Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

«Электронная Россия: проблемы и перспективы»
Интернет-конференция

Обзор публикаций СМИ о ФЦП «Электронная Россия»


ПОСЛЕДНИЙ ВАГОН

Российская наука не успевает за экономическими изменениями в обществе

В марте в Кремле на совместном заседании президиума Госсовета, Совета безопасности и Совета по науке и технологиям при Президенте был презентован документ под названием "Об основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу". В течение нескольких часов Владимир Путин, чиновники из Минпромнауки и представители Российской академии наук обсуждали пути реформы российской науки.

Причины кризиса

Тезис о том, что российская наука находится в кризисе, давно стал трюизмом. Причину такого положения до сих пор чаще всего видели в недостаточном выделении средств. Действительно, сейчас объем финансирования фундаментальной науки в России составляет всего 21,7% от уровня 1992 года (учтем, что 1992 год не был самым успешным в этом отношении). Закон о науке, по которому на исследования должно выделяться 4% от расходной части федерального бюджета, не выполняется. Более того, согласно документу, одобренному на кремлевском заседании, уровень 4%-ного финансирования будет достигнут только к 2010 году.

Дело, однако, не только и не столько в деньгах. Причины кризиса лежат и в других сферах. Организация науки не успевает за социально-экономическими изменениями в России. Общество за последние 15 лет кардинально изменилось, российская наука же, ориентированная в советские времена прежде всего на выполнение оборонного заказа, во многом осталась прежней. Задача правительства, таким образом, заключается в том, чтобы привести российскую науку в соответствие с экономическими реалиями, сделать экономику науки эффективной. Но здесь сразу же возникает множество вопросов. Каково должно быть соотношение государственного и частного финансирования? Нужно ли менять существующую организацию науки, основанную на трех китах: системе РАН, отраслевых институтах и вузах? Делать ли упор на фундаментальные или на прикладные исследования?

Инвентаризация

Собственно, этим вопросам и было посвящено выступление Путина 20 марта. Он призвал к формированию "новой экономики науки" и сосредоточился на нескольких тезисах, которые, вероятно, и лягут в основу государственной научной политики.

Изложим их конспективно. Во-первых, Путин заявил о необходимости адресного финансирования науки, сосредоточения усилий на ряде наиболее приоритетных направлений ("это первый и очень ответственный шаг к разумному самоограничению, уходу от бессмысленного распыления"). Во-вторых, в организации науки должна быть повышена роль частного сектора, наука и бизнес должны найти общий язык. Сейчас же "наука в России плохо адаптирована к рынку и рассчитывает почти исключительно на бюджет". В этой плоскости лежит и создание благоприятных условий для коммерциализации научных разработок ("для востребованности отечественной науки от государства требуется минимум затрат и максимум усилий для развития инновационного рынка").

В-третьих, необходимо "инвентаризировать" оставшуюся с советских времен громоздкую научную систему. Тезис о необходимости "инвентаризации науки" стал основным результатом кремлевской встречи. Парадокс ситуации заключается в том, что государство просто не знает системы, которую оно собирается реформировать. "Сколько организаций действительно работает в науке - этот вопрос для государства остается открытым", - сказал президент РАН Юрий Осипов.

Наконец, особое внимание должно быть уделено кадровому вопросу. По словам Путина, за последние пять лет из науки ушли 800 тысяч человек - в основном это молодые исследователи. По данным нового председателя комитета Госдумы по науке и образованию Александра Шишлова, "если в 1991 году на 10 тысяч человек экономически активного населения приходилось около 100 исследователей, что превышало аналогичное соотношение в США, то теперь по этому показателю мы спустились на среднеевропейский уровень и сильно отстаем от США и Японии".

Представленный на кремлевском заседании документ, таким образом, намечает несколько направлений реформы науки. Пока, однако, это большей частью благие пожелания. Гораздо важнее то, каким образом Президент и правительство собираются воплощать их в жизнь, что конкретно будет предпринято. Без конкретных мер весь пафос путинского выступления уйдет в песок. В конце концов власть не в первый раз обращает внимание на проблемы науки и развитие экономики инноваций. В 1995 году Борис Ельцин уже собирал похожее совещание в Кремле. А совсем недавно широко разрекламированная программа "Электронная Россия", направленная на внедрение в экономику информационных технологий, столкнулась с неожиданными трудностями: федеральные министерства никак не могли поделить финансовые потоки, в результате чего осуществление программы фактически было приостановлено.

История вопроса

Идеи, высказанные Путиным, нельзя назвать абсолютно новыми для российской науки. Принципы конкурсности, проектного финансирования, участия частных фирм не только обсуждаются уже в течение ряда лет, но и нашли в некоторых случаях свое конкретное воплощение.

Как рассказал проректор по научной работе Санкт-Петербургского государственного университета Владимир Троян, еще "в 1990 году возникла идея многоканального финансирования научных исследований: базовое (единый заказ-наряд), программы, гранты и хоздоговоры". В 1992 году указом Президента был образован Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), задачей которого стало проектное финансирование фундаментальной науки на конкурсной основе. В 1994 году появился Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), на аналогичных принципах выделяющий средства на исследования. С 1992-го при Министерстве науки и технологий действует внебюджетный Российский фонд технологического развития (РФТР), цель которого - финансирование инновационных предприятий. С 1994 года работает Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Более того, в системе кредитования университетской науки конкурсный принцип уже стал основным. По свидетельству Владимира Трояна, в СПбГУ базовое финансирование научных исследований составляет не более 20%. Остальное - это либо гранты РФФИ, либо специальные конкурсные программы Минпромнауки, либо хоздоговорная деятельность.

Нельзя забывать и о том, что в 90-е годы существенный вклад в финансирование российской науки внесли, через систему грантов, западные фонды. Особенно это заметно в области гуманитарных знаний, где работают фонды Сороса, Форда, Макартуров.

Академия или университет?

Специфика организации российской науки состоит в ее фактическом разделении на несколько частей, слабо связанных между собой. "К сожалению, системность и структурная организованность российской науки во многом утрачены. Нынешние академические научные организации оторваны от системы высшей школы, вузовская и отраслевая наука утратили связи с производством и промышленностью. В этом, в частности, скрыты источники кадрового кризиса науки, а также коренится невостребованность многих научных результатов", - говорит Александр Шишлов.

Интеграция вузовской и академической науки должна стать одним из направлений предстоящей реформы. Однако остается неясным, что должно стать основой для этой интеграции - вуз или академический институт. В то время как представители вузов ссылаются на западный опыт, где именно университеты в основном являются научными центрами, ученые из РАН доказывают, что существующая академическая система, в принципе, хорошо себя зарекомендовала и реформы нужно проводить именно на ее основе.

Российская академия наук действительно является жизнеспособным и устойчивым институтом. Достаточно сказать, что даже революционные преобразования 1917-1920-х годов практически не коснулись структуры академии, образованной, напомним, петровским указом в 1724 году. Несмотря на кадровый кризис 1920-1930-х годов (связанный с эмиграцией ученых старой школы, репрессиями во время "культурной революции" конца 20-х - начала 30-х годов, продвижением "пролетарских выдвиженцев" в науке), академия сохранила свой высокий статус. Впрочем, в ее структуре все же произошли некоторые изменения. В начале века центр научных исследований находился в университетах, а академия была в большей степени "статусной" организацией. В 1920-1930-е годы появляются научные институты и формируется АН СССР, унаследованная впоследствии РАН. Позже, в связи с развитием оборонных исследований, эта тенденция лишь усиливается.

По словам Владимира Трояна, эта структура не соответствует ни мировому опыту, ни принципу эффективности. В новой системе науки именно ведущие университеты должны играть ключевую роль. По мнению ученого, вне интеграции с вузами должно остаться лишь небольшое количество институтов, работающих по наиболее важным, "прорывным" направлениям, которые должно определить и поддерживать государство (шаг к этому уже сделан, на кремлевском заседании определены 9 приоритетных направлений развития науки). Остальные академические институты должны перейти к тесному взаимодействию с крупнейшими университетами, которые в этой системе становятся своеобразными "зонтиками" для научно-образовательных ассоциаций.

Понятно, что представители РАН придерживаются прямо противоположной точки зрения. Чтобы показать жизнеспособность академической науки, были проведены специальные исследования, результаты которых опубликованы в академической газете "Поиск". В результате статистического анализа получилось, что именно ученые из академических институтов получают большинство грантов российских фондов и наиболее активно участвуют в научном сотрудничестве с западными коллегами. Позиция РАН отлично выражена в словах, которые произнес 20 марта Юрий Осипов: "Главным центром фундаментальной науки в России является Академия наук. Именно она является системообразующим началом научной деятельности в стране".

Очевидно, что любая реформа, связанная с изменением положения РАН, столкнется с гигантской инерцией, присущей этой организации. Не менее очевидно, что изменения необходимы. Например, по свидетельству директора программы "Социальные исследования образования в России" Европейского университета в Петербурге Даниила Александрова, с точки зрения западного опыта, академические институты в гуманитарных науках являются нонсенсом. Сосредоточение множества исследователей в одном месте не только экономически неэффективно, оно приводит к интеллектуальному застою, способствуя излишней специализации и не давая развиваться различным научным школам.

Академия, понимая необходимость перемен, проводит и внутренние реформы. Недавно в РАН создан Координационный совет по инновационной деятельности, который возглавил вице-президент Валерий Козлов. Обсуждается и сокращение числа отделений академии путем слияния (в частности, планируется объединить отделения неорганической и органической химии и т. д.). В рамках программы "Интеграция" началось сотрудничество с вузами, а в нескольких академических институтах открылись учебные подразделения.

Кроме того, эволюция академической системы происходит и естественным путем. Наиболее успешные институты полностью или частично становятся коммерческими предприятиями. Но большинство из-за нехватки средств замораживает деятельность.

Несмотря на это, ни один из опрошенных нами экспертов не высказался за радикальную ломку системы академических институтов, сопровождающуюся закрытием части из них и увольнением сотрудников. Реформа должна осуществляться эволюционным путем. Для успеха нужно четкое понимание того, в каком направлении должны изменяться система и основанный на новых принципах менеджмент - ведь академический кризис во многом является кризисом управления.

Русские спонсоры

Одна из основных слабостей постсоветской науки - отсутствие действенной системы внедрения научных разработок. Прикладные исследования зачастую не доводятся даже до стадии НИОКР, не говоря уж о внедрении в производство. Очевидно, что в этом случае средства, затраченные на исследовательскую работу, уходят в никуда. В другом варианте идеи, появившиеся в России, реализуются за рубежом, при этом российский бюджет фактически спонсирует западную промышленность.

Создание эффективной инновационной системы, о которой постоянно пишет "Эксперт", должно стать первоочередной задачей задуманной властью реформы. При этом речь идет не только о государственном участии в финансировании работ по внедрению, важнее создать условия, при которых поиск и поддержка инноваций заинтересовали бы частные фирмы и пропасть между наукой и бизнесом, о которой говорил Путин, была бы преодолена. При этом надо понимать, что основная причина невысокого интереса со стороны бизнеса к наукоемкому производству коренится в самой структуре российской экономики. До тех пор пока упор - даже на уровне психологии - будет делаться на сырьевой экспорт, вряд ли ситуация изменится.

Западный опыт показывает, что в высокотехнологичных бизнесах наиболее успешно работают малые фирмы. Большинство из нынешних грандов хай-тека ( Microsoft, Cisco Systems, Apple и т. д.) выросли из небольших стартапов. Рост высокотехнологичного малого бизнеса стал возможен благодаря хорошо развитой системе венчурного финансирования. Создание такой системы актуально сейчас для России. При этом в роли потенциального венчурного капиталиста могут выступать как частные инвесторы, так и государство. В России уже появились первые венчурные фонды, однако эта практика еще мало распространена.

Пока успешные компании, работающие в сфере высоких технологий, обязаны успехом своим создателям, а не благоприятной внешней среде. Менеджерский талант руководителя научного коллектива, его способность оценить внутренний и мировой рынок для своей продукции и найти первоначальные источники финансирования чрезвычайно важны для успеха предприятия. Деньги для инновационной деятельности в стране в принципе есть - можно обратиться в уже упоминавшиеся выше государственные фонды - РФТР или Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, а можно попытаться привлечь частное финансирование. В ряде регионов средства на поддержку инновационного бизнеса выделяют местные администрации (специальные фонды существуют, например, в Новосибирске и Хабаровске, в Петербурге, к сожалению, эта практика отсутствует). Работают и консалтинговые центры, помогающие людям науки ориентироваться в бизнес-среде: в Петербурге одним из них является образованный еще в 1992 году Региональный фонд научно-технического развития. Действует ряд инновационно-технологических центров (ИТЦ) - своеобразных бизнес-инкубаторов для поддержки перспективных проектов. В Петербурге их три - при Российском фонде научно-технического развития, при Политехническом университете и при ЛЭТИ (полный список российских ИТЦ см. на сайте www/unitc.ru).

При этом создание высокотехнологичных компаний на базе научных институтов - взаимовыгодный процесс. Организовав свой бизнес, руководители компаний готовы поддерживать науку, причем не только прикладную, но и фундаментальную. Речь идет не о благотворительности: научные исследования не только воплощаются в практические разработки, но и, если речь идет о фундаментальной науке, поддерживают имидж организации и способствуют ее выходу на мировой рынок.

Реформа академической системы, внедрение инновационного менеджмента, решение кадровой проблемы - все это составляющие масштабного изменения организации науки. Система науки в России соответствует уровню экономического развития, ее реформа соответственно должна планироваться и осуществляться в контексте экономических изменений. Для этого государству предстоит сформулировать идеологию предстоящих реформ. Если правительство собирается следовать неолиберальной стратегии, которая подразумевает сокращение бюджетных расходов, то, очевидно, будет скромным и государственное финансирование научной сферы (хотя даже самые смелые реформаторы не выступают за сведение его к нулю). Наука, исходя из путинского выступления, должна принять принципы рыночного хозяйствования. Однако организация этого рынка остается государственным делом. Иначе неизбежно продолжение нынешнего научного кризиса, когда государство не способно ни в полной мере финансировать науку, ни создать новые экономические условия для ее возрождения.

Санкт-Петербург

В подготовке статьи принимали участие Петр Биргер и Дмитрий Степаненко
Особая благодарность Даниилу Александрову


Зульфия Агабекова, #16 (77), Эксперт (Северо-Запад)
22.04.2002
Материалы по теме:
Конференция
Минсвязи России
ФЦП «Электронная Россия»
Текст ФЦП
Биография Короткова А.В.
СМИ о ФЦП «Электронная Россия»
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Минсвязи России
Рамблер
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации