"ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ" РАСКРЫВАЕТ ГЛАЗА
И. Н. Курносов, заместитель руководителя Департамента информатизации Минсвязи РФ
Проблемы обеспечения открытости государственных информационных ресурсов в ФЦП "Электронная Россия".
Одним из важных результатов широкого использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является создание технологических условий для реального обеспечения прав граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации.
В Федеральной целевой программе "Электронная Россия" определены основные проблемы, сдерживающие распространение и доступ к электронной информации. Это такие проблемы, как:
несовершенная нормативная правовая база, разрабатывавшаяся без учета возможностей современных ИКТ;
недостаточное развитие ИКТ в области государственного управления, неготовность органов государственной власти к применению эффективных технологий управления и организации взаимодействия с гражданами и хозяйствующими субъектами;
отсутствие целостной информационной инфраструктуры и эффективной поддержки информационных ресурсов;
ограниченность доступа к сети Интернет для населения ввиду невысокого уровня доходов;
недостаточный уровень подготовки кадров в области создания и использования ИКТ.
Программа направлена на решение следующих задач:
обеспечение соблюдения права человека на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, а также права на обеспечение конфиденциальности любой охраняемой законом информации, имеющейся в информационных системах;
повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти как между собой, так и с хозяйствующими субъектами и гражданами на основе использования современных ИКТ и создания общей информационно-телекоммуникационной инфраструктуры органов государственной власти;
улучшение возможности подключения к открытым информационным системам для граждан и хозяйствующих субъектов, а также существенное повышение качества предоставляемых услуг в этой области;
повышение уровня подготовки и переподготовки кадров за счет совершенствования образования на базе ИКТ. В Программе можно выделить мероприятия, которые создают организационные, правовые и технологические условия для открытости и доступности государственных информационных ресурсов. Рассмотрим их в разрезе основных разделов Программы.
1. Нормативное обеспечение развития ИКТ
В рамках данного направления предусматривается создание правовой базы для решения проблем, связанных с производством и распространением документов в электронной цифровой форме, обеспечением равных прав на получение информации из всех общедоступных информационных систем.
Мероприятия включают разработку законопроектов и нормативных актов, регулирующих отношения в сфере разработки и использования ИКТ, и создание системы мониторинга за соблюдением нормативной правовой базы при использовании ИКТ. Конкретный состав нормативных правовых актов в области обеспечения доступа к государственной информации будет сформирован в процессе реализации первого этапа реализации Программы (2002 год).
2. Реализация концепции электронного правительства
2.1. Обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности государственных информационных ресурсов.
Основными задачами этого направления являются расширение объема информации и перечня информационных услуг, предоставляемых гражданам и хозяйствующим субъектам органами государственной власти.
Решение этих задач будет основано на следующих принципах:
открытость деятельности органов государственной власти и общедоступность государственных информационных ресурсов;
обеспечение оперативного информационного взаимодействия граждан и органов государственной власти, повышение доверия граждан к государству.
Использование ИКТ в работе органов государственной власти позволит расширить объем открытой информации о деятельности этих органов и обеспечить гражданам возможность ее оперативного получения из информационных систем. Прежде всего, это относится к информации по таким важным вопросам, как законопроектная деятельность, бюджетный процесс, закупки продукции для федеральных государственных нужд, управление государственной собственностью, конкурсное замещение вакантных должностей.
Предусматриваются создание "Правительственного портала" и разработка требований, основных принципов формирования и использования ведомственных информационных ресурсов и предоставление информации федеральных органов исполнительной власти в сети Интернет.
Будет разработан комплекс мер по обеспечению открытости в деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, определены меры по расширению использования ИКТ органами государственной власти в целях оказания услуг гражданам и хозяйствующим субъектам. В составе разрабатываемых методических материалов - система показателей и методика оценки эффективности использования ИКТ органами государственной власти. В течении 2002-2003 годов будут реализованы опытные проекты по предоставлению информационных услуг гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Существенно расширится состав предоставляемой в сети информации не только органами государственной власти, но организациями государственного сектора экономики. Так, предусматривается развитие государственной системы научно-технической информации, создание отраслевых и территориальных баз данных результатов научно-технической деятельности и обеспечение доступа к единому научно-техническому реестру и создание сводного каталога библиотек России, государственных и муниципальных архивов России.
Открытость государственных информационных ресурсов предполагает их защиту от несанкционированного доступа. В Программе предусмотрены проекты, обеспечивающие защиту государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа и меры по обеспечению их целостности и достоверности.
2.2 Использование ИКТ в государственных структурах.
Открытость государственных информационных ресурсов должна быть технически обеспечена. В Программе предусмотрены меры по подключению к компьютерным сетям органов государственной власти и органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, создания информационных систем и баз данных.
Для достижения данной задачи будет проведена инвентаризация и анализ существующих в России государственных информационных систем и информационных ресурсов. Предусматривается ежегодная подготовка аналитического обзора состояния дел в сфере использования ИКТ и информационных ресурсов, в том числе в федеральных органах государственной власти.
Мероприятия этого направления предусматривают перевод в электронную цифровую форму большей части документооборота, осуществляемого между хозяйствующими субъектами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Предусматривается развитие систем электронного документооборота между органами власти, в частности, реализация проекта создания системы электронного документооборота между Аппаратом Правительства Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти и системы электронного документооборота в органах государственной власти.
В течение 2002-2003 г.г. будет осуществляться разработка государственных стандартов в области ИКТ, обеспечивающих совместимость стандартов обмена информацией при электронном документообороте, реализацию единых принципов защиты информации, использования электронной цифровой подписи.
В Программе предусматривается создание и развитие крупных государственных информационных систем, в частности, единой государственной системы передачи данных, обслуживающей органы государственной власти и местного самоуправления, бюджетные и внебюджетные фонды, региональных подсистем автоматизированной системы "Государственный регистр населения" (АС ГРН) и интегрированной информационной статистической системы, объединяющей государственные статистические данные.
3. Обеспечение доступа к телекоммуникационным и компьютерным сетям
Одна из принципиальных проблем, которую необходимо решить для обеспечения открытости государственных информационных ресурсов - подключение к телекоммуникационным и компьютерным сетям. Отсутствие в ряде районов России необходимой инфраструктуры и высокая стоимость подключения к компьютерным сетям делают открытые информационные системы недоступными для граждан с невысокими доходам, а также существенно ограничивает возможность их использования образовательными и научными учреждениями, учреждениями здравоохранения и культуры, бюджетными организациями, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Для решения этих задач Программой предусматриваются мероприятия по содействию развитию общей телекоммуникационной инфраструктуры страны и созданию пунктов подключения к общедоступным информационным системам.
Реализация мероприятий первого направления будет обеспечиваться преимущественно путем снижения административных барьеров и снятия ограничений для предпринимательской деятельности, повышения уровня конкуренции и создания благоприятных условий для притока иностранных инвестиций в сферу ИКТ.
Мероприятия второго направления планируется осуществлять путем финансирования за счет бюджетных средств создания пунктов подключения к общедоступным информационным системам органов государственной власти, бюджетных и некоммерческих организаций. Для этого будет максимально использоваться действующая инфраструктура телекоммуникационных сетей России, в том числе сеть связи общего пользования, ведомственные сети связи, а также сети, созданные в системе образования и для научных целей.
4. Подготовка специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей
Широкое использование ИКТ в государственных структурах требует подготовки не только соответствующих специалистов, но и квалифицированных пользователей.
В рамках Программы предусматривается разработка и реализация программ переподготовки кадров государственной и муниципальной службы, бюджетных организаций по использованию современных средств ИКТ.
И. Н. Курносов, 1, стр. 23, 24, Бизнес и безопасность в России
25.02.2002
|