ПРЕЦЕДЕНТНОЕ ПРАВО ИТ
Взаимоотношения россиян с информационными технологиями (ИТ) в общих чертах складываются так: многие уже знают, что такие технологии есть и что они могут быть полезны как в личном плане, так и в бизнесе. Но какую именно пользу они могут принести и как ее добиться, известно гораздо меньшему количеству людей.
В результате самые осторожные директора российских предприятий предпочитают пока с ИТ не связываться - зачем осложнять себе жизнь, если компания и так работает? Более отчаянные поручают поиск подходящих ИТ-решений своим "главным программистам" - начальникам отделов АСУ, главным инженерам и т. п. Приходит такой программист к директору и докладывает: я нашел три программы - А, В и С. Директор спрашивает: чем они отличаются? Программист пускается в долгие объяснения: программа А работает с базой данных Oracle, В - с Microsoft SQL, а у С собственная база данных. Директор, естественно, ничего не понимает, и говорит: "Ну, ладно, берем ту, что подешевле". Гораздо больше пользы директор получил бы от профессиональных консультантов. Только вот не сложилась еще в российском бизнесе традиция обращаться за советом к консультантам. Что, впрочем, тоже понятно. Придет человек, стоимость часа услуг которого равна половине месячной зарплаты сотрудника предприятия, и скажет: прежде всего вам нужно определить корпоративную миссию. И тут же ее формулирует: мы хотим, чтобы предприятие стало лидером отрасли. А директор, который и так знает, что лидером быть лучше, сидит и думает: и на что я деньги потратил?
С другой стороны, во время путешествия по России мне довелось увидеть немало примеров того, как коммерческие и бюджетные структуры внедряют ИТ-решения и добиваются с их помощью ощутимых успехов. И в целом отношение к ИТ в регионах постепенно меняется от скептического ("это баловство") к прагматическому ("это точно приносит пользу"). Причем прагматики в первую очередь финансируют именно ИТ-проекты: у директора компании еще ремонт в кабинете не закончен, а у компании уже есть ЕRР-система.
На мой взгляд, уровень проникновения ИТ в регионах определяют три основные фактора. Во-первых, масштаб: чем больше город, тем благополучнее складывается там ситуация с внедрением информационных технологий. Во-вторых, удаленность от Москвы и Петербурга: чем дальше регион от одной из столиц, тем ниже в нем уровень развития ИТ. Объяснить это можно тем, что в России получило распространение своеобразное прецедентное право: в условиях острой нехватки информации управленцы внедряют ИТ с оглядкой на партнеров и конкурентов. Пока одна из работающих в регионе компаний успешно не автоматизировала свои бизнесс-процессы, другие торопиться не будут. Но при появлении положительного опыта его тут же начинают копировать. Ну а в крупных городах, особенно в Москве и Петербурге, таких прецедентов гораздо больше. Наконец, уровень развития ИТ в регионах связан с общим экономическим состоянием. Предприятия финансируют ИТ-проекты из собственных средств: кредиты в России по-прежнему дороги, и пользуются ими лишь в случае крайней необходимости. Лучше всего дела с информатизацией обстоят в компаниях с участием иностранного капитала. Здесь и деньги на ИТ находятся, да и инвесторы просто настаивают на их использовании. Как заметил руководитель одной российской нефтяной компании, "иностранцы просто не понимают, как без этого вообще можно работать."
Аналогичная картина складывается и в секторе публичных информационных и коммуникационных технологий. Чем крупнее город, тем больше в нем сотовых операторов и интернет-провайдеров. Число операторов GSM в городах с населением 1, 5-2 млн человек доходит до трех-четырех, в городах-миллионниках снижается до двух, а в прочих населенных пунктах работает обычно один оператор. Правда, в радиусе 500 км от Москвы в большинстве мест можно поймать сигнал сразу трех операторов GSM. А в сфере услуг публичного доступа в интернет в среднем на каждые 100 тыс. горожан приходится одно-два заведения, специализирующихся на этом виде бизнеса. Так что в городах-миллионниках набирается около десятка интернет-кафе, а в небольших городках - одно-два. Впрочем, в ближайшие годы плотность подобных заведений должна возрасти: Минсвязи РФ в рамках программы "Электронная Россия" создает при почтамтах пункты коллективного доступа в интернет.
Спрос на информационные технологии в стране растет. Но выбирать и использовать их нужно с умом. Иначе пользователя ждет разочарование от несоответствия ожиданий с результатом. В одной мурманской компании, например, мне рассказали, как купили информационную систему в расчете на то, что она поможет им все о себе узнать - кто, сколько и чего у них покупает, какими ресурсами они располагают, сколько и куда тратят. Но уже через два месяца система настолько переполнилась данными, что работать с ней стало невозможно: подготовка любого отчета занимала часы. Компания просто не рассчитала объем своего документооборота. А на одном воронежском заводе потратили большие деньги на внедрение "тяжелой" информационной системы, но не рассчитали свои финансовые возможности: когда свободные средства на заводе кончились, построение системы остановилось. И главной цели - автоматизации производственного процесса - предприятие так и не добилось. Так что основная, на мой взгляд, проблема информатизации - это недостаток информации о том, как это правильно делать.
Николай Полуэктов, обозреватель, 69, стр. 20, Коммерсант
19.04.2002
|