ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ УСЛУГ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ
На одном из клубных дней НП "Телеком Форум" был заслушан доклад заместителя руководителя Департамента информатизации Минсвязи России И.Н. Курносова, посвященной вопросам государственной политики в области электронной торговли. Ввиду важности темы, вызвавшей заинтересованную дискуссию, редколлегия приняла решение опубликовать доклад полностью в журнале "Электросвязь".
В последние годы в мире наблюдается стремительное развитие электронной торговли. В России в сети Интернет функционируют более 500 электронных магазинов и торговых площадок. Наиболее популярны магазины, торгующие книгами, компакт-дисками, программными продуктами, компьютерной техникой. Создаются отраслевые торговые площадки (металл, ценные бумаги). Появились холдинги, объединяющие ряд Интернет-магазинов, которые декларируют ежегодный доход в несколько миллионов долларов США.
Сегодня наряду с традиционными секторами торговли "бизнес-бизнес" и "бизнес-потребитель" на рынке услуг электронной торговли можно выделить сегменты pc-соmmеr-се, t-commerce. Основные формы электронной торговли реализуются с использованием персональных компьютеров (рс) и сети Интернет: Интернет-магазины, электронные торговые площадки, электронные аукционы и Интернет-биржи. К сожалению, достаточно четкой российской терминологии в области электронной торговли еще не сложилось.
В странах Западной Европы и США получили распространение системы интерактивного кабельного и спутникового телевидения (t-commerce), с помощью которых пользователи могут не только смотреть видеофильмы, но и заказывать другие товары и услуги. Эти системы, по оценке большинства специалистов, более надежны, поскольку в отличие от Интернет-магазинов, реализуются в замкнутых сетях без прямого доступа покупателей к глобальным информационным сетям.
Новое направление развития электронной торговли -использование средств мобильного доступа к сети Интернет для осуществления покупок (m-commerce). В условиях России, имеющей значительную территорию и низкую плотность населения, а также недостаточно развитую в удаленных регионах наземную телекоммуникационную инфраструктуру, беспроводные технологии подключения к сети Интернет могут стать наиболее востребованными.
Международный союз электросвязи (МСЭ), основываясь на решениях Всемирной конференции по развитию (г. Валлетта, Мальта, 1998 г.), приступил к выработке политики введения новых видов услуг, включая электронную торговлю. МСЭ разработал и разослал в 1999 г. государствам-членам МСЭ "Дискуссионный документ о стратегических соображениях по электронной торговле". В нем были сформулированы четыре стратегических направления, ориентируясь на которые любое государство может обеспечить ускоренное развитие электронной торговли. Это:
- расширение инфраструктуры поддержки электронной торговли;
- разработка и проведение в жизнь принципов, способствующих повышению доверия к закупкам, коммерческим сделкам, платежным операциям, осуществляемым с помощью электронных средств;
- установление правовых основ в области электронной торговли;
- создание благоприятных условий для развития электронной торговли в результате сотрудничества государства и частного сектора.
Указанные рекомендации соответствуют общим подходам, принятым при выработке государственной политики развития услуг электронной торговли в России.
Инфраструктура электронной торговли. Главный и определяющий компонент информационно-телекоммуникационной инфраструктуры поддержки электронной торговли - динамично развивающийся российский сегмент сети Интернет. В нем в настоящее время предоставляются все виды современных информационных услуг, интенсивно растет и число российских сайтов.
Развитие электронной торговли напрямую связано с темпами роста числа пользователей сети Интернет, которая является основной средой для электронных торговых организаций. Число пользователей Интернета в России за четыре года увеличилось в шесть раз и превосходит 3 млн. человек (2% населения). По прогнозам, к 2010 г. количество пользователей Интернета превысит 26 млн., что станет существенной потенциальной клиентской базой для развития электронной торговли.
По сравнению с сектором электронной торговли "бизнес-потребитель", для развития которого численность российской аудитории Интернета мала, сектор межкорпоративной электронной торговли "бизнес-бизнес" может обеспечить в России в ближайшее время значительный объем сделок.
Принятие бизнес-сообществом торговли, основанной на Интернете, меняет технологии ведения бизнеса, вносит фундаментальные изменения в поведение компаний и отраслевую структуру. Использование электронной торговли по принципу "бизнес-бизнес" способствует уменьшению товарно-материалных запасов, сокращению цикла оборота товаров, повышению эффективности и результативности обслуживания партнеров, снижению сбытовых и маркетинговых издержек, появлению новых возможностей торговли.
Рассматривая вопросы электронной торговли в России, следует остановиться также на таком важном элементе национальной инфраструктуры, необходимой для электронной торговли и ее устойчивого развития, как платежные системы. В частности, банковские услуги должны быть круглосуточно доступны как российским предпринимателям и потребителям, так и зарубежным. Сегодня в стране существует ряд систем онлайновых платежей в Интернете, предназначенных для платежей по кредитным пластиковым картам с использованием электронного "кошелька" и смарт-карт.
Кроме того, необходимо отметить проблему доставки проданных товаров, без эффективного решения которой нельзя создать полнофункциональную систему электронной торговли.
Обеспечение доверия к электронной торговле. Очень остро стоит вопрос о повышении доверия к электронной торговле, характерной чертой которой являются обезличенные анонимные автоматизированные электронные транзакции. Это отличие в сочетании с возможностью мошенничества и злоупотреблений часто обусловливает откровенное недоверие к электронной торговле.
Отсюда возникает необходимость разработки комплекса мероприятий, ориентированных на обеспечение уверенности участников торговли в том, что их транзакции не будут перехвачены, прерваны или видоизменены. Участники торговли должны быть уверены в том, что покупатель и продавец -действительно те, за кого себя выдают и что транзакции легальны и безопасны. При этом поставщики услуг электронной торговли должны нести ответственность за качество, надежность и законность предоставляемых услуг. Ключевую роль в решении вышеперечисленных проблем играет электронная цифровая подпись (ЭЦП).
Важнейшей задачей становится создание таких условий для использования ЭЦП, которые обеспечивали бы ее надежность и позволили бы с высокой степенью уверенности определять подделки как самой ЭЦП, так и заверенных ею данных. Надежное решение этой задачи возможно только при условии применения сертифицированных средств защиты информации и ЭЦП.
Минсвязи России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработало и представило в Правительство РФ проект Федерального закона "Об электронной цифровой подписи", который принят Государственной Думой в первом чтении. В проекте Федерального закона определены полномочия Центра по удостоверению подлинности электронной цифровой подписи. Устанавливается, что деятельность юридических лиц по подтверждению подлинности электронно-цифровой подписи (деятельность удостоверяющих центров) осуществляется на основании лицензии. От принятия этого закона во многом зависит то, насколько быстро будут сняты требования обязательного представления документа на бумажном носителе при совершении сделок, что особенно важно при заключении договоров на поставку товаров между организациями*.
Не менее важной проблемой, вызывающей беспокойство российских пользователей сети Интернет, является проблема информационной и сетевой безопасности. Участились случаи нелегального распространения программного обеспечения, несанкционированного проникновения в сети, блокирования сайтов и другие правонарушения с использованием самых современных технических средств.
Проблема обеспечения безопасного ведения бизнеса с применением новых информационных технологий и глобальных информационных сетей является сегодня одной из самых острых не только у нас в стране. Например, в промышленно развитых странах потери от различного рода правонарушений (мошенничество, кража, блокирование сайтов и др.) оцениваются в десятки миллиардов долларов.
Борьба с компьютерной преступностью - одно из приоритетных направлений совместной деятельности стран-членов Клуба ведущих государств мира (страны "восьмерки", куда входит и Россия).
Еще один фактор укрепления доверия - использование в электронной торговле криптографических средств, обеспечивающих конфиденциальность коммерческих и личных данных, а также безопасность механизмов электронных платежей. Эти технологии в большинстве своем коммерчески доступны. Тем не менее, действенная регуляторная и институциональная система, которая поддерживала бы подобные технологии, еще не до конца разработана. Необходимо повсеместное признание этих технологий вне зависимости от государственных границ.
Правовое обеспечение электронной торговли. Одна из главных и первоочередных задач - формирование правовой базы национальной системы электронной торговли, которая способствовала бы росту ее объемов и повышению доверия всех участников торговых операций, обеспечивала бы защиту их законных прав и интересов.
Российское законодательство допускает возможность заключения торговых сделок путем электронного обмена данными. Вместе с тем, предстоит немало сделать в области правового регулирования электронной торговли, поскольку правоотношения между субъектами этого рынка еще только складываются. Необходимо создать эффективную, прозрачную, внутренне согласованную правовую базу в этой области.
Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона "Об электронной торговле", подготовленный по инициативе ряда депутатов и развивающий правовую основу осуществления сделок в электронной форме.
Торговля всеми видами информации через Интернет (от деловых документов до музыки и фильмов) поставила на повестку дня дискуссий по стратегии развития электронной торговли вопросы, касающиеся прав на интеллектуальную собственность. Для того чтобы защитить владельцев интеллектуальной собственности от пиратства или неправомочного использования, предстоит принять соответствующие нормативно-правовые акты.
В электронной торговле товарные знаки играют еще более важную роль, чем в обычной коммерции. На виртуальном рынке потребитель почти всегда лишен возможности непосредственного контакта с товаром перед его покупкой, поэтому предпочитает приобретать товары известного ему производителя с хорошей репутацией, ассоциирующейся с конкретными товарными знаками. В условиях открытой сети встают сложнейшие проблемы, связанные с контролем законного использования торговых марок. Примеры пиратства или криминального вымогательства общеизвестны. России еще предстоит решение проблем, связанных с правами на интеллектуальную собственность в контексте электронной торговли, в частности, решение конфликтных ситуаций, возникающих при присвоении доменных имен в сети Интернет, использующих названия известных торговых марок.
Известно, что по сети Интернет можно не только заключить сделку на приобретение, но и получить некоторые виды товаров (фильмы, программные средства и т. п.). Эта особенность электронной торговли должна быть введена в правовые рамки. Соответствующие изменения необходимо внести в законодательство, в том числе в Федеральный закон "Об участии в международном информационном обмене".
Необходимо также внести изменения в ряд положений Гражданского кодекса, в законодательство, регулирующее внешнеторговую деятельность, и в налоговое законодательство.
Для развития электронной торговли предстоит добиться, во-первых, юридической определенности (налоговые обязательства должны быть понятными, прозрачными и предсказуемыми), во-вторых, обеспечения налогового нейтралитета (новые виды деятельности, связанные с электронной торговлей, не должны нести большего налогового бремени, чем традиционные виды торговли). Скорость и анонимность электронных транзакций могут создать новые возможности для уклонения от уплаты налогов, поэтому в целях защиты государственных интересов следует постоянно совершенствовать методы пресечения нарушений.Сотрудничество государства и частного сектора. Только работая совместно, государственные органы и частный сектор смогут сделать киберпространство безопасным для участников торговли, обеспечить защиту прав потребителей и добиться максимального экономического эффекта от электронной торговли.
Важной составной частью национального рынка является сектор государственных закупок, участниками которого выступают органы государственной власти, осуществляющие закупку продукции (работ, услуг) для государственных нужд.
Предстоит большая работа по переводу закупочных операций в электронную форму. В 2002-2005 гг. предусматривается создание системы электронной торговли для государственных нужд на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации. Это направление работ тесно связано с реализацией концепции "электронного правительства".
В ряде регионов России при поддержке Администраций субъектов Российской Федерации (Московская область, Ярославская область и другие) и Межрегиональных ассоциаций уже начаты разработки пилотных образцов региональных фрагментов системы электронной торговли, которые должны повысить эффективность закупок продукции для государственных нужд на территории регионов.
Промышленно развитые страны одними из первых осознали значение электронной торговли для развития национальных экономик в условиях глобальной конкуренции. На самом высоком политическом уровне ими были приняты стратегические и программные документы, предусматривающие реализацию мер со стороны государства в интересах развития электронной торговли.
В России предложения о необходимости разработки государственной программы развития электронной торговли впервые были подготовлены Минсвязи России совместно с бывшим Минторгом России и представлены в Правительство Российской Федерации в конце 1999 г. В соответствии с поручением Правительства, Минсвязи России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти разработало и представило в Правительство проект Федеральной целевой программы развития электронной торговли в России.
После длительных процедур рассмотрения и доработки проекта Программы в Правительстве Российской Федерации и в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти было принято решение о включении основных положений проекта в Федеральную целевую программу "Электронная Россия" на 2002-2010 гг.
Решение сложного комплекса проблем развития электронной торговли в России возможно лишь при скоординированных действиях министерств, ведомств, администраций субъектов Российской Федерации, хозяйствующих субъектов, заинтересованных организаций в рамках Федеральной целевой программы.
* Проект Федерального закона подписан Президентом РФ 10.01.2002 г. N 1-ФЗ (ред.)
И.Н. Курносов Зам. руководителя Департамента информатизации Минсвязи России, 2, стр. 10-12, Электросвязь
25.02.2002
|