Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

«Электронная Россия: проблемы и перспективы»
Интернет-конференция

Обзор публикаций СМИ о ФЦП «Электронная Россия»


ДОВЕРЯЕТ ЛИ СЕТИ РУССКИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ

Данные статистики SpyLOG позволяют говорить о том, что доверие пользователей к сети Интернет растет, но растет неравномерно и часто очень избирательно.

Начиная разговор о доверии пользователей к Сети вообще и ее российскому сегменту в частности, необходимо прежде всего выяснить, сколько пользователей посещает сайты Рунета. За год количество посетителей Рунета выросло примерно на 55%, а его постоянная аудитория (совершающие не менее одного длительного посещения сайтов Рунета в неделю на протяжении последних двух месяцев) - на 45%.

По сравнению с 2000 годом этот рост стал менее бурным: видимо, в крупных городах число пользователей приближается к своему максимуму. Регионы, где сосредоточено большое количество вероятных пользователей, пока не могут реализовать этот потенциал в силу своей неразвитости в сфере IТ-технологий. Изменения, которые могут произойти в ближайшие годы, во многом зависят от таких программ, как "Электронная Россия", а также от возможного увеличения интереса к регионам крупных российских провайдеров (об этом писала "Планета Интернет" в декабрьском номере за прошлый год).

В течение всего прошлого года наблюдался плавный рост числа пользователей Сети в России, который немного приостановился в летние месяцы, а осенью возобновился с новой силой: за три осенних месяца и декабрь аудитория Рунета выросла и стала почти в два раза больше, чем за первые восемь месяцев года.

Итак, в последнем месяце 2001 года российский Интернет насчитывал 18, 7 миллионов пользователей. Из них около 7, 5 миллионов являются активными, то есть ядром аудитории. И тот и другой показатели рекордные для года. Если говорить о прогнозах на январь (в связи со сроками сдачи журнала в печать и праздниками эта статья подготовлена в последних числах декабря), то мы, вероятно, увидим некоторый спад в посещаемости, связанный прежде всего с новогодними и рождественскими праздниками, а также зимним периодом отпусков. Это обстоятельство будет обусловлено тем, что львиная доля аудитории Рунета выходит в Интернет с рабочих компьютеров и, естественно, на время отпусков лишится возможности доступа в Сеть. Так что январская аудитория Рунета будет наверняка несколько меньше декабрьской. По прогнозам аналитиков SpyLOG, в январе сайты Рунета посетят около 18, 3 миллиона человек, а постоянная аудитория составит 7, 3 миллиона.

Говоря о доверии пользователей к сетевой информации, в первую очередь интересно будет узнать, как часто доверяют он-лайну пользователи Рунета свои деньги и совершают покупки в интернет-магазинах. По данным статистики SpyLOG, в первом месяце ушедшего года максимальное количество покупателей в электронных магазинах Рунета составило около 60 тысяч человек. Отмечу, что в выборке участвовали около пятисот онлайновых магазинов, на сайтах которых есть форма для заказа или электронная корзина. Проводя исследования цикла SpyLOG - e-commerce, аналитики SpyLOG установили, что для совершения нужной покупки пользователь должен просмотреть, как минимум, шесть страниц сайта магазина. Таким образом, по количеству посетителей, делающих сессии от шести и более страниц, можно судить о максимальном количестве покупателей. В крайнем случае, такая активность в изучении интернет-магазина говорит если не о сделанной покупке, то о серьезном намерении ее сделать.

В сентябре количество таких активных посетителей сайтов интернет-магазинов достигло уже 170 тысяч: мы видим почти трехкратный рост, который продолжился в течение всей осени и в начале зимы. В октябре было уже 280 тысяч покупателей, в ноябре - 413 тысяч, в декабре, к моменту сдачи статьи, 430 тысяч. Вполне возможно, что к Новому году количество интернет-покупателей достигло круглой цифры в полмиллиона человек, что является абсолютным рекордом года. Желающих оценить объем сектора в деньгах отсылаю к осеннему исследованию SpyLOG - e-commerce, где приводится статистика по средней стоимости покупок в электронных магазинах Рунета. Цифры говорят нам о том, что доверие к он-лайну возрастает. Если с сентября по декабрь весь Рунет вырос примерно на 21%, то количество покупателей в российском секторе e-commerce -на 153%!

Однако нельзя не сказать о том, что даже оформившие заявку пользователи часто звонят в магазин, проверяя ее выполнение или уточняя сведения о продукции. Платить и вовсе предпочитают только по получении товара, так как почти у 90% магазинов сектора существует такой способ оплаты, как оплата наличными курьеру, а у 42% магазинов этот способ является наиболее популярным (опять же данные исследования SpyLOG). То есть никакой другой способ оплаты так не распространен и не имеет такой популярности. Наши интернет-покупатели действуют по поговорке "Доверяй, но проверяй", и отдают деньги только в том случае, когда товар уже у них в руках.

Со своей стороны, магазины стараются разными средствами привлекать покупателей. Самый яркий пример - рекламные кампании и промо-акции с различными бонусами за покупку, которые проводились электронными магазинами в декабре - золотом месяце для всей электронной торговли. Некоторые магазины в этот период делают львиную долю своего оборота, и неудивительно, что готовы вложить приличные деньги в собственную рекламу.

Это не могло не отразиться на статистике сектора. Количество длительных сессий (от 6 и более страниц) за первую половину декабря было на 80% больше соответствующих ноябрьских показателей.

В то же время количество покупателей выросло не так значительно: с 413 тысяч в ноябре до 430 тысяч к 20-м числам декабря. Таким образом, на одного покупателя в декабре приходилось большее количество длительных посещений сайтов интернет-магазинов. Впрочем, это не может говорить о том, что в декабре доверие к электронной коммерции резко выросло. Яркая реклама и бонусы просто заставляют пользователей просматривать большее количество сайтов в стремлении выбрать оптимальный вариант покупки. Опыт же всех других предпраздничных периодов этого года говорит о том, что не все магазины и не всегда справлялись с наплывом покупателей. Нельзя уверенно сказать, что и в декабре 2001 года онлайновые магазины смогли полностью удовлетворить запросы почти полумиллиона покупателей. Поэтому нельзя быть уверенными, что пользователи стали намного больше доверять интернет-магазинам Рунета, так как зачастую неоправданно долго затягивается процесс доставки, а сам товар иногда не соответствует заявленному качеству.

Повышение интереса к интернет-магазинам в течение года, особенно в осенние месяцы, говорит и о том, что пользователи часто используют сайты магазинов как источники информации - разумеется, при условии, что последние представляют собой разветвленные справочные базы данных по товарам. Перенеся эту тенденцию на весь российский сегмент Сети, можно сказать, но опять же с некоторыми оговорками, что у пользователей растет доверие к Рунету как источнику информации.

Говоря об информации, нельзя оставить без внимания рост интереса пользователей к сектору интернет-СМИ, который наблюдался в течение всей осени этого года. Конечно, это связано в первую очередь с трагическими событиями в США. Рунет отреагировал на них оперативными новостями, первые из которых появились уже через несколько минут после катастрофы, и всплеском посещаемости новостных сайтов.

Уже в самые первые часы после трагедии 11 сентября трафик новостных сайтов вырос в 4-5 раз, а на следующий день, 12 сентября, был поставлен абсолютный рекорд посещаемости интернет-СМИ, когда в час фиксировалось около 150 тысяч посещений, а за сутки их набралось 1, 8 миллиона. Таким образом, эти события - наряду с ситуацией вокруг гибели подводной лодки "Курск", пожаром на Останкинской телебашне, событиями на НТВ - существенно повлияли на интересы и поведение пользователей Рунета.

Как и в случае с сектором e-commerce, постоянный рост количества посетителей в секторе новостных сайтов не может говорить о том, что в той же пропорции выросло и доверие пользователей. Противовесом информационному доверию стала эпопея с рекламной кампанией проекта "За стеклом". Об этом событии уже сказано очень много, по пока нигде не прозвучала мысль, что популярность "застекольных" сайтов, отразившаяся и на общей посещаемости интернет-СМИ, подорвала доверие к ним.

В ноябре трудно было найти хотя бы один новостной сайт Рунета, который не крутил бы баннеры "За стеклом". И благодаря этому трафик лент новостей рос и тащил их все выше и выше в общерунетовском топе. Людям, приходившим по этим ссылкам на информационные сайты, нужны были самые свежие сенсации, сплетни и откровенные фотографии, а в таком желтом списке вряд ли может найтись место доверию. Надо признать, что получившие такой трафик электронные СМИ основательно "пожелтели". Если всплеск интереса к американской трагедии позволял говорить о возрастающем доверии пользователей Рунета к интернет-СМИ, то проект "За стеклом" этот рост прекратил - надеемся, что временно.

В 2001 году, как и в позапрошлом, Рунет остался проверенным и популярным способом развлечения. Посмотрим на верхние строчки самых посещаемых сайтов Рунета: поисковые машины, ленты новостей и, конечно же, развлекательные порталы. За год в Рунете стало больше пользователей, и они чаще посещают его развлекательные сегменты. Изредка мы задумываемся о том, что через Интернет можно выгодно купить что-нибудь, и предпочитаем просто наводить справки о товарах или покорно следовать за красивой рекламой. Мы следим за последними событиями в стране и мире, читая сводки новостей в Интернете, но тут же кликаем на привлекательный баннер, обещающий новые сцены водных процедур "застеколья". Мы все больше используем Интернет в бизнесе и работе, своими хитами позволяем говорить о росте интереса к секторам реальной экономики, интернет-трейдинга и e-commerce, но нередко задерживаемся после работы и просто серфингуем по развлекательным ресурсам. Так что доверие пользователей к Рунету пока еще, к сожалению, находится не на должном уровне.

***

Динамика интереса покупателе" к интернет-магазинам

График

Материалы доступны в бумажной версии издания.

***

Аудитория Рунета в 2001 году

График

Материалы доступны в бумажной версии издания.

***

Таблица

Месяц /Месячная аудитория/Ядро

Январь/12, 5/4, 8

Февраль/13, 5/5, 8

Март/13, 5/6, 0

Апрель/14, 0/6, 2

Май/14, 0/5, 9

Июнь/14, 2/6, 1

Июль/14, 5/6, 0

Август/14, 5/5, 8

Сентябрь/15, 4/6, 3

Октябрь/16, 6/7, 1

Ноябрь/17, 9/7, 4

Декабрь/18, 7/7, 5


Евгений МОРОЗОВ, пресс-секретарь компании SpyLog, специально для "Планеты Интернет", 54, стр. 28-29, Планета Internet
28.02.2002
Материалы по теме:
Конференция
Минсвязи России
ФЦП «Электронная Россия»
Текст ФЦП
Биография Короткова А.В.
СМИ о ФЦП «Электронная Россия»
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Минсвязи России
Рамблер
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации