался в 90-х годах. За этот период в республике увеличился парк компьютерной техники, практически полностью были компьютеризированы школы. C 1996 года в стране действует Интернет, и, согласно опросу, проведенному компанией Actis System Asia, максимальная аудитория пользователей в республике осенью 2000 года составляла уже около 360 тыс. человек. Растет количество Интернет-провайдеров, в прошлом году по Казахстану их насчитывалось около 50. Действует более 1 500 сайтов, существенно расширилась тематика информационных ресурсов, появились сайты госорганов, политических партий, СМИ, общественных организаций. Введены в эксплуатацию новые общественные Интернет-центры в Астане и Алматы.
Телекоммуникационная инфраструктура страны позволяет производить обмен информацией с любой точкой мира. В 2001 году было завершено строительство западной ветки национальной информационной магистрали страны на базе Трансазиатско-Европейской супермагистрали, которая простирается в целом на 27 тыс. км и соединяет 20 стран. Продолжается строительство аналогичной магистрали протяженностью 10 тыс. км, объединяющей все области Казахстана со всемирной сетью, которая будет предоставлять современные услуги связи для внедрения скоростной передачи данных.
Но, к сожалению, приходится констатировать, что все эти достижения могли бы быть и лучше. Проблемы, связанные с формированием и развитием информационной инфраструктуры страны, из года в год накапливаются, с некоторым опозданием по сравнению со многими республиками бывшего СССР и развивающимися государствами мира проходит интеграция страны в мировое информационное пространство. Довольно медленно внедряются современные информтехнологии в деятельность властных структур, организаций, учреждений, субъектов бизнеса.
Интернет в стране не востребован пока в той мере, в которой мог бы принести пользу как инструментарий обмена информацией, привлечения инвестиций и повышения потенциала отечественной экономики, развития образования, науки и культуры, раскрытия деловой активности граждан.
Еще одна важная проблема касается законодательной сферы. На сегодняшний день в стране нет базовых законов, касающихся информатизации и правового регулирования деятельности субъектов электронных информационных отношений, не закреплено законодательно использование электронных цифровых подписей, электронных документов. Из-за отсутствия четких правовых требований создание сайтов госорганов происходит вразнобой, без единого подхода. В результате этого в большинстве случаев появляются скудные в тематико-информационном плане и не часто обновляемые сайты, которые не могут обеспечить даже самые простые потребности пользователей в нужной информации.
Отсутствие конкуренции в сфере развития Интернета оставляет высокой стоимость услуг провайдеров. Стоит говорить и о неразвитости собственной производственной базы по компьютерной технике, программным продуктам.
В сегодняшних условиях объективно требуется как можно скорее пересмотреть ранее установленные правила регулирования электронной информационной индустрии страны и усилить целенаправленную политическую, руководящую роль государства во всех ветвях и на всех уровнях властных структур. При этом, как мне кажется, для ускорения вхождения нашей республики в глобальное информационное общество было бы целесообразным принятие ряда специальных мер.
В частности, требуется разработка и реализация региональных, отраслевых программ по созданию информационных ресурсов, введению единой системы национальной политики для вхождения в глобальное информационное общество. Необходимо также создание законодательной и нормативно-правовой базы, разработка и реализация комплекса мер по организационно-методологическим вопросам развития информтехнологий. Еще один серьезный вопрос касается дальнейшей модернизации национальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, особенно в сельской местности; выработки научно-технической политики для размещения госзаказов по производству в государстве компьютерной техники и отечественных программных продуктов.
Кроме этого, уже сейчас стоит заняться совершенствованием рынка негосударственных информационных услуг, поддержкой соответствующих проектов и программ; выработкой гибких государственных подходов в проведении тарифной политики, регулировании ценообразования, налогообложения, таможенных пошлин и сборов на информационные технологии, услуги и продукцию. Требует своего совершенствования и система привлечения инвестиций в эту сферу. Ну и, конечно, необходимы нам дополнительные учебные заведения для подготовки специалистов, обслуживающих средства информационных технологий.
г. Астана
Байгел ДОСЫБАЕВ, 76-77, Казахстанская правда
09.04.2002
|