КТО ЗАПЛАТИТ ЗА "ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО"
Андрей Коротков, ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА РФ ПО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ
МОЖНО ли экономить деньги, развивая сектор высоких технологий? Какие выгоды жители беднейших стран мира получат от внедрения технологий "электронного правительства"? Ответы на эти острые вопросы искали участники Международной конференции "Электронное правительство для развития", которую вот уже второй год подряд проводят итальянские власти. В нынешнем году в Палермо собрались более пятисот представителей девяноста правительств, включая 21 министра и пять премьер-министров. Суть семидесяти прозвучавших на двухдневной конференции презентаций можно было бы свести к следующему: электронное правительство из красивой идеи все больше превращается в реальность. Каждый доллар, вложенный в развитие технологий, оборачивается прибылями в государственном управлении, медицине, социальной защите, образовании, развитии того, что во всем мире называют "человеческим фактором". "Электронное правительство" - это не проект государства, властей. Это социальная потребность, и это проект самого общества, звучало в большинстве докладов. Своего рода девизом конференции стали слова о том, что "если раньше государство наблюдало за своими гражданами, то сегодня граждане имеют возможность наблюдать за своим государством".
Бюджет любого государства расписан постатейно. Деньги, их использование и перемещения контролируются министерствами финансов. Почему бы не сделать эти перемещения прозрачными для общества? Тогда и учителя знать будут, где их деньги застряли, и студенты увидят, сколько денег на научные исследования у них есть, и врачи будут соизмерять расходы на здравоохранение с реальными возможностями. Прямая обязанность властей - информировать налогоплательщиков о соответствии бюджетов всех уровней федеральному закону о бюджете - таков главный вывод докладов.
Италия, создавая такие технологии у себя, финансирует подобные проекты в некоторых развивающихся странах: создание систем современного бухгалтерского учета для Иордании и Мозамбика, компьютеризированных реестров населения для Нигерии, систем государственного снабжения для Туниса. При этом партнеры опираются на открытые и надежные программы и технологии, стыкующиеся между собой вне зависимости от того, на каком аппаратном обеспечении работают их программные средства и на каком из языков программирования они написаны. Это позволяет избежать упреков в том, что международные корпорации ставят под контроль деятельность правительств других стран. Программные коды открыты - специалисты могут проверить их.
Проведение единой политики в области информатизации, разработка единых стандартов и архитектуры, на базе которых будут создаваться практические решения, невозможны без развития отечественной индустрии программного обеспечения. В социальном плане это означает создание новых рабочих мест, обучение новым самым востребованным сегодня специальностям, приостановку "утечки мозгов" за рубеж. Эти аспекты новой политики востребованы и властями, и обществом. Таким путем пойдет и Россия - только те иностранные компании, которые будут работать совместно с отечественными производителями софта, кто будет помогать нам готовить научные кадры, создавать новые рабочие места, займут лучшие исходные позиции.
Создание электронных реестров населения позволяет оптимизировать социальные программы государства, в разы увеличить сбор налогов и тарифных платежей, пресечь рост преступности, нелегальной миграции.
Какое место определено России в происходящих в мире изменениях? На нас возлагают большие надежды. В ходе дискуссий, в кулуарах конференции российская делегация была одним из центров притяжения. Нас спрашивали, как продвигается программа "Электронная Россия", такой опыт востребован не только представителями африканского и азиатского континентов, но и мировыми лидерами использования новых информационных технологий.
Взять, к примеру, Африку.
Беднейший регион мира, сотни миллионов людей, живущих на доходы меньшие, чем доллар в день, и никогда в жизни не сделавших ни одного телефонного звонка. До высоких ли им технологий? Но вот один за другим выступают премьер-министры Мозамбика, Кот-д'Ивуара, Алжира. Красной нитью проходит мысль: богатые страны могут ждать использования высоких технологий, для бедных - это вопрос выживания.
Как тут не вспомнить десятки тысяч африканцев, получивших в свое время высшее образование в нашей стране? Врачи и учителя, нефтяники и агрономы, все они и сегодня помнят русский язык и хранят память о нашем гостеприимстве. Космическая связь сегодня может связать наши медицинские центры с госпиталями в Эфиопии и Анголе, Уганде и Мозамбике. Дистанционное зондирование Земли, цифровая обработка космических снимков способствуют использованию передовых методов ведения сельского хозяйства, помогают искать воду и полезные ископаемые.
Мы и в прежние годы оказывали помощь развивающимся странам. Сегодня для оказания такой помощи могут быть задействованы рыночные механизмы. Наши технологии конкурентоспособны и с научных, и с материальных позиций. Есть и большая политика, и никто не оспаривает существование государственных интересов и приоритетов.
Однако главная наша цель - Россия, ее нужды и проблемы. Страна, лежащая в одиннадцати часовых поясах на протяженности одиннадцати тысяч километров, не может быть эффективно управляема без широкого использования новых информационных и коммуникационных технологий. Только таким образом мы сможем снизить "стоимость" самого государства. Общество нуждается в широком, быстром и качественном доступе к общественно полезной и деловой информации.
Однако информационные технологии более уязвимы по сравнению с традиционными. Можно говорить о возрастающих рисках оценок экономических выгод, совместимости технологических решений и незапланированном росте "цены решений".
Остается проблема информационной безопасности. Информация в точке "А" должна соответствовать информации в точке "Б". Информация, особенно государственная, должна быть качественной, и государство должно отвечать за достоверность этой информации. Наконец, современные коммуникации уязвимы физически. Однако все эти факторы не повод для пессимизма, а руководство к поиску решений. Если хотите, это своего рода вызов мировому сообществу.
"Электронное правительство" делегирует полномочия на нижние горизонты управления. Вместо властных вертикалей - создание мощных горизонталей власти. Это будущее, которое потребует иной тип управленцев, которых государству еще только предстоит вырастить из нынешних студентов и молодых специалистов. Это одна из причин того, что на реализацию программы отведено восемь лет. Сегодня "Электронная Россия" выступает мощным катализатором новых управленческих решений в нашем обществе. Это и засвидетельствовала встреча государственных лидеров в Палермо.
Андрей Коротков, 74, стр. 5, Российская Газета
24.04.2002
|