Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

«Электронная Россия: проблемы и перспективы»
Интернет-конференция

Обзор публикаций СМИ о ФЦП «Электронная Россия»


ТРАНСФОРМАЦИЯ ГИГАНТОВ

Инвестиции и связь — эта тема всегда будет популярной в телекоммуникационном сообществе. Причины вполне очевидны, так как быстрые темпы развития связной отрасли возможны лишь при наличии внешних источников финансирования.

Принцип «step by step» здесь не всегда пригоден, особенно в тех случаях, когда возникает потребность в дорогостоящем высокопроизводительном оборудовании. Кроме того, в настоящее время инвестиционная привлекательность той или иной компании становится решающим фактором в конкурентной борьбе.

Спору нет, инвестиции весьма полезны и приятны, остается только понять, где их можно взять и на каких условиях. Для корректного решения данной проблемы от телекоммуникационных компаний подчас требуется кардинальный пересмотр принципов своей деятельности. Но если для небольших фирм это не представляет особого труда, то гиганты отечественного телекоммуникационного бизнеса испытывают значительные сложности.

ПО МНЕНИЮ Леонида Реймана, вполне вероятно появление еще нескольких сотовых операторов из разряда обще-национальных

Обсуждению подобных вопросов и была посвящена Вторая международная конференция «Связь и инвестиции в России», которую организовал в Москве телекоммуникационный холдинг «Связьинвест». Как известно, он является одним из крупнейших в мире: в него входят 78 традиционных региональных операторов связи, отраслевой институт «Гипросвязь» и оператор междугородной и международной связи «Ростелеком». Так что мероприятие стало знаковым не только для этой группы компаний, но и для отрасли в целом.

«Телеком» сегодня

За последние несколько лет российская отрасль связи претерпела столь большие изменения, что теперь ее предпочитают характеризовать термином «инфокоммуникации». Можно согласиться с образным выражением министра связи и информатизации Леонида Реймана, который отвел информации в новом веке то место, которое в двадцатом столетии занимали нефть и энергоресурсы.

Несмотря на стремительный рост численности абонентов новых услуг (таких как доступ в Internet и передача данных), основная доля оборота отрасли приходится на традиционные телефонные сервисы. В прошлом году доходы предприятий связи выросли на 40% и составили свыше 200 млрд руб., из которых более 49 млрд руб. выплачено государству в виде налогов.

В 2001 году было установлено почти 1,5 млн новых телефонов. Это хотя и не привело к ликвидации очереди на подключение, но позволило ее уменьшить. Сейчас в России уровень телефонизации составляет 20 аппаратов на 100 жителей, а в восточно-европейских странах значение данного показателя достигает 40 аппаратов. Значит, впереди у ОАО «Связьинвест» — все еще очень большой объем работы.

Оценки числа пользователей Internet в России, которые приводятся разными источниками, сильно отличаются друг от друга. По мнению министра связи, на начало нынешнего года в России было 4,3 млн постоянных потребителей ресурсов Сети и почти 12 млн человек, подключающихся к Internet периодически. Общий объем проданных в этой сфере услуг составил 220 млн долл. — на 50% больше, чем в 2000 году. В ближайшее время тенденции роста числа пользователей Internet сохранятся, но основной акцент переместится в регионы. Чаще всего для доступа в Internet требуется компьютер, поэтому численность киберпутешественников напрямую связана с количеством установленных ПК. Сейчас их «плотность» достигает 7,5 штук на 100 человек, а к 2010 году эта величина должна увеличиться в шесть раз.

Получил должное развитие проект Министерства связи под названием «Киберпочта». В ходе его реализации были созданы коллективные пункты доступа в Сеть почти в 1,5 тыс. почтовых отделений, более 600 из которых расположены в сельской местности.

Бурными темпами развивается сегмент телекоммуникационного рынка, связанный с сотовой связью. Успехи на данном поприще столь велики, что Леонид Рейман позволил себе заговорить о снятии с повестки дня проблемы регулирования тарифов на рынке фиксированной связи. По мнению министра, абонент все чаще получает возможность выбора среди множества операторов связи, причем особенно быстро растет бизнес сотовых операторов.

В Москве число абонентов фиксированных и сотовых телефонных сетей вполне сопоставимо. На начало нынешнего года в России пользовались сотовой связью 7,8 млн человек, а к его концу, по прогнозам Министерства связи, таковых будет почти 13 млн. Формирование трех общенациональных операторов мобильной связи оказалось на руку «простым» клиентам, поскольку в процессе конкурентной борьбы тарифы на услуги снизились в разных регионах на 17 — 33%. По словам Леонида Реймана, вполне вероятно появление еще нескольких сотовых операторов, которых можно будет отнести к разряду общенациональных.

Преграды на пути к деньгам

За прошлый год на российский телекоммуникационный рынок поступили зарубежные инвестиции на сумму свыше 2 млрд долл., а вложения отечественных компаний составили около 38 млрд руб. Простой арифметический подсчет показывает, что самая большая часть инвестиций в российскую связь по-прежнему приходит из-за рубежа. Полученных вливаний все еще недостаточно для достижения мирового уровня обеспеченности населения телекоммуникационными услугами, но они позволили добиться существенных успехов.

В 2001 году суммарный объем инвестиций в «Связьинвест» равнялся примерно 18 млрд руб., из которых 10,6 млрд руб. были собственными средствами холдинга. В нынешнем году значения этих показателей составят, соответственно, 23,3 и 14,5 млрд руб. Общей тенденцией всей телекоммуникационной отрасли, по мнению генерального директора «Связьинвеста» Валерия Яшина, является увеличение разрыва между необходимыми и реально получаемыми средствами на развитие бизнеса.

В планах холдинга значится ввод в эксплуатацию 2,4 млн новых телефонных линий. Перед традиционными операторами стоят задачи не только фактического увеличения телефонной емкости, но и замены устаревающего парка АТС. Сейчас лишь 31% всех станций является цифровым, 52% составляют координатные АТС и почти 12% абонентов все еще обслуживаются декадно-шаговыми станциями.

На предприятия «Связьинвеста» вновь лягут основные тяготы реализации социальных программ в области связи. Скорее всего, именно им будут поручены работы, которые необходимы для внедрения универсального пакета услуг, доступного каждому жителю страны. Леонид Рейман вновь подтвердил приоритетность этой задачи: «реализация данной программы позволит за три-четыре года создать современную инфраструктуру связи в тех регионах страны, где прежними темпами она строилась бы в течение 10 — 15 лет.»

Министерство связи не забывает уделять внимание недавно принятой федеральной целевой программе «Электронная Россия». Ее успешная реализация позволит не только подтолкнуть развитие современной телекоммуникационной инфраструктуры, но и довести к 2010 году объем экспорта информационных технологий до 2 млрд долл., а также увеличить их долю в ВВП до 2% (ныне она составляет 1,1%).

Столь масштабные планы нуждаются в серьезной финансовой подпитке, и без привлечения внешних инвесторов здесь никак не обойтись. На конференции вновь прозвучали слова о двух возможных путях повышения инвестиционной привлекательности предприятий связи.

Первый путь, на мой взгляд, является тупиковым, и его выбор может рассматриваться лишь как последствие неизбежной трансформации телекоммуникационных гигантов. Речь идет о резком увеличении тарифов, а именно — о подъеме абонентской платы за пользование телефонной линией (с нынешних трех до 6 — 8 долл.) и введении повременной тарификации разговоров. По мнению Валерия Яшина, эти меры обеспечат приток инвестиционных капиталов.

Стремление фактических монополистов отечественного телекоммуникационного рынка поднять цены на свои услуги наталкивается на сопротивление Министерства по антимонопольной политике (МАП), поэтому неудивительно, что в его адрес прозвучало немало критических замечаний выступавших. В то же время при взвинчивании тарифов не следует забывать о потолке платежеспособности населения. Нынешние расценки на местную телефонную связь составляют в среднем 85 руб./мес. и фактически равны себестоимости услуг, а значит попытка увеличить тарифы в три раза не является экономически оправданной. Анатолий Голомолзин, заместитель министра МАП, сообщил, что 2/3 всех доходов приходятся на 10% населения страны и неразумно устанавливать тарифы, ориентируясь именно на эту часть общества.

Кроме тарифов для населения руководство холдинга «Связьинвест» стремится пересмотреть действующую ценовую политику в отношении альтернативных операторов, под которыми подразумеваются не только компании класса «start-up» (в основном занимающиеся IP-телефонией), но и такие серьезные игроки, как «Глобал Один». По словам Валерия Яшина, эта фирма испытывает сильное давление с их стороны.

Хотя выручка холдинга возросла на 25% и составила 91,6 млрд руб., его рыночная доля в структуре доходов отрасли снизилась. Новые операторы связи, владеющие лишь 17% активов телекоммуникационной инфраструктуры страны, получили в прошлом году более 60% всех доходов. По мнению главы «Связьинвеста», это позволяет констатировать, что произошла реальная либерализация телекоммуникационного рынка, поэтому уже не приходится говорить о монопольном положении входящих в холдинг предприятий. Оставим за скобками последний вывод, но нельзя не согласиться с тем, что только предприятия «Связьинвеста» несут на себе бремя предоставления услуг по тарифам, регулируемым государством.

Как бы то ни было, одним только повышением тарифов вряд ли можно разрушить предубеждение инвесторов в отношении традиционных операторов. В «Связьинвесте» уже второй год идут процессы реформирования, которые, по утверждению первого заместителя генерального директора холдинга Антона Осипчука, призваны повысить привлекательность фирмы для инвесторов. Помимо формальной реорганизации, связанной с укрупнением компаний, будет проведена реформа корпоративного управления. В нынешнем году планируется ввести новую систему бюджетирования, основанную на западных стандартах. Уже сейчас действует единый для всех подразделений холдинга бухгалтерский учет, что позволило существенно снизить текущие финансовые расходы.

Большой скачок

Снижение издержек является основным пунктом программы реорганизации холдинга. На предприятиях «Связьинвеста» сохраняется низкая производительность труда. В среднем на одного работника приходится всего 70 обслуживаемых телефонных линий, тогда как в европейских операторских компаниях счет идет на сотни. Как следствие, фирма планирует провести достаточно крупное, по российским меркам, сокращение персонала (5 — 7%) при одновременном увеличении заработной платы оставшихся сотрудников на 22 — 24%. Это довольно болезненный шаг, чреватый противостоянием с профсоюзами и местными органами власти, однако такие меры необходимы, поскольку невысокая зарплата в совокупности с низкой эффективностью труда являются главными препятствиями на пути развития холдинга.

Экономической целью всего комплекса реорганизационных мер названо достижение опережающих (на 6 — 10%) темпов роста валового дохода над темпами роста материальных затрат. Предполагается довести валовой доход на одного работника до 310 тыс. руб.

«Связьинвест» надеется получить значительные вливания за счет продажи крупного пакета своих акций. Правда, в текущем году такие торги не состоятся, но это не следует считать принципиальным отказом от решения, утвержденного Правительством России. В соответствии с данным решением пакет из 25% минус две штуки акций собирались продать внешним инвесторам после завершения реорганизации, причем создание семи региональных укрупненных компаний должно было завершиться в середине 2002 года. Однако на деле этот процесс закончится только к декабрю, поэтому и продажа акций, скорее всего, будет перенесена на 2003 год (то есть она произойдет после реального повышения рыночной стоимости «Связьинвеста»).

Наибольший скепсис вызывают сроки полной реорганизации «Связьинвеста», ранее установленные руководителями компании. Антон Осипчук утверждает, что всего за два года холдинг должен предстать в обновленном виде, и не без гордости сравнивает эти планы с достижениями испанского национального оператора Telefonica, чей путь к обновлению занял девять лет. Но, как показывает практика, реализация идей «большого скачка» обычно сопровождается серьезными социальными потрясениями либо вообще заканчивается крахом.

Не менее значительные перемены происходят в «Ростелекоме», который является самым крупным предприятием холдинга «Связьинвест». В нем процесс реформирования также начался в прошлом году. По словам Владимира Андросика, заместителя генерального директора «Ростелекома» по финансам, целями реформ являются поворот от технологических приоритетов к коммерческой деятельности и переход от бизнеса с унаследованными элементами государственного управления к бизнесу, нацеленному на удовлетворение потребностей клиентов.

В ходе реорганизации «Ростелекома» будут созданы семь региональных управлений и два управления в Москве. Планы развития инфраструктуры на нынешний год включают в себя три основных компонента: это продолжение строительства ВОЛС, наращивание пропускной способности существующих линий связи и внедрение мультисервисных технологий. Общий объем инвестиций составит 4,2 млрд рублей.

Ожидаются серьезные изменения и в области тарифной политики. Будут упразднены «заградительные» расценки для международных связных фирм, ибо существующим ныне положением вещей с успехом пользуются альтернативные операторы. Ожидается пересмотр тарифов для альтернативных и традиционных операторов, а также конечных пользователей, большая часть из которых сосредоточена в Москве. В прошлом году эта работа уже началась, что привело к увеличению выручки на 14%, прибыли — в 3 раза и примерно к такому же росту капитализации компании. Помимо прочего предполагается увеличить доход от предоставления новых видов услуг (в первую очередь, связанных с Internet) на 168%. Это значение соответствует средним цифрам роста по данному сегменту российского рынка.


Алексей Полунин, #08/2002, Сети
23.04.2002
Материалы по теме:
Конференция
Минсвязи России
ФЦП «Электронная Россия»
Текст ФЦП
Биография Короткова А.В.
СМИ о ФЦП «Электронная Россия»
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Минсвязи России
Рамблер
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации