РОВНО ЧЕРЕЗ ПЯТЬ ЛЕТ ВАС ПРОВЕРЯТ СНОВА
Интервью с Ярославом Башта, Чрезвычайным и Полномочным Послом Чешской Республики в Российской Федерации
Посол Чешской Республики в Российской Федерации Ярослав Башта в прошлом являлся заместителем председателя Комитета по обороне и безопасности нижней палаты чешского парламента, участвовал в разработке многих законов Республики. Еще ранее он был одним из руководителей Министерства внутренних дел Чехии.
В беседе с главным редактором журнала Александром Жуковым Ярослав Башта поделился мнением об опыте чешского законодательства в сфере безопасности.
- ACTU ли в чешском законодательстве понятие "информационная безопасность", и как оно урегулировано законом?
- Информационная безопасность Чехии урегулирована четырьмя основными законами. Первый закон "О секретной информации". Он касается таких понятий, как государственная тайна, военная тайна, экономическая тайна и другие. Соответственно, этот закон касается сфер деятельности МВД, служб безопасности, Министерства финансов, Чешского национального банка. Министерства промышленности e торговли и т. д. В данном законе, в частности, определено, какая информация является секретной и в какой степени.
У нас четыре степени секретности: для служебного пользования, конфиденциально, секретно и строго секретно. Других степеней секретности быть не может. Им соответствуют четыре степени допуска людей к секретной информации.
Другой закон - закон "О банках" - касается вопросов банковской тайны.
Это тот блок законов, которые рассматривают проблемы защиты информации. Но у нас есть и другие законы, которые регулируют право граждан и организаций на доступ к информации. Таким образом, если принцип закона о секретной информации - "кому это можно знать", то принцип второй группы законов - "у кого есть право это узнать".
В принципе все, что не прописано в составе каких-то секретных сведений, является публичным, и у граждан есть право знать эту информацию. В нашей стране два основных закона определяют право на информацию. Первый закон, одним из авторов которого я был сам, - это закон о праве на информацию об окружающей среде. Мы приняли его еще в 1998 году. Второй закон - закон о праве на информацию - был принят парламентом в конце 1999 года.
В этих законах очень ясно написано, что является предметом коммерческой тайны, что является секретом в сфере экологии. Но вся остальная информация является публичной, открытой, каждый гражданин имеет право знать эту информацию.
В обоих законах указан точный порядок, по которому гражданин может использовать свое право на информацию. Это не всегда бесплатно, иногда нужно заплатить налоги, стоимость, скажем, бумаги, на которой будет дана информация. Но стоимость этой процедуры не может быть выше суммы, определенной в тех же законах.
Каждое ведомство ежегодно публикует информацию о том, сколько запросов от граждан и организаций к нему поступило, сколько и каких информационных справок было им предоставлено. И если Вам отказали в праве на информацию, то при желании вы можете довести свои претензии до суда, а суд, согласно закону, определит причины, по которым вам было отказано, и накажет виновных, если информация не была предоставлена без законных на то оснований.
Есть у нас также закон об охране персональных данных. В связи с этим нередко возникают проблемы у наших чиновников, которые привыкли везде требовать у вас полную информацию о себе, о вашем месте жительства, персональном номере и т. д. И сейчас в законе четко прописано, когда и кто может у вас потребовать такие данные, а когда - нет. И когда вы приходите в какой-то офис, вы заранее знаете, о чем может вас спросить конкретный чиновник, а о чем не имеет права.
- К сожалению, в России нет закона об охране персональных данных, а на улице в Москве легко можно купить диск, где будут указаны паспортные данные, адреса всех жителей города. Мы все понимаем, что за таким бизнесом стоят конкретные чиновники. А Ваш закон позволяет наказывать виновных в раскрытии чужих персональных данных?
- Я думаю, что все страны прошли через такой путь. В начале 90-х у нас кто-то из МВД продал часть базы жителей города. Рекламные агентства тут же стали массово отправлять письма на домашние адреса с точным указанием адресатов. После этого был большой скандал. И я очень рад, что у нас, с одной стороны, такой жесткий закон о защите информации, а, с другой стороны, четко определено право на доступ к открытой информации. Когда я сам работал в МВД, то выступал и доказывал в парламенте необходимость закона о секретных сведениях. Когда же я пришел на работу в парламент, то счел своим долгом вместе со своими друзьями добиваться принятия закона о праве на информацию. Везде должен быть оправданный баланс.
- Скажите, а Вы всегда работали в правоохранительных органах?
- Нет, это совсем не так. По образованию я археолог, но много лет, начиная с 1969 года, работал в правозащитном движении. С 1989 года начал работать в Министерстве внутренних дел, сначала в Департаменте по борьбе с терроризмом, затем в руководстве Министерства. В этот период мы практически создавали министерство заново, провели практическую полную смену кадров.
- А многих прежних сотрудников пришлось уволить?
- 95% сотрудников мы сменили в течение двух месяцев. В других странах было сделано практически то же самое, но за другой срок. Например, в Венгрии, спустя 11 лет, также осталось примерно 5% прежних кадров. Мы просто тогда решили для себя, что если в той прежней системе, где многое итак не работало или действовало весьма формально, какой-то департамент не будет работать в течение 2-3 недель, то ничего в стране не произойдет. Как только это было для себя определено, то и вся кадровая перестройка в МВД прошла быстро и в полном объеме.
- Интересно, а каким образом происходит прием на работу новых лиц, нужны какие-то рекомендации, справки?
- Когда вы претендуете на работу, связанную со степенью секретности, то вам необходимо заполнить достаточно большую анкету, где написать все о себе, своей жизни, супруге, родителях. Эта анкета будет проверена руководством ведомства. Кроме того, необходимо предоставить сертификат из Министерства юстиции о ваших возможных прошлых правонарушениях, а также медицинскую справку, где будет указано, что у вас нет проблем с наркотиками и психических заболеваний. При этом нужно помнить, что все это делается на добровольной основе. Если гражданин не хочет заполнять анкету или идти за сертификатом в Министерство юстиции, то его никто не заставляет этого делать, просто тогда не нужно устраиваться на работу в МВД или в МИД.
Третья степень допуска к секретной информации при оформлении на соответствующую государственную должность потребует от вас дополнительно указать всю информацию о вашем материальном положении. Вы будете обязаны указать все ваши доходы за последние пять лет и состав вашего имущества. Кроме того, одновременно вы даете согласие на то, что спецслужбы будут контролировать все ваши счета и круг вашего общения. И эта проверка будет первична. То есть ровно через пять лет вас снова проверят, сопоставят все полученные за этот период доходы и ваше имущество. И если у вас за эти годы появился большой дом, вас обязательно спросят, откуда вы взяли деньги на его строительство.
- Неужели это требование не остается формальным, неужели бывает реакция на такую информацию?
- Конечно, реакция будет неотвратимой. Значит, вы просто не сможете больше занимать ваш государственный пост. Философия этого закона такова: если чиновник работает с какой-то секретной информацией, то к нему предъявляются совершенно определенные требования, и прежде всего необходимо смотреть на людей, являются ли они, просто говоря, честными гражданами.
- Вы упомянули о том, что были инициатором принятия закона о праве на информацию в сфере экологии. Как работает этот закон?
- Если Вы, например, идете вдоль берега реки и видите, что из фабрики течет какая-то странная вода, то вы всегда имеете возможность обратиться на эту фабрику и спросить о составе этой воды.И вам должны дать полную справку. Я знаю, что директора некоторых заводов не хотели бы этого делать, при этом они часто ссылаются на то, что их конкуренты по анализу отходов могут узнать что-то о технологии производства и получить доступ к коммерческим секретам. Но тем не менее закон трактует это положение так, что данная информация не может быть секретной, и заводы обязаны дать точную справку о составе своих отходов, если это затрагивает экологию. На мой взгляд, в современной жизни это одно из основополагающих положений, которое позволяет обеспечивать безопасность конкретных граждан нашей страны.
- В нашей стране недавно принята целевая программа "Электронная Россия", у министерств появляются свои сайты в Интернет, начинает развиваться система, которая должна улучшить доступ граждан к информации. Чехия расположена ближе к центру Европы, у вас эти процессы, видимо идут уже давно ?
- У нас, конечно, уже есть и электронная торговля, закон о которой был принят в конце 2000 года, и возможность общения с государственными ведомствами через Интернет. Но не все развивается так быстро, как хотелось бы. Во-первых, это связано с необходимостью разработки мер информационной безопасности для развития информатизации в стране. Во-вторых, и это главное, с еще недостаточно широкой компьютерной грамотностью. У нас есть программа на 10 лет по развитию интернет-экономики, электронных офисов государственных организаций и внедрению компьютерной грамотности среди молодежи. Недавно в Праге был Билл Гейтс, с которым обсуждались эти проблемы. Уже существуют большие Интернет-школы, а в скором времени все образовательные учреждения Чехии будут иметь компьютеры и Интернет-связь. Да, мы находимся очень близко к центру современной Европы, но еще не так близко, как нам хотелось бы.
- Скажите, пожалуйста, как Вы оцениваете ситуацию в России, в Москве в сфере безопасности. Как ее оценивают другие чешские граждане, которые посещают нашу страну?
- Конечно, наш соответствующий отдел анализирует ситуацию. И я думаю, что, с точки зрения сравнения с другими городами Европы, Москва - безопасный город. Мне трудно говорить о российских гражданах, но в сфере безопасности чешских граждан каких-либо серьезных проблем нет.
- Спасибо за беседу. Нам было бы очень интересно и в дальнейшем знакомить наших читателей с опытом Чешской Республики в правовом и практическом решении вопросов информационной безопасности.
Александр Жуков, 1, стр. 16, 17, Бизнес и безопасность в России
25.02.2002
|