РАСШИРЕННОЕ ЗАСЕДАНИЕ КОЛЛЕГИИ МИНСВЯЗИ РОССИИ
Тезисы доклада министра Российской Федерации по связи и информатизации Л. Д. Реймана "Итоги работы отрасли связи и информатизации за 2001 год и задачи на 2002 год
С 3 по 7 марта 2002 года состоялось итоговое заседание коллегии Министерства Российской Федерации по связи и информатизации "Итоги работы отрасли связи и информатизации за 2001 год и задачи на 2002 год", на котором с докладом выступил министр Российской Федерации по связи и информатизации Леонид Дододжонович Рейман. Большое внимание министр уделил вопросам мобильной связи, и нам представляется, что тезисное изложение доклада Л. Д. Реймана будет интересно нашим читателям, для которых, собственно, и выходит журнал "Мобильные системы".
После приветственных слов министр сразу перешел к теме доклада, указав, что прошлый год стал успешным как для отрасли, так и для экономики в целом.
Рост промышленного производства в России составил 104,9%, ВВП 105%, на 131,2% увеличились денежные доходы (в среднем) на душу населения, реальные доходы увеличились на 5,9%. Свой существенный вклад в положительную динамику развития страны внесла отрасль связи и информатизации. По предварительным оценкам доходы от оказания услуг электросвязи в денежном выражении в текущих ценах выросли на 40,4%, почты на 35,5%, рынок IT увеличился на 18 %.
Отечественные инвестиции в отрасли связи превысили 37,5 млрд. руб., т. е. выросли в 1,5 раза. В стране было установлено более 1 млн. 400 тыс. новых фиксированных телефонов. Поступления в консолидированный бюджет от отрасли связи составили 49,5 млрд. руб. Сократилась очередь на установку телефона с 6 млн. до 5,6 млн. человек. Однако средняя заработная плата по отрасли составила только 3479 руб. и заняла 9-е место среди отраслей экономики.
Чрезвычайно динамично развивается мобильная связь, которая выросла за этот год в 2,3 раза. Наблюдается рост числа пользователей Интернета.
За этими цифрами стоит большая работа, которую осуществили в прошлом году совместно операторы связи, производители оборудования, программного обеспечения, информационных продуктов и органы государственной власти.
Определяющими документами для отрасли в 2001 году стали: послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию, план действий Правительства Российской Федерации на 2000 - 2001 годы, Концепция развития рынка телекоммуникационных услуг Российской Федерации, одобренная на заседании Правительства Российской Федерации 21 декабря 2000 года. И сегодня можно утверждать, что реализация политики Президента и Правительства, которая направлена на модернизацию экономики страны, в 2001 году в отрасли связи и информатизации дала ощутимый результат по следующим направлениям:
развитие рынка услуг электросвязи, почтовой связи и IТ-технологий;
формирование законодательной базы функционирования отрасли связи и информатизации, соответствующей ее техническому и экономическому уровню развития;
реорганизация ОАО "Связьинвест";
развитие спутниковой группировки и конверсии частотного спектра;
формирование федеральной целевой программы "Электронная Россия";
совершенствование тарифной политики в отрасли;
развитие конкуренции и защиты прав потребителей.
Анализируя состояние подотрасли электросвязи, министр подчеркнул, что в 2001 году продолжилась тенденция опережающего темпа роста доходов новых операторов по отношению к традиционным.
Юбилейный 10-й год своего существования сотовая связь России завершила, более чем вдвое увеличив свою абонентскую базу. В 2001 году число абонентов сотовой связи увеличилось с 3,4 млн. до 7,8 млн., что составило 231 % по отношению к 2000 году. Уровень проникновения сотовой связи к концу 2001 года достиг 5,3 %, для сравнения в 2000 году этот показатель составлял 2,3 %. Как и в 2000 году, в 2001 году основной вклад в увеличение числа абонентов сотовой связи России внесли операторы федеральной сети стандарта GSM.
В 2001 году сделан значительный шаг по выправлению известного географического перекоса в развитии российской сотовой связи, характеризующегося формулой: Москва, С.-Петербург, регионы. Этому способствовал значительный приток инвестиций в региональные проекты операторов сетей сотовой связи.
Происходит взаимное проникновение крупнейших операторов подвижной связи на рынки своих основных конкурентов, что позитивно влияет на развитие конкуренции и удовлетворение спроса потребителей. Результатом обострения конкурентной борьбы стало эффективное снижение стоимости сотовой связи для абонентов по крупным операторам от 17 до 37%. Продолжается процесс консолидации операторов в рамках единых общенациональных брендов.
В течение 2001 года проведены исследования, направленные на выявление перспектив и особенностей внедрения сетей связи третьего поколения и формирование научно-обоснованных предложений по их развертыванию. Операторами созданы опытные зоны сетей связи третьего поколения.
Очевидно, что подробное исследование вопроса развития сетей связи третьего поколения в нашей стране позволит избежать принятия поспешных решений и провести тщательный анализ всех аспектов этого процесса. Тем самым Россия имеет уникальный шанс учесть на практике как положительный, так и отрицательный опыт зарубежных стран.
Большое внимание было уделено развитию почтовой связи, информатизации.
Необходимо признать, что, несмотря на активное внедрение новых услуг и технологий, по качеству почтовая связь России сильно отстает от своих зарубежных аналогов. Средняя скорость прохождения писем в России в несколько раз ниже, чем в большинстве развитых, а также развивающихся стран.
Низкое качество и ненадежность почтовой связи приводят к снижению доли государственной почты в пересылке личной и деловой корреспонденции. Отделения почтовой связи вынуждены компенсировать падение доходов от предоставления почтовых услуг развитием непрофильных видов деятельности, что приводит к утрате их специализации и дальнейшему ухудшению качества услуг почтовой связи.
Низкое качество почтовых услуг в России в значительной степени обусловлено существующей организационно-правовой структурой организаций федеральной почтовой связи.
Отсутствие эффективного централизованного управления в рамках федеральной почты в целом не позволяет установить и контролировать единые параметры качества сетевых услуг. В сложившейся системе каждая организация федеральной почтовой связи по существу предлагает клиентам свой собственный набор услуг, что значительно затрудняет стандартизацию портфеля сетевых услуг на всей территории страны.
Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 15.02.2001 межведомственной рабочей группой Минсвязи России, Минимущества России и Минэкономразвития России в 2001 году разработан проект концепции реструктуризации организаций федеральной почтовой связи.
В основу концепции положена централизация управления государственной почтой в рамках одного юридического лица, что позволит повысить управляемость и эффективность деятельности федеральной почты России, создать конкурентоспособную организацию, способствующую привлечению клиентов и увеличению доходов от оказания услуг почтовой связи, и обеспечить оптимальные условия для проведения масштабных инвестиционных программ совершенствования операционной деятельности.
Последние два года отличаются устойчивым развитием рынка информационных технологий (IT). Рост рынка IT в 2001 году по сравнению с 2000 годом на 18% происходит на фоне снижения темпов развития высокотехнологичных секторов экономики в США и Западной Европе.
Успешно развивается российский сегмент сети Интернета, объем услуг в котором составил 220 млн. дол. и увеличился по сравнению с 2000 годом на 50%.
За последние два года российская аудитория сети Интернета выросла в 2,9 раза. Число пользователей электронной почтой за этот же период выросло в 3 раза.
Динамично развиваются электронная коммерция, рынок программного обеспечения, в том числе офшорное программирование.
В этой области необходима активная государственная политика не только в создании благоприятных условий ведения бизнеса для отечественных компаний, и что не менее важно - создание соответствующего имиджа и доверия у зарубежных компаний - заказчиков.
Все принципиальные вопросы политики информатизации Минсвязи России решает во взаимодействии с отечественной наукой и бизнесом. Во исполнение поручений Президента и Правительства Российской Федерации Минсвязи России совместно с РАН и представителями компаний, занятых в области программирования, подготовило предложения по комплексу мер, создающих условия для развития российской индустрии программного обеспечения. Данные предложения представлены в Правительство.
Президент России 10 января 2002 года под номером один подписал Федеральный закон "Об электронной цифровой подписи". Это большой успех совместной работы Минсвязи России с другими соисполнителями. Закон создает условия для широкого распространения электронного документооборота и направлен на решение проблемы подтверждения подлинности информации, полученной из информационных систем или в результате передачи по открытым сетям. За электронным документооборотом и электронной торговлей будущее. Это источник значительного роста эффективности бизнеса и государственного управления. В дальнейшем необходимо проводить работу по реализации Федерального закона и подготовке необходимых нормативных актов для использования электронной цифровой подписи в электронном документообороте в информационных системах общего пользования и государственном управлении.
Центральное место в Концепции развития рынка телекоммуникационных услуг в Российской Федерации отводилось реформе нормативно-правового регулирования.
Без существенного изменения законодательства в области связи невозможно преодолеть существующие и углубляющиеся диспропорции в развитии отрасли, отмеченные в Концепции.
Анализ действующего нормативно-правового регулирования отрасли показал, что принятый в феврале 1995 года Федеральный закона "О связи" по объективным причинам не был рассчитан на регулирование многих групп отношений, складывающихся в настоящее время на рынке телекоммуникационных услуг. Среди основных неразрешенных на законодательном уровне вопросов регулирования можно выделить следующие.
В связи с бурным ростом числа действующих в Российской Федерации операторов (число выданных лицензий превысило 11,5 тыс., свыше 98% операторов являются частными компаниями) нарастают проблемы взаимоувязки и координации развития сетей. Растет количество нарушений порядка пропуска трафика. Статус операторов сетей, их права и обязанности определены недостаточно четко.
Ключевые вопросы взаимодействия операторов на законодательном уровне не регулируются, что приводит к отсутствию экономической заинтересованности в совместном оказании операторами услуг, к отсутствию гарантий операторам на присоединение к сетям общего пользования и к неопределенности экономических обязательств операторов.
Существенно сдерживают развитие телекоммуникационной инфраструктуры и услуг недостатки ценового и тарифного регулирования. Высокий уровень перекрестного субсидирования подрывает экономику традиционных операторов. Существенное негативное влияние оказывает отсутствие механизмов компенсации многочисленных льгот.
В отрасли связи отсутствуют существующие во всем мире механизмы универсального обслуживания. В результате огромная часть территории страны не охвачена услугами какой-либо связи-сегодня 36% населенных пунктов не телефонизировано.
В области частотного регулирования, лицензирования и сертификации зачастую используемые процедуры неоправданно усложнены. Ощущается острая потребность в определенных законом нормах прямого действия.
Требуют детализации правоотношения по собственности на сети и средства связи. Это необходимо как инвесторам, так и операторам.
Наконец, следует отметить необходимость гармонизации законодательства о связи с европейским и мировым законодательством в данной области. Телекоммуникации по сути своей глобальны. В этой связи в мире координируются не только технические и технологические принципы построения сетей, но и используемые подходы к регулированию. Отсутствие единых принципов и норм регулирования затрудняет вхождение в мировое информационное пространство.
Представленный Минсвязи России в Правительство Российской Федерации проект Федерального закона направлен на создание правовых условий для решения этой стратегической задачи с учетом национальных интересов России в информационной сфере, положений Доктрины информационной безопасности Российской Федерации и Концепции развития рынка телекоммуникационных услуг Российской Федерации.
В отличие от других инфраструктурных отраслей, на рынке услуг присоединения и пропуска трафика Российской Федерации предложение формируют одновременно несколько операторов связи. Регулирование существенной части сетевой инфраструктуры связи в части присоединения и пропуска трафика является основой для сбалансированного и динамичного развития отрасли, обеспечения безопасности функционирования единой сети связи.
Для обеспечения недискриминационного доступа к сетевой инфраструктуре связи в проекте закона предусмотрена юридическая конструкция регулирования этой сферы:
дается определение категории операторов связи, занимающих существенное положение на сети связи общего пользования, оказание услуг присоединения которыми носит публичный характер, и отказ в присоединении не допускается;
технические и стоимостные условия присоединения и пропуска трафика публикуются;
тарифы на услуги присоединения и пропуска трафика устанавливаются на основе экономически обоснованных затрат исходя из принципа раздельного учета и для этой категории операторов подлежат государственному регулированию.
В проекте закона закрепляется принцип государственного регулирования тарифов на услуги связи, который обеспечивает равноправное положение всех участников рынка: абонентов, операторов связи и государства.
Универсальное обслуживание - абсолютно новое понятие в законе "О связи" и определяется как "услуги связи, оказание которых любому пользователю на территории Российской Федерации в заданный срок, с установленным качеством и по доступной цене является обязательным для операторов связи, определенных в соответствии с настоящим Федеральным законом".
Механизм оказания универсальных услуг связи появился в мире как инструмент преодоления негативных последствий либерализации рынка услуг связи.
Реализация системы универсального обслуживания - это наложение обязанности на всех операторов связи, подключающихся к сети связи общего пользования, нести пропорциональную финансовую нагрузку по развитию единой сети связи. По сравнению с действующим ФЗ "О связи" в законопроекте детализированы вопросы управления радиочастотным ресурсом. Этим устраняются "белые пятна" в законодательстве, которые сейчас закрывают нормативные правовые акты более низкого уровня (свыше 60 документов, включая более 20 постановлений Правительства Российской Федерации).
Неурегулированность законом отношений в этой области препятствует внедрению эффективных экономических методов управления использованием спектра и не позволяет в полной мере исключить нарушения, наносящие вред общественным, социальным и экономическим интересам людей и приводящие нередко к человеческим жертвам и уничтожению материальных ценностей.
Законопроект закрепляет основные принципы использования радиочастотного спектра, наиболее важными из которых являются:
разрешительный порядок доступа пользователей к радиочастотному спектру;
платность использования радиочастотного спектра;
исключительная федеральная собственность на радиочастоты;
недопустимость бессрочного выделения радиочастот;
конверсия использования радиочастотного спектра;
прозрачность и открытость процедур распределения и использования радиочастотного спектра.
Отличительной особенностью проекта закона по сравнению с действующим законодательством является переход к определению порядка лицензирования деятельности в области связи нормами прямого действия, без отсылок на подзаконные акты. Этим достигаются открытость и прозрачность процедур лицензирования и, как следствие, повышение стабильности "правил игры" на рынке услуг связи и инвестиционной привлекательности отрасли.
Законопроектом предусмотрено введение упрощенной процедуры получения лицензий для услуг, не связанных с использованием ограниченных ресурсов, таких как частоты и нумерация. Предлагаемые нормы коснутся порядка 60 - 70% соискателей лицензий.
Важным является также законодательное определение исчерпывающего перечня документов, необходимых для оформления лицензий, что ставит в равные условия всех соискателей лицензии.
В законопроекте в целях обеспечения целостности и устойчивости функционирования единой сети связи Российской Федерации предусматривается подтверждение соответствия средств связи нормативным требованиям двумя способами - путем сертификации и принятием изготовителем декларации о соответствии. Указанные меры являются доминирующими во всех развитых странах. Следует отметить, что возможность декларирования соответствия для средств связи вводится в отечественной практике впервые.
Также впервые на законодательном уровне устанавливается ограниченный перечень видов средств связи, которые могут подлежать обязательной сертификации. Это касается только средств связи, которые оказывают критическое влияние на функционирование единой сети связи Российской Федерации.
Законопроект уточняет целый ряд вопросов, связанных с возникновением, оформлением, изменением и прекращением права собственности в области связи.
Проект закона одобрен Минюстом России, Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, а также Международным союзом электросвязи и имеет положительные заключения заинтересованных министерств и ведомств.
С учетом предстоящего вступления Российской Федерации в ВТО, расширения международной конкуренции в области связи Минсвязи России считает приоритетным продолжение работы по повышению эффективности функционирования традиционных операторов связи, сокращению имеющегося отставания от аналогичных зарубежных операторов, в том числе за счет результативного завершения процедуры объединения дочерних обществ ОАО "Связьинвест" в рамках федеральных округов.
В первой половине 2001 года был завершен первый этап укрупнения зависимых компаний холдинга - объединение операторов, работающих в одном регионе: Санкт-Петербург, Свердловская, Новосибирская и Ростовская области.
В настоящее время компании холдинга проходят следующий - межрегиональный - этап реорганизации, конечным результатом которого станет создание семи крупных операторов связи: Центр, Северо-Запад, Волга, Юг, Урал, Сибирь, Дальний Восток. Здесь важнейшей задачей руководства ОАО "Связьинвест" и региональных компаний является выработка условий объединения, которые устроят все заинтересованные стороны: государство, миноритарных акционеров, менеджмент и трудовые коллективы.
Проводимое ОАО "Связьинвест" объединение дочерних компаний, тарифная реформа, разработка нового закона "О связи" уже сейчас привели к росту стоимости акций региональных операторов связи. Но, наверное, в дальнейшем не следует ожидать легких шагов и быстрых взлетов.
В области спутниковой связи основные усилия были направлены на выполнение Программы экстренных мер по государственной поддержке сохранения, восполнения и развития российских систем связи и вещания государственного назначения.
Реализация целого ряда конкретных мероприятий позволила обновить российскую орбитальную группировку пятью космическими аппаратами (два КА - "Экспресс А", "Ямал-100", "Горизонт 45" и "Экран 18"). В результате частично снижена острота проблемы и снята напряженность в обеспечении устойчивости спутниковой связи и вещания по регионам Российской Федерации.
Значительная работа органами Государственной радиочастотной службы проделана по планированию, разработке и согласованию частот централизованного и децентрализованного назначения для РЭС сетей телерадиовещания, подвижной и фиксированной служб.
В целях более эффективного использования радиочастотного спектра и изыскания полос частот для мобильной связи, цифрового телевизионного и звукового вещания организациями Минсвязи России и Минобороны ведется важная и сложная научно-исследовательская работа по изысканию возможностей развития телевизионного вещания в полосах 470...790 МГц и 790...862 МГц, а также подвижной связи GSM в полосе 900 МГц.
По предложению Минсвязи России и Минобороны России в 2001 г. принято Правительственное решение (Распоряжение Правительства РФ от 23.11.2001 N1564р) по конверсии полосы частот радиотехнической системы ближней навигации и посадки (РСБН) для сетей подвижной сотовой связи и наземного цифрового телевизионного вещания.
Это очень важный прецедент, который создает предпосылки для выработки механизмов и возможного порядка проведения конверсии радиочастотного спектра и развития сетей РЭС гражданского применения.
Тарифное регулирование, проводимое в отрасли связи в настоящий момент, характеризуется высоким уровнем перекрестного субсидирования. Тарифы на услуги местной телефонной связи остаются убыточными для 57 из 87 региональных операторов электросвязи. Тарифы на универсальные услуги почтовой связи устанавливаются также ниже себестоимости.
В 2001 году в результате совместной работы МАП России и Минсвязи России удалось в определенной степени продвинуться в решении данного вопроса.
Несмотря на большой объем работы, проведенной в прошлом году, тарифы по абонплате для населения покрывают в среднем только 90 % себестоимости, рассчитанной по российским стандартам бухгалтерского учета.
Ситуация, сложившаяся сегодня в отрасли, обусловила необходимость совершенствования механизма государственного регулирования тарифов на услуги связи. С этой целью Минсвязи России, МАП России и Минэкономразвития России подготовили проект, а Правительство Российской Федерации выпустило соответствующее постановление от 11.10.01 N715. Данным постановлением:
утверждены Основные положения государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной электрической и почтовой связи и перечень регулируемых услуг связи;
предусмотрено доведение в 2001 - 2002 гг. тарифов на услуги связи (кроме регулируемых услуг почтовой связи, сельской телефонной связи и телеграфной связи) до уровня экономически обоснованных затрат с включением в них нормативной прибыли;
определены сроки разработки методических рекомендаций по расчету экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли на регулируемые услуги связи.
Впервые с момента появления такого объективного явления, как "новая экономика", Правительство Российской Федерации уделило очень большое внимание развитию информационных и коммуникационных технологий.
В 2001 году Минсвязи России принимало участие в разработке федеральной целевой программы "Электронная Россия на 2002 - 2010 годы" и постановлением Правительства определено государственным заказчиком - координатором реализации программы.
Достижение целей ФЦП "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" возможно только при координации усилий и консолидации ресурсов всех заинтересованных сторон, включая органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, общественные объединения и деловые круги.
Важнейшей составляющей государственной политики по защите прав потребителей является работа государственных органов и операторов связи в области качества оказываемых услуг. К сожалению, количество обнаруженных нарушений правил предоставления услуг или качества предоставляемых услуг выросло на 13 %: с 1216 в 2000 до 1371 в 2001 году. Во всех случаях операторам было дано предписание об устранении соответствующих нарушений.
В прошедшем году проведена большая работа по приведению нормативных правовых актов, регулирующих вопросы оказания услуг связи, в соответствие с действующим законодательством в области защиты прав потребителей: Правил оказания услуг телефонной связи, Правил предоставления услуг телеграфной связи, Правил оказания услуг проводного вещания (радиофикации), Правил распространения периодических печатных изданий по подписке.
Отдельно можно бы отметить активную позицию Минсвязи России в 2001 году в рамках сотрудничества с международными организациями связи - Международным союзом электросвязи (МСЭ), Всемирным почтовым союзом (ВПС), Региональным содружеством в области связи (РСС) и рядом других международных и региональных организаций.
В прошлом году была проделана большая работа, на этот год поставлены не меньшие задачи. Министр пожелал всем успешно реализовать запланированное.
4, стр. 4-7, Мобильные системы
29.04.2002
|