Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

«Электронная Россия: проблемы и перспективы»
Интернет-конференция

Обзор публикаций СМИ о ФЦП «Электронная Россия»


ПРЕЦЕДЕНТНОЕ ПРАВО ИТ

Взаимоотношения россиян с информационными технологиями (ИТ) в общих чертах складываются так: многие уже знают, что такие технологии есть и что они могут быть полезны как в личном плане, так и в бизнесе. Но какую именно пользу они могут принести и как ее добиться, известно гораздо меньшему количеству людей.

В результате самые осторожные директора российских предприятий предпочитают пока с ИТ не связываться - зачем осложнять себе жизнь, если компания и так работает? Более отчаянные поручают поиск подходящих ИТ-решений своим "главным программистам" - начальникам отделов АСУ, главным инженерам и т. п. Приходит такой программист к директору и докладывает: я нашел три программы - А, В и С. Директор спрашивает: чем они отличаются? Программист пускается в долгие объяснения: программа А работает с базой данных Oracle, В - с Microsoft SQL, а у С собственная база данных. Директор, естественно, ничего не понимает, и говорит: "Ну, ладно, берем ту, что подешевле". Гораздо больше пользы директор получил бы от профессиональных консультантов. Только вот не сложилась еще в российском бизнесе традиция обращаться за советом к консультантам. Что, впрочем, тоже понятно. Придет человек, стоимость часа услуг которого равна половине месячной зарплаты сотрудника предприятия, и скажет: прежде всего вам нужно определить корпоративную миссию. И тут же ее формулирует: мы хотим, чтобы предприятие стало лидером отрасли. А директор, который и так знает, что лидером быть лучше, сидит и думает: и на что я деньги потратил?

С другой стороны, во время путешествия по России мне довелось увидеть немало примеров того, как коммерческие и бюджетные структуры внедряют ИТ-решения и добиваются с их помощью ощутимых успехов. И в целом отношение к ИТ в регионах постепенно меняется от скептического ("это баловство") к прагматическому ("это точно приносит пользу"). Причем прагматики в первую очередь финансируют именно ИТ-проекты: у директора компании еще ремонт в кабинете не закончен, а у компании уже есть ЕRР-система.

На мой взгляд, уровень проникновения ИТ в регионах определяют три основные фактора. Во-первых, масштаб: чем больше город, тем благополучнее складывается там ситуация с внедрением информационных технологий. Во-вторых, удаленность от Москвы и Петербурга: чем дальше регион от одной из столиц, тем ниже в нем уровень развития ИТ. Объяснить это можно тем, что в России получило распространение своеобразное прецедентное право: в условиях острой нехватки информации управленцы внедряют ИТ с оглядкой на партнеров и конкурентов. Пока одна из работающих в регионе компаний успешно не автоматизировала свои бизнесс-процессы, другие торопиться не будут. Но при появлении положительного опыта его тут же начинают копировать. Ну а в крупных городах, особенно в Москве и Петербурге, таких прецедентов гораздо больше. Наконец, уровень развития ИТ в регионах связан с общим экономическим состоянием. Предприятия финансируют ИТ-проекты из собственных средств: кредиты в России по-прежнему дороги, и пользуются ими лишь в случае крайней необходимости. Лучше всего дела с информатизацией обстоят в компаниях с участием иностранного капитала. Здесь и деньги на ИТ находятся, да и инвесторы просто настаивают на их использовании. Как заметил руководитель одной российской нефтяной компании, "иностранцы просто не понимают, как без этого вообще можно работать."

Аналогичная картина складывается и в секторе публичных информационных и коммуникационных технологий. Чем крупнее город, тем больше в нем сотовых операторов и интернет-провайдеров. Число операторов GSM в городах с населением 1, 5-2 млн человек доходит до трех-четырех, в городах-миллионниках снижается до двух, а в прочих населенных пунктах работает обычно один оператор. Правда, в радиусе 500 км от Москвы в большинстве мест можно поймать сигнал сразу трех операторов GSM. А в сфере услуг публичного доступа в интернет в среднем на каждые 100 тыс. горожан приходится одно-два заведения, специализирующихся на этом виде бизнеса. Так что в городах-миллионниках набирается около десятка интернет-кафе, а в небольших городках - одно-два. Впрочем, в ближайшие годы плотность подобных заведений должна возрасти: Минсвязи РФ в рамках программы "Электронная Россия" создает при почтамтах пункты коллективного доступа в интернет.

Спрос на информационные технологии в стране растет. Но выбирать и использовать их нужно с умом. Иначе пользователя ждет разочарование от несоответствия ожиданий с результатом. В одной мурманской компании, например, мне рассказали, как купили информационную систему в расчете на то, что она поможет им все о себе узнать - кто, сколько и чего у них покупает, какими ресурсами они располагают, сколько и куда тратят. Но уже через два месяца система настолько переполнилась данными, что работать с ней стало невозможно: подготовка любого отчета занимала часы. Компания просто не рассчитала объем своего документооборота. А на одном воронежском заводе потратили большие деньги на внедрение "тяжелой" информационной системы, но не рассчитали свои финансовые возможности: когда свободные средства на заводе кончились, построение системы остановилось. И главной цели - автоматизации производственного процесса - предприятие так и не добилось. Так что основная, на мой взгляд, проблема информатизации - это недостаток информации о том, как это правильно делать.


Николай Полуэктов, обозреватель, 69, стр. 20, Коммерсант
19.04.2002
Материалы по теме:
Конференция
Минсвязи России
ФЦП «Электронная Россия»
Текст ФЦП
Биография Короткова А.В.
СМИ о ФЦП «Электронная Россия»
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Минсвязи России
Рамблер
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации