ЭЛЕКТРОННЫЕ СЕТИ ДЛЯ ПАРТНЕРОВ
В ЦФТО МПС создается торговая Интернет-площадка
Интернет в России уже давно пережил начальные этапы своего жизненного пути. Детство, отрочество и юность остались далеко позади. Наступила вполне осмысленная зрелость. Сегодня представительство в Сети - это не просто красивая визитная карточка фирмы, а реальный инструмент бизнеса. Не случайно вопросы, связанные с развитием Интернет-рекламы, маркетинга и особенно электронной коммерции, все чаще обсуждаются экспертами и топ-менеджерами крупных предприятий, банков и компаний. Одни относятся к электронному бизнесу весьма скептически и считают, что время его в России еще не пришло - у нас мало по сравнению с другими странами пользователей Сети, нет правовой базы, отсутствует доверие между партнерами. Другие настроены оптимистично и утверждают, что без внедрения Интернет-технологий наша экономика не станет динамичной. А принятая недавно целевая федеральная программа "Электронная Россия", по их мнению, должна сыграть такую же роль, как в свое время план ГОЭЛРО.
Между тем электронная коммерция начинает набирать обороты. Не так давно, например, свою электронную торговую площадку (ЭТП) "открыли" металлургические предприятия. Это позволило им более оперативно получать информацию о потребностях рынка, участвовать в торгах и организовывать конкурсные закупки. И хотя ЭТП не заменила традиционную технологию заключения торговых сделок, а лишь позволила ее оптимизировать, металлурги смогли снизить издержки и увеличить экспорт некоторых видов продукции.
Перспективы для развития электронной торговли есть и у транспортных компаний. Это подтверждается опытом западных стран. По прогнозам, к 2005 году обороты онлайновой логистики в Европе составят 133 миллиарда евро.
В России первые транспортные Интернет-площадки начали создаваться лишь два года назад. Но процесс пошел очень быстро. В 2001-м одна из них - Perevozki.ru -объединяла уже около 1200 экспедиторских фирм. ЭТП появились у авиаторов и автомобилистов, однако считать их полноценными пока рано.
По сути, они играют роль доски объявлений, так как предоставляют в основном информационно-рекламные услуги, а не возможность заключать сделки и отслеживать маршрут груза.
Еще одна электронная торговая площадка создается сейчас по инициативе ЦФТО МПС РФ. С ее помощью железнодорожники планируют привлечь как можно больше клиентов, обеспечив им равный доступ к услугам Российских железных дорог. Это значит, что со временем любой грузовладелец на официальном сайте МПС в разделе ЦФТО сможет получить самую полную информацию о том, как кратчайшим путем доставить, к примеру, партию обуви из Милана в Екатеринбург или несколько рефсекций с куриными окорочками из Голландии в Москву. Через Интернет он сможет оформить заявку на перевозку, ознакомиться с результатами ее согласования с железными дорогами и получить предварительный расчет провозных платежей по действующим тарифным ставкам. Несложно будет проконтролировать также дислокацию вагона и узнать, где находится отправленный груз.
Кроме того, клиенты смогут воспользоваться и информационным блоком торговой площадки, на котором разместят нормативные документы, маршруты и расписания контейнерных поездов, новости транспортного рынка. Причем работа всего программно-технического комплекса ЭТП, разработанного компанией "Микротест", круглосуточно будет обеспечиваться службой технической поддержки, с которой пользователи смогут связываться по телефону или по электронной почте.
По словам заместителя начальника отдела методологии и развития ЦФТО Леонида Межоха, главная задача электронной торговой площадки состоит в том, чтобы организовать комплексное обслуживание клиентов, поэтому перечень ее функций в дальнейшем обязательно будет расширяться - за счет услуг других видов транспорта, страховых компаний, а также складских и таможенных терминалов. Тогда при обращении к ресурсам ЭТП клиент сможет задавать все необходимые параметры перевозки и выстраивать законченную логистическую цепочку.
А вообще нужно стремиться к тому, чтобы экспедиторы и грузовладельцы получили не только возможность формировать через электронную торговую площадку заказы на транспортные услуги, но и производить взаиморасчеты в электронном виде.
Сейчас прообраз ЭТП проходит "обкатку" в ЦФТО. И одной из главных задач, которую приходится решать специалистам, является обеспечение защиты от несанкционированного доступа в информационную систему отрасли. Здесь, безусловно, требуется помощь Центра "Желдоринформзащиты" и управления экономической защиты МПС.
Есть и другие проблемы, общие для всей электронной коммерции в нашей стране. И прежде всего - отсутствие соответствующей правовой базы. Законопроект "Об электронной коммерции" находится на обсуждении в Госдуме, другой - "О цифровой электронной подписи" - хотя и принят в третьем чтении, но неизвестно еще, как будет действовать. На практике это означает, что клиенту для выбора партнера на Интернет-площадке и заключения договора в режиме online необходимо встретиться и подписать документы. Но при этом теряется главное преимущество электронной торговли - ее мобильность.
Интернет, если его использовать грамотно, - безусловно, один из эффективных инструментов современной экономики. Но только инструмент. И надеяться, что он сам по себе обеспечит увеличение числа клиентов, а значит, и рост объемов перевозок на железнодорожном транспорте, не стоит. Необходимо совершенствовать весь комплекс транспортных услуг, включающий скорость доставки грузов, надежность и безопасность. Только тогда можно будет рассчитывать на успех.
Людмила ЗАДВОРЬЕВА., 72, стр. 2, Гудок
23.04.2002
|