ВАЛЕРИЙ ЯШИН: "РАЗВИТИЕ СВЯЗИ - ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ ФАКТОРОВ ПОДЪЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ"
Генеральный директор холдинга "Связьинвест" рассказал нашему журналу о перспективах развития телекоммуникационного рынка.
- Какими Вам видятся особенности развития российского рынка связи? Каковы, на Ваш взгляд, его перспективы?
- Во всем мире отрасль связи относится к тем важнейшим секторам экономики, которые обеспечивают функционирование и согласованную работу всех государственных систем. Поэтому развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры России сегодня рассматривается как один из главных факторов подъема национальной экономики, роста деловой и интеллектуальной активности общества, укрепления авторитета страны в международном сообществе.
В настоящее время российские предприятия электросвязи работают прибыльно и имеют удовлетворительные финансовые показатели. По сравнению с компаниями других секторов экономики, у них достаточно велика доля наличных денег в доходах, что обусловливает возможность их роста за счет собственных средств. Даже в периоды общего спада в национальном хозяйстве наша отрасль продолжала динамично развиваться. Потребность населения в услугах связи растет из года в год, однако запросы россиян не удовлетворяются не только в сфере новых современных видов телекоммуникационных услуг, но даже в области традиционной телефонии. Очередь на установку стационарного телефона составляет сегодня порядка 5,5 млн человек. Впрочем, если будут реализованы меры, обозначенные в "Концепции развития рынка телекоммуникационных услуг в РФ" - одном из стратегических отраслевых документов, то к 2010 году Россия достигнет нынешнего уровня развития телекоммуникаций ведущих стран Восточной Европы.
Телекоммуникационный рынок России проходит период становления. Появились и быстро развиваются новые игроки этого рынка - компании сотовой связи и ведомственные операторы связи. К сожалению, альтернативные операторы предпочитают работать в высокодоходных и привлекательных для инвесторов секторах рынка. Сельская связь и удаленные от центра регионы страны новые телекоммуникационные компании не интересуют.
Сейчас только традиционные операторы несут нагрузку по оказанию услуг связи, тарифы на которые регулируются государством и устанавливаются ниже себестоимости. В итоге за первое полугодие 2001 года новые операторы связи, имеющие всего 13% инфраструктуры отрасли, получили доход в размере 80 млрд руб., а традиционные операторы связи (владеющие 87% инфраструктуры) - 96 млрд руб.
- Насколько привлекателен российский телекоммуникационный рынок для иностранных инвесторов?
- Наверное, правильнее все-таки говорить об инвестиционной привлекательности каждого конкретного предприятия. В телекоммуникационной отрасли, безусловно, есть компании, интерес к которым у инвесторов высок, и есть те, кому, по большому счету, нечем заинтересовать кредиторов. Сегодня наиболее привлекательными для инвестиций являются предприятия Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга и Свердловской области, Красноярского края, Ханты-Мансийского автономного округа, юга России.
Инвестиционная привлекательность того или иного оператора связи определяется рядом факторов. Она зависит и от уровня социально-экономического развития региона, и от потенциала роста услуг связи, и от уровня жизни населения, и от технического состояния сетей связи, и от широты спектра предоставляемых услуг, и от наличия высокопрофессионального менеджмента, способного решать сложные задачи управления, и, наконец, от величины компании. Несомненно, одним из самых важных для инвесторов факторов является уровень тарифов на услуги местной телефонной связи.
Понимая, что сравнительно небольшие по мировым меркам компании не могут привлекать значительные финансовые ресурсы для решения своих стратегических задач, правительство и "Связьинвест" инициировали работу по реорганизации холдинга. Семь крупных телекоммуникационных компаний, которые формируются в настоящее время, будут обладать потенциалом устойчивого роста. Именно возможность роста, по сути, является определяющим фактором при принятии инвестором решения о вложении средств.
Сейчас "Связьинвест" переходит на качественно новый уровень взаимоотношений с инвесторами. В компаниях, выбранных в качестве базовых для будущих межрегиональных групп, реализуются программы по связям с инвесторами и развитию вторичного рынка акций. В конце мая 2001 года в рамках специальных road show руководство "Связьинвеста" провело ряд встреч с крупными институциональными инвесторами Европы и США. Выпущены Американские депозитарные расписки первого уровня на акции всех семи базовых компаний (АДР "Ростелекома" были выпущены ранее).
- Какие направления деятельности холдинга наиболее приоритетны?
- "Связьинвест" определил два основных стратегических направления деятельности, которые, с нашей точки зрения, помогут предприятиям улучшить рыночные позиции.
Первое направление - это активное участие в тарифной политике государства с целью формирования новой системы тарифов в отрасли. Именно неэффективное тарифное регулирование является сегодня основной причиной, сдерживающей развитие традиционных операторов связи. До сих пор существует порочная практика перекрестного субсидирования, когда убытки от предоставления услуг местной связи покрываются за счет доходов от международной и междугородной связи, а убытки от услуг населению компенсируются за счет расценок на услуги организациям.
Тарифы не только не обеспечивают инвестиционную составляющую, но и не покрывают расходы на производство услуг. Очевидно, что без радикальных изменений в этой области невозможно, с одной стороны, удовлетворить спрос населения на услуги связи, а с другой - уменьшить срок окупаемости капитальных вложений, достичь увеличения прибыльности компаний холдинга и сделать их более инвестиционно привлекательными.
Второе стратегическое для "Связьинвеста" направление - реорганизация зависимых обществ.
В случае динамичного и успешного завершения реорганизации холдинга и реализации тарифной реформы, а также изменений в государственном регулировании капитализация "Связьинвеста" (мы говорим о суммарной капитализации семи объединенных компаний и "Ростелекома"), по нашим оценкам, должна составить десятки миллиардов долларов.
- Вы упомянули о реорганизации холдинга. Расскажите о ней подробнее. Чем она вызвана? На каком этапе сейчас находится? Какова будущая структура холдинга? Как будут взаимодействовать структурные единицы внутри его?
- Средний российский оператор электросвязи до недавнего времени был по мировым меркам просто микроскопичен. По важнейшим показателям: числу линий, выручке, капитализации - региональные предприятия "Связьинвеста" уступали и, к сожалению, до сих пор уступают ведущим коммуникационным компаниям США и Европы в сотни, а то и тысячи раз. Деятельность подавляющего большинства отечественных компаний электросвязи характеризуется высокими затратами, низкой эффективностью управления, слабой маркетинговой политикой и сложностями в реализации масштабных проектов. Естественным выходом из данной ситуации стало объединение региональных операторов.
В позапрошлом году и первой половине 2001 года осуществлен начальный этап укрупнения зависимых компаний холдинга "Связьинвест" - объединение операторов, работающих в одном регионе. Этот этап состоял из пяти сделок - в Санкт-Петербурге, Свердловской, Новосибирской и Ростовской областях, а также в Москве, где к "Ростелекому" присоединено московское предприятие ММТ. В ходе региональной консолидации удалось выработать условия объединения, устроившие все заинтересованные стороны: государство, иностранных и российских инвесторов, менеджмент, трудовые коллективы. В итоге на собраниях акционеров объединяемых компаний планы реформирования одобрили более 90% держателей акций.
В настоящее время компании холдинга проводят следующий - межрегиональный - этап реорганизации, результатом которого станет создание семи крупных операторов связи: "Центр", "Северо-Запад", "Волга", "Юг", "Урал", "Сибирь", "Дальний Восток". Территории их деятельности будут практически совпадать с нынешним делением России на федеральные округа. Глобальным координатором взаимодействия финансовых консультантов и реорганизуемых компаний является Arthur Andersen.
Расчеты показывают значительный финансовый эффект объединений за счет снижения затрат, улучшения управления оборотными активами, увеличения числа вариантов привлечения средств, появления потенциала роста выручки. Масштаб этого эффекта измеряется десятками миллионов долларов в год. Например, EBITDA (прибыль до амортизации, выплаты налогов, процентов и дивидендов) возрастет почти на треть. Это означает возможность дополнительного ввода сотен тысяч телефонных номеров.
Благодаря объединению количество линий на одну межрегиональную компанию возрастет в среднем до 3 млн (на момент начала реорганизации компании электросвязи располагали в среднем 310 тыс. линий). Чтобы понять порядок этих цифр, достаточно взглянуть на следующие показатели иностранных компаний: Turk Telecom располагает 18 млн линий, Telecom South Africa - 5,5 млн линий, Cesky Telecom - 4 млн линий, у межрегионального объединения под условным названием "Центр" планируется 5,1 млн линий, у "Северо-Запада" - 3,7 млн линий, у "Волги" - 3,5 млн линий.
На новых принципах будет строиться и управление бизнесом укрупненных компаний. Прежняя раздробленная организационная структура холдинга не позволяла четко определять миссию, стратегические и тактические задачи каждой из его составных частей, отсутствовали внятные схемы отчетности перед акционерами, управленческие надстройки акционерных обществ не всегда характеризовались рациональностью и работоспособностью, практика отношений с инвесторами не отвечала современным стандартам управления, деятельность компаний сложно было назвать прозрачной. Проходящая параллельно с формальным объединением операторов реформа корпоративного управления призвана ликвидировать все вышеперечисленные недостатки.
- Какие факторы, на Ваш взгляд, мешают России стать членом глобального информационного сообщества?
- Несмотря на высокие темпы развития информационных технологий в последнее десятилетие, Россия не смогла обеспечить сокращение разрыва с промышленно - развитыми странами по степени информатизации экономики и общества. Отчасти это мотивировано общеэкономическими причинами: кризисом в экономике, низким уровнем жизни населения и т. д. Вместе с тем недостаточное развитие телекоммуникаций в России определяется рядом факторов, которые искусственно препятствуют ускоренной информатизации страны.
Речь идет и о несовершенстве нормативно-правовой базы, изначально ориентированной на ограничительный подход к доступу граждан и хозяйствующих субъектов к информации: и о недостаточном развитии современных информационных технологий в области государственного управления; и об отсутствии должного внимания к системе подготовки кадров в области создания и использования информационных технологий и т. д.
- Как Вы оцениваете правительственную программу по кардинальному изменению тарифной политики и концепцию "универсальной услуги", предусматривающую создание фонда универсального обслуживания? Изменится ли тарифная политика "Связьинвеста" и входящих в холдинг операторов связи? Насколько могут повыситься тарифы в течение года?
- Сейчас среднестатистический европеец ежемесячно тратит на оплату телефона не менее $15-20, россиянин же - около $2. Это плохо увязывается с реальными потребностями российского телекоммуникационного бизнеса. Для того чтобы не слишком сильно отклоняться от магистральной линии развития общемирового рынка связи, компании нуждаются в немалых средствах.
В начале октября правительство утвердило новый порядок расчета тарифов на основные услуги почтовой и электрической связи, предписывающий до конца 2002 года довести их до уровня экономически обоснованных затрат операторов. К 2003 году отрасль перейдет к установлению тарифов по методу предельного ценообразования, то есть станет индексировать их по мере роста инфляции, но все же с некоторым отставанием. Таким образом, уже в ближайшее время тарифы должны приблизиться к себестоимости.
Реально многое будет определено методиками по расчету экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, которую должен получить оператор, - ее поручено разработать Минсвязи, а также по определению тарифов по методу предельного ценообразования - за нее отвечает МАП. Оба документа должны появиться к середине января следующего года.
Первая из двух методик, впрочем, уже разработана и даже опробована на практике. Инициатором проекта выступил "Связьинвест", а консультантом - McKinsey & Со. Система раздельного учета затрат на предоставление услуг связи, позволяющая определить себестоимость каждой из них и на этой основе рассчитать оптимальный уровень тарифа, внедрена в одной из наших компаний - ОАО "Артелеком" (Архангельская область). Все операторы связи, работающие на рынке, перейдут на раздельный учет затрат с 2003 года.
Резюмируя тему тарифной реформы, скажу, что ее реализация создаст условия равной конкуренции традиционных операторов с альтернативными.
Теперь об идее создания фонда универсального обслуживания. "Универсальная услуга" - это широко используемая в мире практика. Речь идет о минимальном наборе услуг связи, оказание которых пользователю в заданный срок, с установленным качеством и по доступной цене является обязательным. Перечень этих услуг, порядок и сроки их предоставления по проекту нового закона определяются правительством РФ.
Фонд универсального обслуживания станет аккумулировать средства - некий процент выручки всех действующих операторов связи - и направлять их на развитие не самых доходных, но востребованных населением услуг связи. В настоящее время, повторюсь, развитием инфраструктуры связи в пределах всей страны занимаются только предприятия "Связьинвеста". После введения "универсальной услуги" все участники рынка будут вносить свою лепту, в телефонизацию российских сел например.
- Верно ли, на Ваш взгляд, осуществляется Минсвязи политика регулирования в отрасли? Каковы ее достоинства и недостатки?
- "Связьинвест" активно сотрудничает с отраслевым министерством. Это сотрудничество заключается не только в информационном обмене, подготовке и проведении совместных конференций по актуальным проблемам развития связи, выработке программ повышения квалификации специалистов, но и во взаимодействии по таким глобальным вопросам, как определение стратегии развития телекоммуникаций в стране. В частности, холдинг принимал непосредственное участие в разработке упомянутой "Концепции развития рынка телекоммуникационных услуг в РФ".
Мы понимаем, что Минсвязи, являясь органом государственного администрирования нашей динамичной сферы, должно учитывать интересы как традиционных операторов, так и альтернативных. Поэтому мы признательны главному ведомству отрасли за то, что оно понимает, какая ответственность, социальная нагрузка лежит на плечах операторов "Связьинвеста", и уделяет много внимания развитию наших операторов.
- Как Вы оцениваете программу "Электронная Россия" и перспективы ее реализации?
- Воплощение в жизнь Федеральной целевой программы "Электронная Россия 2002-2010 годы" будет означать модернизацию экономики страны на основе интернет-технологий. Без реализации этой и ряда подобных программ мы все больше и больше станем отставать от ведущих стран мира. Ее осуществление означает большую доступность властных структур для граждан. Деятельность исполнительной и законодательной власти, министерств и ведомств станет более прозрачной и более эффективной. Программа откроет для широких слоев населения возможность пользования интернет-ресурсами. На качественно новый уровень выйдет система образования. Повысится степень подготовленности специалистов в области информационных технологий. Иными словами, позитивные сдвиги, которые произойдут в стране в результате воплощения в жизнь программы, очевидны.
Кстати, уже сейчас, еще до принятия "Электронной России", "Связьинвест" активно развивает сети пакетной коммутации. Особое внимание уделяется широкому внедрению принципиально новых услуг, базирующихся на конвергенции связных и компьютерных технологий. Результатом нового подхода к организации интернет-бизнеса в России стало создание компании "РТКомм.РУ". Проект будет консолидировать и оптимально использовать все возможности "Связьинвеста". "Ростелекома" и региональных операторов электросвязи в развитии этого перспективнейшего рынка услуг.
- Каких принципов Вы придерживаетесь в управлении? Расскажите о Вашем менеджерском стиле и Вашем становлении в качестве руководителя.
- Очень рано стал отвечать за людей: в 20 лет, служа в армии, отвечал за восьмерых, в 27 лет - за цех в 120 человек... После принятия решения обязательно проверяю ход его выполнения, причем не в конце срока исполнения, а начиная с первых дней.
Всегда стараюсь создать команду единомышленников, крепких профессионалов, инициативных людей.
***
СПРАВКА "БОССа"
Открытое акционерное общество "Инвестиционная компания связи" (ОАО "Связьинвест") - крупнейший в России телекоммуникационный холдинг. "Связьинвест" контролирует деятельность 78 предприятий - региональных операторов связи и национального оператора международной и междугородной связи ОАО "Ростелеком". Является учредителем нескольких компаний, включая "Мобильные телекоммуникации", "Стартком", "Руслизингсвязь", "Аудит-связь" и др. В 74 региональных компаниях холдинг имеет голосующее большинства.
Уставный капитал компании составляет 19,5 млрд руб. В число акционеров ОАО "Связьинвест" входят Министерство имущественных отношений РФ (50% плюс одна акция), Российский фонд федерального имущества (25% минус две акции) и кипрский консорциум Mustcom Ltd (25% акций плюс одна акция). "Связьинвест" располагает уникальной телекоммуникационной инфраструктурой. Монтированная емкость телефонных станций зависимых компаний холдинга - более 28 млн номеров. Ежегодный прирост емкости местных сетей предприятий "Связьинвеста" традиционно превышает 1 млн номеров. Общая протяженность междугородных каналов составляет почти 800 млн канало-километров, из них более 70% образовано цифровыми системами. На предприятиях "Связьинвеста" работает 400 тыс. человек.
Через зависимые общества "Связьинвест" владеет лицензиями на оказание услуг местной, междугородной и международной связи, передачи данных, на предоставление каналов в аренду по всей территории России, а также услуг мобильной связи в ряде регионов.
Помимо традиционных видов связи зависимые общества предоставляют своим клиентам весь спектр современных услуг, включая доступ в Интернет, передачу данных, IР-телефонию, мультимедиасвязь.
Ключевым направлением деятельности ОАО "Связьинвест" на нынешнем этапе является реорганизация зависимых обществ. Ее основные цели: улучшение качества управления компаниями, повышение ликвидности акций и рыночной капитализации, рост конкурентоспособности, сокращение текущих затрат и оптимизация налогообложения, создание условий для привлечения финансирования и возможностей для концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития связи.
4, стр. 34-37, БОСС
08.04.2002
|