ИНТЕРНЕТ ХОЧЕТ СТАТЬ ЗАКОННЫМ
Правовое обеспечение IT-отрасли крайне недостаточно
В "Экспоцентре" на Красной Пресне прошла выставка "Неделя информационных технологий" (преемник ранее популярной выставки "Комтек"). В последние годы интерес широких масс к выставке явно упал. Однако проведенная в рамках выставки конференция "Электронный бизнес в России" была достойна особого внимания, поскольку она вскрыла основные противоречия, сдерживающие развитие электронного бизнеса. В конференции приняли участие несколько государственных чиновников, ответственных за российскую IT-отрасль и имеющих разные взгляды на ее судьбу. Их мнения, дополненные выступлениями представителей крупных иностранных и российских компаний, создали яркую картину попыток государства создать свою электронную составляющую.
Наиболее "судьбоносным" стало обсуждение на конференции государственной политики развития информационных технологий. Обнаружилось, что разные ведомства и госструктуры имеют различные взгляды в этой области. Конечно, это большой новостью не является, но обычно госчиновники высказывают критику в адрес друг друга заочно. Ценность данной конференции была именно в том, что заявление с одной стороны порождало ответ и дискуссия была весьма показательной.
Открывал обсуждение доклад Андрея Короткова, первого заместителя министра связи и информатизации, ответственного в министерстве за информационные технологии вообще и за программу "Электронная Россия" в частности. Он заявил, что "высокие технологии изменят саму структуру экономики" и даже повлияют на борьбу с коррупцией, поскольку "компьютеру взятку не всучишь". Должна существенно увеличиться электронная доля в документообороте, причем "это делается не для бюрократов, которым лень бумажки носить". Также новые технологии непременно поднимут грамотность населения: "если неправильно написать слово, то поиск в Интернете не сработает". С другой стороны, необходимо продвигать в массы компьютерную грамотность, причем, по мнению г-на Короткова, "нужны разные люди: и "яйцеголовые", и просто квалифицированные пользователи. Я сам две недели назад прошел курсы по использованию новых компьютерных программ". Андрей Коротков сообщил, что к 2005 году высшие учебные заведения страны должны выпустить 25 тыс. специалистов по информационным технологиям.
Андрей Коротков назвал следующие этапы выполнения программы "Электронная Россия": 2002 год - формирование предпосылок; 2003-2004 годы - реализация основных проектов; до 2010 года - реализация программы в целом. Основной задачей нынешнего этапа внедрения программы Андрей Коротков считает ревизию существующего законодательства и создание законов о перечне информации, предоставляемой гражданам государством, и закон о частных данных.
Разговор о законодательстве, но со своей стороны, причем в весьма резкой форме, продолжил Владимир Тарачев, заместитель председателя комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы. Его доклад об истории принятия закона об электронно-цифровой подписи (ЭЦП) вскрыл всю противоречивость создания законодательства для IT-отрасли. Касаясь истории закона об ЭЦП, Владимир Тарачев заявил: "Об ЭЦП первыми заговорили участники рынка ценных бумаг. В 1998 году кризис остановил разработку закона - финансовый рынок зализывал раны, а представители других отраслей были еще не готовы к таким новшествам". Стоит напомнить, что сейчас закон об ЭЦП уже принят, однако г-н Тарачев заявил: "Минсвязи и ФАПСИ прошлись грейдером и заставили нас снять наш альтернативный вариант закона". Характеризуя закон, г-н Тарачев назвал его "крайне неудачным". К недоработкам закона он отнес неопределенность статуса удостоверяющих центров - организаций, которые будут уполномочены на выдачу заинтересованным сторонам ключей для ЭЦП. По мнению Владимира Тарачева, "закон о ЭЦП ставит финансовый рынок на грань катастрофы, сравнимой с кризисом 98-го года - тут я, конечно, утрирую. Закон готовили недалекие люди. Или наоборот - слишком умные ребята".
Владимиру Тарачеву ответил Олег Беззубцев, начальник лицензионного и сертификационного центра ФАПСИ: "Мы, видимо, по-разному мыслим. Главная идея закона об ЭЦП - свести все коллизии, возникающие в электронном документообороте, к коллизиям бумажного документооборота. Мы уравняли законом обычную подпись и электронную". Что касается претензий к закону, то их причина, по мнению г-на Беззубцева, в том, что различные структуры "хотят ввести электронную подпись юридического лица. Это значит - создать систему, в которой не нужно будет отвечать лично. Юридическое лицо нельзя посадить, а физическое лицо посадить можно". Олег Беззубцев признал, что многие важные положения вынесены в подзаконные акты, что не идет на пользу закону: "Мне бы тоже хотелось прописать все в законе, но пока это не удалось. Причина в том, что нет практики применения закона". В свою очередь, г-н Беззубцев выразил свои претензии к депутатам: "Между 2-м и 3-м чтениями из закона выпало несколько слов. Кто-то должен отвечать за такие вещи. Попытаемся вставить эти слова в подзаконные акты".
Некоторый итог законотворческой деятельности подвел Михаил Якушев, руководитель рабочей группы по юридическим вопросам Союза операторов Интернета: "Слово "Интернет" впервые появилось в документах МНС - в законах о налогообложении СМИ. Среди достижений можно считать то, что налоговые декларации можно подавать в электронном виде, однако это положение заработает лишь после того, как заработает ЭЦП. Сейчас в Думе находятся законы о товарных знаках, об электронной торговле. Некую брешь закрывает доктрина о информационной безопасности. Однако не удалось принять хорошие законы о интеллектуальной собственности, не отменен неуклюжий закон об участии в международном информационном обмене. Сейчас необходимо внести изменения в Уголовный кодекс - как, например, можно доказать в суде, что по данному адресу в Интернете находится антиобщественная информация.
Закон об ЭЦП получился таким по многим причинам. Не был учтен в полной мере международный опыт, из процесса разработки были устранены представители бизнеса и независимые эксперты. Есть и субъективный фактор - закон разрабатывали 5 лет, и группа разработчиков постоянно менялась".
* * *
По прогнозам Минсвязи, до 2005 года число пользователей Интернетом увеличится в 8 раз. К 2005 году вся IT-отрасль должна вырасти в 2-3 раза, а к 2010 - в 5-6 раз. Доля IT-сектора в экономике страны к 2010 году должна достигнуть 2%. К 2005 году цены на доступ к Интернету должны снизиться на 40%, к 2010 году - на 50%.
* * *
ПРОГНОЗ
Процесс законотворчества в сфере IT будет идти, и противоречия между заинтересованными сторонами - возрастать. Закон об ЭЦП и дальше будет вызывать множество нареканий - по крайней мере пока не будут приняты "Закон об электронном документе" и "Закон об электронной торговле", который пока застрял в Думе.
Александр ЛАТКИН, N 77 (26156), cтраница: 15, "Известия"
07.05.2002
|