ДОВЕРЯЕТ ЛИ СЕТИ РУССКИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ
Данные статистики SpyLOG позволяют говорить о том, что доверие пользователей к сети Интернет растет, но растет неравномерно и часто очень избирательно.
Начиная разговор о доверии пользователей к Сети вообще и ее российскому сегменту в частности, необходимо прежде всего выяснить, сколько пользователей посещает сайты Рунета. За год количество посетителей Рунета выросло примерно на 55%, а его постоянная аудитория (совершающие не менее одного длительного посещения сайтов Рунета в неделю на протяжении последних двух месяцев) - на 45%.
По сравнению с 2000 годом этот рост стал менее бурным: видимо, в крупных городах число пользователей приближается к своему максимуму. Регионы, где сосредоточено большое количество вероятных пользователей, пока не могут реализовать этот потенциал в силу своей неразвитости в сфере IТ-технологий. Изменения, которые могут произойти в ближайшие годы, во многом зависят от таких программ, как "Электронная Россия", а также от возможного увеличения интереса к регионам крупных российских провайдеров (об этом писала "Планета Интернет" в декабрьском номере за прошлый год).
В течение всего прошлого года наблюдался плавный рост числа пользователей Сети в России, который немного приостановился в летние месяцы, а осенью возобновился с новой силой: за три осенних месяца и декабрь аудитория Рунета выросла и стала почти в два раза больше, чем за первые восемь месяцев года.
Итак, в последнем месяце 2001 года российский Интернет насчитывал 18, 7 миллионов пользователей. Из них около 7, 5 миллионов являются активными, то есть ядром аудитории. И тот и другой показатели рекордные для года. Если говорить о прогнозах на январь (в связи со сроками сдачи журнала в печать и праздниками эта статья подготовлена в последних числах декабря), то мы, вероятно, увидим некоторый спад в посещаемости, связанный прежде всего с новогодними и рождественскими праздниками, а также зимним периодом отпусков. Это обстоятельство будет обусловлено тем, что львиная доля аудитории Рунета выходит в Интернет с рабочих компьютеров и, естественно, на время отпусков лишится возможности доступа в Сеть. Так что январская аудитория Рунета будет наверняка несколько меньше декабрьской. По прогнозам аналитиков SpyLOG, в январе сайты Рунета посетят около 18, 3 миллиона человек, а постоянная аудитория составит 7, 3 миллиона.
Говоря о доверии пользователей к сетевой информации, в первую очередь интересно будет узнать, как часто доверяют он-лайну пользователи Рунета свои деньги и совершают покупки в интернет-магазинах. По данным статистики SpyLOG, в первом месяце ушедшего года максимальное количество покупателей в электронных магазинах Рунета составило около 60 тысяч человек. Отмечу, что в выборке участвовали около пятисот онлайновых магазинов, на сайтах которых есть форма для заказа или электронная корзина. Проводя исследования цикла SpyLOG - e-commerce, аналитики SpyLOG установили, что для совершения нужной покупки пользователь должен просмотреть, как минимум, шесть страниц сайта магазина. Таким образом, по количеству посетителей, делающих сессии от шести и более страниц, можно судить о максимальном количестве покупателей. В крайнем случае, такая активность в изучении интернет-магазина говорит если не о сделанной покупке, то о серьезном намерении ее сделать.
В сентябре количество таких активных посетителей сайтов интернет-магазинов достигло уже 170 тысяч: мы видим почти трехкратный рост, который продолжился в течение всей осени и в начале зимы. В октябре было уже 280 тысяч покупателей, в ноябре - 413 тысяч, в декабре, к моменту сдачи статьи, 430 тысяч. Вполне возможно, что к Новому году количество интернет-покупателей достигло круглой цифры в полмиллиона человек, что является абсолютным рекордом года. Желающих оценить объем сектора в деньгах отсылаю к осеннему исследованию SpyLOG - e-commerce, где приводится статистика по средней стоимости покупок в электронных магазинах Рунета. Цифры говорят нам о том, что доверие к он-лайну возрастает. Если с сентября по декабрь весь Рунет вырос примерно на 21%, то количество покупателей в российском секторе e-commerce -на 153%!
Однако нельзя не сказать о том, что даже оформившие заявку пользователи часто звонят в магазин, проверяя ее выполнение или уточняя сведения о продукции. Платить и вовсе предпочитают только по получении товара, так как почти у 90% магазинов сектора существует такой способ оплаты, как оплата наличными курьеру, а у 42% магазинов этот способ является наиболее популярным (опять же данные исследования SpyLOG). То есть никакой другой способ оплаты так не распространен и не имеет такой популярности. Наши интернет-покупатели действуют по поговорке "Доверяй, но проверяй", и отдают деньги только в том случае, когда товар уже у них в руках.
Со своей стороны, магазины стараются разными средствами привлекать покупателей. Самый яркий пример - рекламные кампании и промо-акции с различными бонусами за покупку, которые проводились электронными магазинами в декабре - золотом месяце для всей электронной торговли. Некоторые магазины в этот период делают львиную долю своего оборота, и неудивительно, что готовы вложить приличные деньги в собственную рекламу.
Это не могло не отразиться на статистике сектора. Количество длительных сессий (от 6 и более страниц) за первую половину декабря было на 80% больше соответствующих ноябрьских показателей.
В то же время количество покупателей выросло не так значительно: с 413 тысяч в ноябре до 430 тысяч к 20-м числам декабря. Таким образом, на одного покупателя в декабре приходилось большее количество длительных посещений сайтов интернет-магазинов. Впрочем, это не может говорить о том, что в декабре доверие к электронной коммерции резко выросло. Яркая реклама и бонусы просто заставляют пользователей просматривать большее количество сайтов в стремлении выбрать оптимальный вариант покупки. Опыт же всех других предпраздничных периодов этого года говорит о том, что не все магазины и не всегда справлялись с наплывом покупателей. Нельзя уверенно сказать, что и в декабре 2001 года онлайновые магазины смогли полностью удовлетворить запросы почти полумиллиона покупателей. Поэтому нельзя быть уверенными, что пользователи стали намного больше доверять интернет-магазинам Рунета, так как зачастую неоправданно долго затягивается процесс доставки, а сам товар иногда не соответствует заявленному качеству.
Повышение интереса к интернет-магазинам в течение года, особенно в осенние месяцы, говорит и о том, что пользователи часто используют сайты магазинов как источники информации - разумеется, при условии, что последние представляют собой разветвленные справочные базы данных по товарам. Перенеся эту тенденцию на весь российский сегмент Сети, можно сказать, но опять же с некоторыми оговорками, что у пользователей растет доверие к Рунету как источнику информации.
Говоря об информации, нельзя оставить без внимания рост интереса пользователей к сектору интернет-СМИ, который наблюдался в течение всей осени этого года. Конечно, это связано в первую очередь с трагическими событиями в США. Рунет отреагировал на них оперативными новостями, первые из которых появились уже через несколько минут после катастрофы, и всплеском посещаемости новостных сайтов.
Уже в самые первые часы после трагедии 11 сентября трафик новостных сайтов вырос в 4-5 раз, а на следующий день, 12 сентября, был поставлен абсолютный рекорд посещаемости интернет-СМИ, когда в час фиксировалось около 150 тысяч посещений, а за сутки их набралось 1, 8 миллиона. Таким образом, эти события - наряду с ситуацией вокруг гибели подводной лодки "Курск", пожаром на Останкинской телебашне, событиями на НТВ - существенно повлияли на интересы и поведение пользователей Рунета.
Как и в случае с сектором e-commerce, постоянный рост количества посетителей в секторе новостных сайтов не может говорить о том, что в той же пропорции выросло и доверие пользователей. Противовесом информационному доверию стала эпопея с рекламной кампанией проекта "За стеклом". Об этом событии уже сказано очень много, по пока нигде не прозвучала мысль, что популярность "застекольных" сайтов, отразившаяся и на общей посещаемости интернет-СМИ, подорвала доверие к ним.
В ноябре трудно было найти хотя бы один новостной сайт Рунета, который не крутил бы баннеры "За стеклом". И благодаря этому трафик лент новостей рос и тащил их все выше и выше в общерунетовском топе. Людям, приходившим по этим ссылкам на информационные сайты, нужны были самые свежие сенсации, сплетни и откровенные фотографии, а в таком желтом списке вряд ли может найтись место доверию. Надо признать, что получившие такой трафик электронные СМИ основательно "пожелтели". Если всплеск интереса к американской трагедии позволял говорить о возрастающем доверии пользователей Рунета к интернет-СМИ, то проект "За стеклом" этот рост прекратил - надеемся, что временно.
В 2001 году, как и в позапрошлом, Рунет остался проверенным и популярным способом развлечения. Посмотрим на верхние строчки самых посещаемых сайтов Рунета: поисковые машины, ленты новостей и, конечно же, развлекательные порталы. За год в Рунете стало больше пользователей, и они чаще посещают его развлекательные сегменты. Изредка мы задумываемся о том, что через Интернет можно выгодно купить что-нибудь, и предпочитаем просто наводить справки о товарах или покорно следовать за красивой рекламой. Мы следим за последними событиями в стране и мире, читая сводки новостей в Интернете, но тут же кликаем на привлекательный баннер, обещающий новые сцены водных процедур "застеколья". Мы все больше используем Интернет в бизнесе и работе, своими хитами позволяем говорить о росте интереса к секторам реальной экономики, интернет-трейдинга и e-commerce, но нередко задерживаемся после работы и просто серфингуем по развлекательным ресурсам. Так что доверие пользователей к Рунету пока еще, к сожалению, находится не на должном уровне.
***
Динамика интереса покупателе" к интернет-магазинам
График
Материалы доступны в бумажной версии издания.
***
Аудитория Рунета в 2001 году
График
Материалы доступны в бумажной версии издания.
***
Таблица
Месяц /Месячная аудитория/Ядро
Январь/12, 5/4, 8
Февраль/13, 5/5, 8
Март/13, 5/6, 0
Апрель/14, 0/6, 2
Май/14, 0/5, 9
Июнь/14, 2/6, 1
Июль/14, 5/6, 0
Август/14, 5/5, 8
Сентябрь/15, 4/6, 3
Октябрь/16, 6/7, 1
Ноябрь/17, 9/7, 4
Декабрь/18, 7/7, 5
Евгений МОРОЗОВ, пресс-секретарь компании SpyLog, специально для "Планеты Интернет", 54, стр. 28-29, Планета Internet
28.02.2002
|