Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

«Электронная Россия: проблемы и перспективы»
Интернет-конференция

Обзор публикаций СМИ о ФЦП «Электронная Россия»


ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРТИКАЛЬ

Небывалая. Грандиозная. Фантастическая Восторженные эпитеты продолжают расточаться в адрес "Электронной России". Федеральная целевая программа с объявленной стоимостью в 77 млрд. руб., похоже, потрясла воображение отечественных бизнесменов до самых корней. Но действительно ли речь идет о крупных вложениях? И самое главное - откуда возьмутся деньги? Думается, есть смысл поспокойнее разобраться в содержании документа, его финансовом обеспечении и других любопытных деталях.

Частокол из канцеляризмов

Все, кому довелось ознакомиться с программой, согласятся, что составлена она более чем витиевато. При кажущемся обилии цифр налицо явная нехватка конкретики. Тому есть свои причины. Само название

- "Электронная Россия" - не отражает сути документа. Речь идет вовсе не о компьютеризации страны, как может показаться с первого взгляда, а преимущественно об оснащении вертикали власти современной оргтехникой. Но авторы почему-то стыдятся этого факта и обильно сдабривают текст рассуждениями общегуманитарного плана.

В мире, просвещают они, совершается революция в сфере информационно-коммуникационных технологий. Разумеется, Россия не должна остаться в стороне. У нас названная сфера развивается достаточно высокими темпами, но поскольку отсчет идет как бы с нуля, то заметно сократить разрыв с уровнем промышленно развитых стран не удается. Мешают два главных фактора: экономический кризис и низкий уровень материального благосостояния большинства населения. Упоминаются и дополнительные преграды. В их число включены несовершенство правовой базы, недостаточное развитие информационных технологий в государственном управлении, слабый уровень компьютеризации в товарообороте, а также отсутствие кадров. Свою неблаговидную роль играют высокий уровень монополизации сетей связи и перекосы в тарифной политике. И все же главная цель проекта, как сказано в преамбуле, - создание условий для развития демократии.

Чиновник закрывает амбразуру

Не будем, однако, формалистами Россия, как выразился кто-то из думских ораторов, - черная дыра на мировом информационном поле. И эту дыру нужно как-то ликвидировать. Поэтому, надо понимать, на амбразуру первыми пойдут государственные чиновники, дабы закрыть ее своими телами.

Работы по программе продлятся девять лет: с 2002 по 2010 г. Первый этап начинается и заканчивается уже в нынешнем году. На следующий отведены 2003-2004 гг. Третий этап - с 2005 по 2010 г. В целом из федерального бюджета на всю программу предполагается выделить лишь чуть больше половины общих затрат - 39 млрд. руб. Областные и местные бюджеты должны изыскать еще 23 млрд. руб. Из внебюджетных источников будет привлечено 15 млрд. руб. Координатором утверждено Минсвязи. Оно же выступает и одним из государственных заказчиков. Всего таковых семь. В рамках первого этапа им уже вроде бы выделены бюджетные деньги: Минсвязи - 189 млн. руб., Минэкономразвития - 175 млн. руб., Минобразования - 117 млн. руб., Минпромнауки - 60, 5 млн. руб., Росавиакосмосу- 10 млн. руб., ФАПСИ- 10 млн. руб., РАСУ (системы управления) -10 млн. руб. Всего - 600 миллионов. Исполнителями станут организации, определяемые на конкурсной основе. Контроль за исполнением контрактов возложен на Минсвязи и остальных госзаказчиков, которые направляют сводную бюджетную заявку в Минфин. Предусмотрены ежегодные отчеты (до 1 марта) о проделанной работе. Минэкономразвития отчитывается по инвестициям, Минпромнауки - по НИИОКР, Минфин - по расходованию средств федерального бюджета. Создана специальная межведомственная комиссия. В ее рамках имеется еще и экспертный совет с участием деловых кругов, представителей РАН, вузов, других организаций. Председателем комиссии назначен не министр связи Леонид Рейман, что как бы вытекает из структуры, а глава Минэкономразвития Герман Греф. Утверждают, что сделано это вполне сознательно, дабы надежнее контролировать расходование "огромных средств". Может, так и надо. Тема воровства, учитывая опыт предыдущих аналогичных правительственных начинаний, достаточно плотно пропитывает атмосферу, сложившуюся вокруг проекта. Правда, каких-то средств "в особо крупных размерах" в программе пока не замечено.

Финансовые неясности начинаются фактически с момента выстрела стартового пистолета. В подписанном правительством варианте документа значится, что из федерального бюджета на первый этап должно поступить только 350 млн. руб. (инвестиции - 50 млн. руб., расходы на НИИОКР- 100 млн. руб., прочие нужды - 200 млн. руб.). Еще 1, 3 млрд. руб. расписаны на субъекты РФ и местные бюджеты. От внебюджетных источников ожидаются поступления около 1 млрд. руб. На круг выходит всего 2, 65 млрд. руб.

На первом этапе большое внимание уделяется таким работам, как инвентаризация имеющегося компьютерного парка, гармонизация нашего законодательства с европейским. Значится там и реализация неких опытных проектов по переходу к электронному документообороту в органах государственной власти и подключению их к компьютерным сетям. На "совершенствование законодательства" из федерального бюджета планируется израсходовать 8, 2 млн. руб., из других бюджетов - 17, 4 млн. руб., из внебюджетных источников - 25, 6 млн. руб. Затраты на раздел "открытость власти и ее взаимодействие с гражданами" составляют соответственно: 79, 5 - 272 - 45 млн. руб. "Совершенствование деятельности органов власти" 63, 7 -86, 2 - 43, 4 млн. руб. "Взаимодействие органов власти с хозяйствующими субъектами": 58 -19, 9 -51, 4 млн. руб. "Подготовка специалистов": 77 - 82, 5 - 366, 1 млн. руб. "Содействие СМИ": 3, 7-1, 7-15 млн. руб. "Развитие телекоммуникаций": 28, 7 - 778, 3 - 400 млн. руб. "Электронная торговля": 15- 15, 1 -26, 8 млн. руб. "Формирование общественной поддержки программы": 16-3, 8- 29, 8 млн. руб.

Демократия где-то затерялась. Но зато бросается в глаза (цифры -вещь коварная) сильнейшее желание федерального начальства обеспечить себя современной оргтехникой, компьютерами и электронной связью. Трудно также не обратить внимания на стремление Центра (см., например, раздел "телекоммуникации") переложить изрядную часть затрат на партнеров. Но, может, первый этап по затратам нехарактерен? Посмотрим еще раз раздел "коммуникации". Общие затраты на него в рамках всей программы - около 24 млрд. руб., из них 11 млрд. руб. -федеральный бюджет, 9 млрд. руб. - другие бюджеты, 4 млрд. руб. -внебюджетные источники. Любопытно, что графа ожидаемых поступлений из "других бюджетов" снабжена пометкой "предположительно". То есть власти на местах могут дать деньги, а могут и не дать. Внебюджетные источники такой ремарки не имеют. То есть разработчики уверены, что добровольные инвесторы деньги дадут обязательно, и скорее всего не без оснований. Из опыта предыдущих проектов известно, что приглашенным (выигравшим тендер) либо просто давали хорошие бюджетные деньги, либо предоставляли налоговые и другие льготы, от которых трудно отказаться.

Взгляд с горы

Разделы программы делятся на "мероприятия" (подразделы), в которых, по сути, значатся лишь нужды властной вертикали. На создание, скажем, единой государственной системы управления и передачи данных заложено 10 млрд. руб. федеральных денег (без привлечения других источников). На электронный документооборот - 6 млрд. руб., из которых 3, 5 млрд. руб. выпадает на деньги субъектов РФ. Исчезающе малыми дозами рассыпаны средства на компьютеризацию прессы, учреждений культуры и т.д. В целом затраты второго этапа - 25 млрд. руб., третьего - 49 млрд. руб. Тогда и развернутся главные финансовые баталии.

А теперь представим на секунду, что, подобно альпинистам из песен Владимира Высоцкого, мы уже преодолели все сложные подъемы. Сидим на интернетовской вершине, свесив ноги, и смотрим на то, что копошится внизу. Поскольку органы государственной власти и местного самоуправления после реализации проекта начнут широко пользоваться "хайтеком" (высокими технологиями), то это послужит, убеждены составители документа, мощным стимулом прироста отечественного производства товаров и услуг в коммуникационной и электронно-компьютерной сферах, включая программное обеспечение. К 2005 г. объемы производства увеличатся в 2-3 раза при ежегодном росте экспорта на 15-20%. В денежном выражении отечественный экспорт составит более 2 млрд.долл. К 2010 г. все показатели увеличатся уже в 5-6 раз. К этому времени доля отечественных информационных технологий в российской экономике составит не менее 2% общего объема внутреннего рынка. Что спорить, перспективы сияющие. Да вот в наших производственных (не по программе) планах пока значится лишь одна цель: к 2005 г. обеспечить самих себя своими же современными интегральными схемами. И все.

Электроника, убеждают авторы проекта, позволит высвободить в органах власти немалую часть технического персонала. Начнется радикальное компьютерное наступление на казенную бумагу. Это, знаете ли, уже ломка менталитета. Если считать от новгородской бересты, сколько веков мы с привычной справкой жили душа в душу? Доля электронного документооборота в межведомственной переписке к концу десятилетия будет доведена до 40%, а внутри каждого ведомства вообще до 65%. Через электронную торговлю предполагается осуществлять государственные закупки продукции для федеральных нужд. Это позволит экономить 20-40% средств соответствующих ведомственных бюджетов, выделяемых на подготовку и проведение торгов и организацию закупок.

Помимо прочего, авторы программы крепко надеются, что интеграция государственных и муниципальных "информационных ресурсов" сократит возможности для финансовых махинаций, нарушения законов, уклонения от уплаты налогов. Как знать, возможно, здесь и таится главный фактор будущего бурного экономического роста. Хотя, с другой стороны, если даже бумага с печатями не спасает нас от воровства, то почему это способен сделать электронный носитель информации? В любом случае составители проекта твердо убеждены в том, что наконец сформируется единый порядок сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации. Все это существенно повысит возможности координации действий силовых структур, будет способствовать повышению безопасности и обороноспособности страны.

А где же рядовой россиянин, спросите вы, вспомнив о гуманитарных ценностях? Успокойтесь: никого не забыли. В предпринимательской сфере электронный документооборот сократит время на заключение сделок, упростит взаимодействие бизнесмена с органами государственной власти. В итоге получаем снижение торговых издержек и повышение конкурентоспособности отечественной продукции. Наши информационные стандарты будут приведены в соответствие с мировой системой. Мы станем активнее участвовать в международном разделении труда.

И еще. Создание единого информационного пространства на всей территории страны создаст предпосылки для преодоления экономического отставания отдельных территорий, обеспечит гражданам и организациям равную общедоступность всех отечественных и мировых открытых информационных ресурсов. Открывается уникальная возможность получать медицинские, юридические и другие консультации, обучаться дистанционно.

Если все перечисленное видится вам не вполне отчетливо, как бы через дымку, то можно в ее разрывах найти и более конкретные объекты. Прогнозируется, скажем, что количество пользователей сети Интернет вырастет за пять лет, по сравнению с 2000 годом, в 8 раз. Авторы программы понимают, что ключевым элементом здесь остается наличие денег у отдаленно живущего россиянина, а посему обещают снизить к 2005 г. тарифы на подключение на 40%. Еще через пять лет -уже вдвое. В итоге месячный тариф за пользование Интернетом дойдет до трех минимальных размеров оплаты труда. Это ли вам не конкретика? То есть буквально прямо сейчас каждый желающий, введя девятилетний коэффициент, может прикинуть свои возможности по части вливания в мировое информационное сообщество.

С расширением сети Интернет, понятно, понадобятся и соответствующие специалисты. Ныне многие высококвалифицированные кадры уехали за рубеж, а из тех, кто остался, большинство трудятся в отечественных коммерческих структурах на хороших зарплатах. У прочих -не таких умелых или везучих - средний заработок по стране около 120 долл. в месяц, практически такой же, как и у остального российского пролетариата. А нужда в специалистах огромная. По некоторым оценкам, дефицит в "хайтеке" держится где-то на уровне 2 млн. рабочих мест. Авторы проекта исходят из того, что к 2005 г. потребность в ежегодной подготовке специалистов со средним и высшим образованием составит до 100 тыс. чел., а к 2010 г. - более 130 тыс. В программе заложено, что к 2005 г. станут ежегодно готовить не менее 25 тыс. чел. с высшим образованием и не менее 60 тыс. чел. - с начальным и средним профессиональным. Здесь, правда, возникает один вопрос: что такое начальное образование в "хайтеке"? Ну не человек же, который в школе однажды видел компьютер!

По одному из "мероприятий" программы, начиная с текущего года, предполагается начать компьютерную переподготовку 20 тыс. государственных служащих. Обойдется это удовольствие в 663 млн. руб. (включая 389 млн. руб. региональных и местных средств). Свыше 11 млрд. руб. заложено на подготовку специалистов с высшим и средним образованием и на переподготовку преподавателей. К 2005 г. все высшие учебные заведения будут подключены к Интернету, а к 2010 г. и все средние.

Если расчеты авторов верны, то реализация программы обеспечит нам рост качества жизни, сократит отставание от развитых стран мира и убережет от информационной изоляции в мировой экономике. Все это, заметьте, за два с небольшим миллиарда долларов и при очень низком старте. Компьютеры и прочее "железо" до сих пор практически все ввозится из-за рубежа. Об элементной базе уже сказано. Рынок программного обеспечения в России - 0, 4 млрд. долл. В США -130 млрд. долл., в Индии - 10 млрд. долл. На таком фоне в общем-то понятно, почему "общечеловеческие пункты" в новой федеральной программе играют лишь камуфляжную роль. Остается надеяться, что, может быть, властная вертикаль, обеспечив себе административный комфорт, посмотрит немножко дальше собственных нужд и повернется лицом к потребностям остальной России.


Михаил ЧЕРНЫШОВ, 15, стр. 19, Московская промышленная газета
18.04.2002
Материалы по теме:
Конференция
Минсвязи России
ФЦП «Электронная Россия»
Текст ФЦП
Биография Короткова А.В.
СМИ о ФЦП «Электронная Россия»
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Минсвязи России
Рамблер
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации