БИРЖЕВАЯ КОТИРОВКА КАК ЗЕРКАЛО ЭКОНОМИКИ
После трех лет активной работы Северо-Кавказская универсальная биржа (СКУБ) замерла в ожидании. Работа есть. Но маловато. Впрочем, долго, вероятнее всего, это состояние не продлится. Появилась надежда на наступление скорого биржевого бума. Тот факт, что СКУБ по результатам работы и технической оснащенности занимает одно из лучших мест среди аналогичных региональных институтов, определил все: торговая площадка стала частью пилотного проекта "Электронная Россия" на юге России. Недавно в Краснодаре подписан договор о создании при представительстве президента в ЮФО общества с ограниченной ответственностью "Югросторги". СКУБ - в числе учредителей. Что этому предшествовало и какие сулит перспективы, нашему корреспонденту рассказывает член экспертного совета по организованным рынкам при Минэкономразвития РФ, вице-президент Российского биржевого союза, президент СКУБ Сергей БЕРЕЗУЦКИЙ.
- Три года назад в России был дефицит денежных ресурсов. И большой дефицит. Сегодня в целом Россия деньгами обеспечена за счет валютного запаса Центробанка. На первый план выступает другая проблема - разбалансированность оборота денег и товаров. Покупатель ищет товар, товаропроизводитель - покупателя не всегда успешно: по этой причине зачастую одна из сторон вынуждена соглашаться на не очень выгодную сделку. И при подобных обстоятельствах СКУБ четыре месяца практически простаивает...
- Работа по размещению госзаказа с одновременным погашением долгов предприятий перед бюджетом, которую нам поручало правительство Ставропольского края, по большому счету уже завершена. Только за последние три года мы сумели привлечь на территории края дополнительно в оборот 1,6 млрд. рублей. То, что Долги не будут расти, это не факт.И тем не менее нашими услугами стали меньше интересоваться. Несмотря даже на то, что сами участники торгов оценили их результативность по достоинству. Уверен, что затишье временное. Однако надо заметить, что даже если мы немедленно вернемся к описанной практике, этого будет уже недостаточно. Мы выросли для качественного скачка, начало которому положено учреждением "Югросторгов" и готовящимися к подписанию законодательными актами на тему биржевых торгов.
- Камнем преткновения, насколько я знаю, был вопрос, какую форму предпочтительнее использовать для размещения госзаказа, конкурс или аукцион. Последнее проще, в силу того что сами биржевые торги и есть аукцион. Не надо ничего изобретать, есть готовый действующий механизм. Почему так упорно склонялись к конкурсу, организация которого требует много дополнительных оргусилий и прямых затрат?
- Это серьезный вопрос. Представьте себе, подходят к вам после конкурса и говорят: ну ты же понимаешь?! Конкурс - это возможность соблюсти чьи-то интересы в ущерб другому и подкормиться за счет этого чиновнику. Результатом же биржевых торгов является объективная рыночная цена, которую официально запрашивает налоговая инспекция для расчета налогооблагаемой базы. Мы три года доказывали эту, казалось бы, непреложную истину. Механизмы, которые использовались ПСК по размещению госзаказа краевого уровня на бирже, признаны и Министерством антимонопольной политики РФ, и Правительством РФ. Федеральная власть наконец подтвердила, что биржевые торги и есть тот самый аукционный способ, с помощью которого должен размещаться госзаказ. В управлении Федерального казначейства по Ставропольскому фаю с этим согласились. Сегодня мы стоим на пороге размещения посредством биржевых торгов госзаказа федерального уровня. "Югросторги" будут координировать данную работу в пределах Южного федерального округа.
- Сергей Иванович, как Вы оцениваете тот факт, что впервые в краевом бюджете-2002 появилась программная часть: отдельно предусмотрены средства на интенсификацию экономики?
- Это означает, что лед тронулся и появилось наконец понимание, что недостаточно заниматься увеличением налогооблагаемой базы, надо прежде всего думать о повышении эффективности экономики.
- Разве это не одно и то же? Чем эффективнее экономика, тем объемнее налогооблагаемая база?
- Так должно бы быть. Но на практике-то дело обстоит совсем не так. Возьмите хоть скандал с металлопрокатом, который отказались покупать американцы, посадив нашу металлургическую промышленность в большую лужу. Ведь не американцы виноваты, мы сами. Склады Магнитогорского металлургического комбината забиты готовой продукцией. Почему? Да потому, что нет ритмичности сбыта, нет четкого знания соотношения спроса и предложения на данном товарном рынке, нет нормальной рыночной цены. Мы сами породили ситуацию демпинговыми ценами на наш металлопрокат. И речь не об одной отрасли. Картина повсюду типичная: нет работы над ценой. В результате деньги используются нерационально. На новые технологии их нет. Зато мертвым грузом они оседают в товаре, который не реализуется.
- Так почему же в таком случае товаропроизводителям невыгодна открытая торговля, ведь они заинтересованы в развитии своих производств?
- А их государство загнало в такие рамки, что им невыгодно, чтобы все знали, по какой цене продается товар. Платить налог с прибыли - это одно. Но ведь государство ведет себя так, что не только всю прибыль забирает, но и в оборотные средства свою руку запускает. О каких рыночных механизмах можно говорить в таком случае? В результате имеем дисбаланс в обороте товаров и финансов. Рост реальных доходов не перекрывает инфляцию. А министры оценивают положение дел каждый из своего кресла. МНС не заботит финансовое здоровье предприятий. У Минфина нет полномочий работать с неплатежами. Все федеральные программы нацелены на увеличение собираемости налогов, а надо, чтобы на повышение эффективности экономики.
Товарооборот между предприятиями слабо развит. Если их долги реализовать, то край, например, получит как минимум еще один бюджет. Над этим мы работали три года и добились немалых успехов. Но сегодня стоит задача привлечь на биржу обычный текущий товарооборот. Вот это помогло бы решить главную проблему: заставить быстрее вертеться колесо "деньги - товар - деньги". Увеличим биржевой оборот, и цена станет более точной, соответственно, и рыночные механизмы заработают четче.
Как будут складываться дела на бирже в дальнейшем, зависит сегодня и от федерального, и от краевого правительства. Ведь рынок хотя и есть саморегулируемый механизм, однако без умных ограничителей и регуляторов ему не обойтись. И это значит, что законодательную базу надо совершенствовать, подтягивать к текущему моменту, который сегодня другой, несравним с тем, что было несколько лет назад. Можно ведь по ценовым "пикам" идти, а можно по ценовому коридору, который поможет избежать экономических и социальных потрясений.
***
фото:
Людмила КОВАЛЕВСКАЯ, 80, стр. 4, Вечерний Ставрополь
23.04.2002
|