ЗА ЗОЛОТЫМ РУНЕТОМ
За прошлый год общий оборот рекламы в русской части Интернета -- Рунете -- достиг, по данным агентства "РосБизнесКонсалтинг", $10 млн. В нынешнем году, по прогнозам экспертов, эта цифра удвоится. Тем не менее в качестве серьезного рекламного поля Рунет пока не рассматривается. Почему?
Понятно, что чем больше аудитория Интернета, тем более эффективна размещенная в Сети реклама. Но для того, чтобы в российский Интернет пришли крупные рекламодатели вроде Coca-Cola или Mars, обладающие внушительными бюджетами, ему нужно привлечь в число своих пользователей 10% населения. Таковы правила международного рекламного бизнеса. А на сегодняшний день число постоянных Интернет-пользователей в России составляет всего около 4 миллионов человек, то есть 6% населения. Правда, есть надежда в ближайшем будущем перешагнуть 10-процентный рубеж: российский Интернет, по мнению специалистов, развивается семимильными шагами. Юрий Ровенский, генеральный директор компании РБК: "За последние два года рынок Интернет-рекламы стал более цивилизованным и структурированным. В ближайшее время его объемы будут расти. Связано это прежде всего с тем, что наше государство стало более серьезно относиться к Интернету. Пример тому -- недавнее принятие правительством программы "Электронная Россия". Предполагается, что в результате реализации этой программы число пользователей "всемирной паутины" в ближайшее два года увеличится до 15 миллионов человек, что и составит столь желанные 10% населения". Впрочем, Интернет-реклама неплохо работает уже сейчас. Связано это с одним из основных преимуществ Интернета по сравнению с другими СМИ -- достаточно четко выраженной целевой аудиторией различных секторов Сети. Дмитрий Дронов, директор по маркетингу компании МТУ-Информ: "Основная положительная тенденция развития Интернета в России заключается в том, что качество информации, а следовательно, доверие к Интернет-ресурсам повышается. Сейчас российский Интернет, судя по всему, входит в свою третью стадию развития. На первой стадии Интернет, если вспомним, был всего лишь некой средой научного общения. Второй этап -- это использование Сети исключительно в развлекательных целях. Сейчас же Интернет входит, наконец, в третью стадию, то есть становится местом делового общения. Сегодня практически любая российская фирма имеет доступ к Сети, а в большинстве случаев и свое представительство в ней в виде собственного веб-сайта. Таким образом, пользователями Интернета становится наиболее активная часть населения с доходами выше среднего уровня. А такая аудитория -- мечта большинства рекламодателей". Виталий Бартащук, начальник Интернет-отдела Агентства рекламных технологий Информ-Экспресс: "Сейчас появился целый слой довольно состоятельных людей, которых можно "зацепить" рекламой только через Интернет. Ну, может быть, еще с помощью радио, которое такие люди слушают в машине по дороге на работу и обратно. Это менеджеры среднего и высшего звена, которые приезжают на работу, садятся за компьютер и всю информацию, включая последние новости, получают через Интернет. Потом они едут домой, где вместо телевизора смотрят фильм на DVD. Так что "поймать" таких людей можно только на Интернет-рекламу. И наиболее действенна она именно на деловых сайтах, к которым чаще всего обращаются деловые же люди. Причем, как мне кажется, реклама здесь будет стимулировать продажи именно дорогих вещей, например, автомобилей или бытовой техники". К дополнительным преимуществам Интернет-рекламы относится и ее относительная доступность. Так, по оценкам рекламистов, минимальный бюджет рекламы через Интернет составляет $300--400 в месяц. Но это, как говорится, начальная цена. В среднем же действительно эффективную рекламную Интернет-кампанию можно провести с бюджетом начиная от $1,5 тысячи в месяц. Впрочем, строить кампанию только на Интернет-рекламе было бы не совсем удачным решением. Вадим Васильев, руководитель подразделения Imageland Interactive агентства Imageland PR: "Ограничиваться рекламой в Интернете можно только в том случае, если деятельность фирмы направлена на очень узкий круг потребителей. Например, если вы, условно говоря, производите насосы, то вам есть смысл разместить рекламу на сайтах, специализирующихся на описании этого оборудования. Если же ваш товар или услуга рассчитаны на более широкий круг потребителей, то здесь стоит использовать Интернет-рекламу в сочетании с другими рекламными каналами". Понятно, что самым большим спросом на размещение рекламы пользуются именно те веб-сайты, которым удалось сформировать достаточно широкий круг привлекательной для рекламодателей аудитории. В зависимости от популярности формируется и цена на Интернет-рекламу. Так, средняя цена на размещение рекламного баннера в Сети составляет $2--4 за тысячу показов (попросту говоря, заходов пользователей на веб-страничку, где эта реклама размещена). А на самых популярных сайтах Рунета цена на рекламу может быть на порядок выше. Например, на сайте www.rbc.ru размещение рекламы составляет $12--15 за тысячу показов. Большим плюсом Интернет-рекламы может стать ее интерактивность. Вадим Васильев: "Интернет чрезвычайно удобен для проведения различных конкурсов, лотерей и прочих акций, требующих непосредственного участия потребителей. Например, сейчас я вижу по телевидению, а не в Интернете рекламу шоколада, где зрителям предлагается написать письмо с тем, чтобы выиграть какой-то большой приз. Скажите, какой процент психически нормальных людей возьмет бумагу, ручку, купит конверт и затем будет искать в округе почтовый ящик, чтобы отправить письмо? А в Интернете заполнить анкету или написать письмо можно за 30 секунд! На мой взгляд, большим просчетом устроителей рекламной кампании этого шоколада можно назвать полное игнорирование Интернета как способа привлечения дополнительного числа участников для розыгрыша призов". В целом же, по мнению специалистов, реклама в Сети требует очень профессионального подхода. Здесь можно как крупно прогореть, так и получить достаточно большую отдачу. Например, одним из самых крупных провалов последнего времени рекламисты называют рекламную кампанию в Рунете косметической марки Loreal. По некоторым сведениям, владельцы бренда истратили сотни тысяч долларов на проведение рекламных акций в Сети. И их результаты признаны провальными: объем продаж продукции Loreal практически не увеличился. В качестве основного "прокола" можно назвать следующий: главный веб-сайт компании, куда призывали обращаться все баннеры, грузился более одной минуты и большинство посетителей просто уходили с него, не дождавшись информации о продуктах фирмы. Среди положительных примеров рекламы в Рунете многие упоминают недавнюю кампанию фирмы "Спортмастер". Все баннеры были размещены на сайтах, аудитория которых живо интересовалась спортом и здоровым образом жизни. В результате количество откликов на эту Интернет-рекламу достигло рекордных 38% (при норме в 5--20%). То есть каждый третий зритель "кликнул" на баннер с тем, чтобы посмотреть, что же там такое интересное продает компания.
N 16 (286), "Профиль"
22.04.2002
|