ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ДНИ МИРА И ДНИ ВОЙНЫ
А. В. Шубин, Председатель Межфракционного депутатского объединения "Электронная Россия", заместитель Председателя Комитета по информационной политике Государственной Думы РФ
К сожалению, по показателям технической оснащенности и информационной культуры Россия пока в полной мере не относится к "информационному" миру. Это не означает, однако, что проблемы новейших информационных технологий, доступа к информации и ее защиты от чужих посягательств не развиваются интенсивно в России. Интернет становится неотъемлемой частью российской реальности, как уже стали реальными мобильные телефоны, персональные компьютеры и "тарелки" спутникового телевидения.
В современном обществе технологии производства и передачи информации превратились в одно из важнейших средств производства. Глобализация экономики привела к образованию единого мирового рынка, на котором есть буквально все. Реализация любой коммерческой сделки, любого проекта, любого предприятия зависит сейчас в первую очередь от быстроты реакции на события, происходящие подчас на другом конце земного шара. Отсюда "электронные деньги", "электронная коммерция", "электронная подпись".
Если мы хотим видеть Россию экономически сильной, демократической страной, то мы обязаны сделать наше общество "обществом информации", и это общество должно быть безопасно.
По нашему мнению, основная задача информационной безопасности заключается в обеспечении доступа общества и индивида к информации, необходимой для экономической, образовательной и любой другой не запрещенной законом деятельности. Речь идет не только о борьбе с утечками сведений, представляющих государственную, военную или коммерческую тайну, но и о предотвращении "информогенных катастроф", то есть социальных, экономических, экологических и других бедствий, вызванных недостаточной информированностью общества.
Политика государства в этой связи должна быть направлена на ограничение пользовательских тарифов кабельных и мобильных сетей, поощрение и стимулирование внедрения новых информационных технологий, создание библиотек, банков данных и т. п. Должна проводиться последовательная линия на обеспечение доступа к информации социально незащищенных групп населения.
Важное направление - защита персональных данных и информационной неприкосновенности гражданина. Речь идет как о проникновении различных спецслужб в частную жизнь, так и о тех сведениях, которые гражданин сообщает о себе добровольно. Каким образом наши фамилии, адреса и телефоны попадают в руки организаторов всевозможных "лотерей" и "тайм-шеров"?
Корпоративная информационная безопасность предполагает защиту деятельности коммерческих и некоммерческих организаций в сферах, относящихся к использованию ими информационного пространства. Также важно обеспечить и защиту корпоративных баз данных, коммерческих тайн, авторских и патентных прав. В этой связи следует упомянуть о борьбе с многочисленными аудио-, видео- и компьютерными "пиратами", деятельность которых приобретает все более изощренные формы. Это сложная задача, успешное решение которой в рамках существующего законодательства до сих пор не найдено и на Западе.
К числу мероприятий государственного уровня следует отнести прежде всего работу по реализации правовых норм, регулирующих отношения в информационной среде и развитие нормативно-правовой основы функционирования информационных ресурсов и телекоммуникационных средств, а также пресечение противоправной деятельности в информационной сфере. Законотворческие шаги, предпринимаемые в этой сфере, следует направить в первую очередь на развитие информационных ресурсов. Государственная политика, помимо идеологической и правовой основы, должна иметь и организационную. Поэтому следует стремиться к четкому разграничению полномочий государственных, общественных и коммерческих организаций, отвечающих за информационное обеспечение и контроль. Необходимо максимально точно определить применительно к информационной среде функции и компетенцию основных органов законодательной и исполнительной власти: Президента, обеих палат Федерального Собрания, Правительства РФ, Совета безопасности, органов исполнитель--ной и законодательной власти субъектов Федерации, местного самоуправления.
Приоритетное развитие отечественных информационных и телекоммуникационных технологий в компьютеризации, спутниковом ТВ, Интернете и т. д. должно способствовать диверсификации информационного рынка и обеспечивать техническое совершенствование национальных телекоммуникационных сетей и их подключение к глобальным информационным ресурсам.
Формирование информационной культуры у нас находится в самой начальной фазе, и общество реально нуждается в защите от посягательств на его информационную свободу. К числу проблем, требующих государственного вмешательства, могут быть отнесены, например, ответственность за недобросовестную рекламу, распространение материалов, порочащих человеческое достоинство, несанкционированное копирование и тиражирование информационных продуктов (пиратство) и т. п.
А конфликт интересов присутствует в любом сегменте информационной деятельности. Само существование противоречия есть свидетельство развития. Важно, чтобы у конфликтующих сторон хватило выдержки и взаимопонимания для его конструктивного разрешения. Здесь уместно подчеркнуть роль законодательства, призванного предлагать оптимальный путь урегулирования, исходя из понимания безопасности как безопасности для всех.
Обеспечить гражданам доступ к необходимой информации можно, наполняя сеть новыми документами, облегчая доступ граждан к интернету, обеспечивая качественную связь, и многое другое. Все необходимые направления предусмотрены в принятой правительством программе "Электронная Россия".
Основной целью программы является повышение эффективности экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационно-компьютерных технологий. Обеспечение прав на свободный доступ к информации должно стать предпосылкой для развития гражданского общества.
По замыслу разработчиков программы, ее исполнение приведет к тому, что органы власти всех уровней станут более доступными для граждан, а их деятельность - более прозрачной за счет обязательной электронной публикации и создания баз данных по всем несекретным документам.
Для координации работ по правовому обеспечению проекта в Государственной Думе создано межфракционное депутатское объединение "Электронная Россия", в ее состав вошли 42 депутата из всех фракций и депутатских групп. Главная задача объединения - работа по законодательному обеспечению развития и эффективного использования информационно-телекоммуникационных технологий. В частности, группа "Электронная Россия" будет обеспечивать законодательное сопровождение Федеральной целевой программы "Электронная Россия".
Сопровождать эту программу должно довольно много законов, и эти законы могут оказаться стержневыми для развития экономики, образования, дистанционной медицины, социального обеспечения. Эти законопроекты появятся лишь при наличии конструктивного подхода Государственной Думы к проблемам интернета и информационной безопасности.
В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной президентом РФ В. В. Путиным, одной из угроз информационной безопасности России признается закупка органами государственной власти импортных средств информатизации, при наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам и вытеснение с отечественного рынка российских производителей средств информатизации.
У этой угрозы - два аспекта. Первый - возможное наличие "черных ходов" в программах, используя которые можно дистанционно вывести из строя компьютеры. Второй - "подсадка на иглу" пользователей, которым, однажды связавшимся с ПО определенной фирмы, приходится приобретать обновления этих программ.
В настоящее время монопольные позиции в учреждениях России захватило ПО фирмы Майкрософт. Операционные системы и офисные программы этой фирмы являются нередко не самыми лучшими, а при этом обладают избыточностью - часто их возможности используются не больше чем на 20%. Очередные версии этих программ иногда содержат изменения, оправданные лишь как маркетинговые ходы, принуждающие пользователей приобретать новые версии.
Использование отечественного ПО, что предусмотрено программой "Электронная Россия", могло бы послужить ограничению Майкрософт-зависимости.
Опыт ведения военных действий Соединенными Штатами Америки за последние десять лет свидетельствует о том, что актуальными в будущем могут быть две формы войны: контртеррористические операции и ведение войны с противником - носителем высоких технологий. Мы, как и другие развитые страны, должны остерегаться нанесения удара высокоточного оружия по центрам управления, программного разрушения системы Интернет и электромагнитного глушения эфира. В этой ситуации придется развивать информационное производство и обороняться в условиях информационной войны. Для подготовки к такому ходу событий требуется в том числе разработка концепции системы локального информационного обеспечения на уровне обмена информацией между органами государственной власти, органами местного самоуправления и обеспечение граждан необходимой информацией.
Подводя итог сказанному, следует отметить главное: любые технические новации, коммерческие проекты, законодательные инициативы и административные меры в сфере информационной безопасности приемлемы только к том случае, если они не нарушают закрепленное Конституцией правовое равенство всех участников информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса, основанное на конституционном праве граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом.
А. В. Шубин, 1, стр. 12, 13, Бизнес и безопасность в России
25.02.2002
|