ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФЕОДАЛИЗМ
России требуется единый стандарт обмена информацией
электронная Россия
Федеральная целевая программа "Электронная Россия" должна создать единое информационное пространство в масштабах всей страны. Однако если профильные ведомства не озаботятся проблемой выработки единых стандартов обмена информацией, информационные системы, внедряемые в рамках программы, обойдутся государству на 60% дороже их базовой стоимости.
Радиус действия стандарта
В конце мая ведомства подведут итоги первых конкурсов, объявленных в рамках "Электронной России". Проекты, которые будут профинансированы из бюджета программы, должны помочь гражданам получить эффективный электронный доступ к услугам правительства, а различным ведомствам - использовать информационные технологии (ИТ) для обмена и использования накопленной информации. ""Электронная Россия" будет в первую очередь поддерживать инициативы, лежащие на стыке интересов разных ведомств", - подчеркивает начальник департамента регулирования предпринимательской деятельности и развития корпоративного управления Минэкономразвития РФ Церен Церенов. Но сами министерства и ведомства озабочены другим: в первую очередь они намерены заниматься внутренними задачами, в частности, автоматизировать документооборот - основной "бизнес-процесс" властных структур. И, несмотря на жалобы о том, что ИТ в госструктурах финансируются по остаточному принципу, современные системы документооборота и хранилищ данных уже внедрены в 60-70% федеральных министерств и 30% региональных администраций.
По замыслу разработчиков "Электронной России", программа должна заставить работать эти инвестиции на благо не только отдельного министерства, но и каждого гражданина. Для этого внутриведомственные сети должны легко обмениваться информацией, что требует введения общих правил и стандартов. Пока же электронное благополучие заканчивается за порогом даже самого технологичного министерства. Граждане, получив в одном ведомстве распечатанную на принтере справку из его информационной системы, вынуждены нести ее в другое, где клерки внесут данные в свою базу данных. По старинке происходит и согласование документов между ведомствами: несмотря на принятие закона "Об электронно-цифровой подписи" и наличие защищенных компьютерных сетей, с копиями бумажных документов по-прежнему бегают курьеры. Документ переводят в электронный вид, он путешествует по отделам ведомства и на выходе опять становится бумагой, чтобы вернуться к отправителю. С аналогичной проблемой сталкиваются и местные власти. Так, губернатор Эвенкийского автономного округа Борис Золотарев считает, что следует срочно заняться выработкой общих стандартов информационного обмена: "Со своими постоянными партнерами мы по поводу стандартов договоримся. Но по мере внедрения информационных технологий в бюджетной сфере все более необходимым становится координирующий комитет по стандартам. А то мы используем один стандарт, а Минфин может пользоваться совсем другим. Как тогда нам работать?"
Стандарт как средство экономии
Во многом проблема организации информационного обмена обусловлена политическими мотивами. "Давно известно, что ведомства стремятся сделать свою информационную колею "на полпальца шире", чтобы на их "территорию" нельзя было легко въехать", - говорит вице-президент компании ЛАНИТ Леонид Линцер. "Барьер, связанный с нежеланием чиновников делиться информацией, можно преодолеть только нормативно, - уверен гендиректор компании "Крок" Борис Бобровников.- У нас ведь каждое ведомство привыкло само решать, что, как и на основе каких технологий должно работать". Но проблема еще и в том, что в России нет стандартов для организации информационного обмена в госсекторе. Так уж исторически сложилось, что каждое ведомство выстраивает свою систему требований к оборудованию и программному обеспечению и в приказном порядке распространяет их на подведомственные организации. Впрочем, в этом беды нет - нужно лишь выработать единые правила обмена информацией между госструктурами. В противном случае издержки по формированию единого информационного пространства России могут стать слишком большими: по оценкам экспертов, затраты на интеграцию могут составлять до 60% от стоимости ИТ-систем.
Западные страны столкнулись с аналогичной проблемой несколько лет назад. Так, в Великобритании была разработана концепция e-GIF (Government Interoperability Framework), в которой изложена техническая политика и стандарты взаимодействия сетей и информационных систем в госсекторе. Для разработки e-GIF была создана специальная организация UKGovTalk Group, в которую вошли коммерческие компании и представители госструктур, а возглавляет ее британский кабинет министров. UKGovTalk осуществляет координацию деятельности по внедрению информационных систем в госсекторе, выдает поручения на разработку стандартов. Например, по поручению UKGovTalk были разработаны ХМL-описания и схемы данных для интернет-портала правительства Великобритании. Одобренные схемы публикуются в интернете для использования в других ИТ-проектах госсектора. В США на разработку стандартов в области ИТ в этом году планируется потратить около $52 млрд. Вопрос
ИТ-стандартизации находится под контролем вторых лиц государства: при Билле Клинтоне, например, за разработку стандартов отвечал вице-президент Альберт Гор.
Кто заплатит за стандарт
Долгое время у идеи разработки национальных стандартов информационного обмена в России не было высокого покровителя. Но, похоже, идея начинает овладевать умами госчиновников. На апрельском совещании "Электронное правительство для электронной России" в Чебоксарах проблему стандартизации обозначил министр экономического развития и торговли Герман Греф. Рассуждая о создании региональных информационных комплексов, он, в частности, сказал: "Информация об электронных торгах, проводимых, скажем, в Татарстане, должна по сетям моментально передаваться, например, в Чувашию, где есть предприятия, способные поставлять конкурентоспособную продукцию и принять участие в конкурсе. Если у нас не будет единых стандартов информационного обмена, у нас будут проблемы". Еще определеннее высказался Андрей Коротков, первый заместитель министра связи и информатизации и руководитель недавно созданной дирекции "Электронной России": "В этом году нам нужно определиться со стандартами. Давайте договоримся, во что мы играем: в шашки или шахматы".
Нерешенным пока остается вопрос финансирования работ по стандартизации информационных систем, используемых в госсекторе. Сейчас за это отвечает Минсвязи, которое назначило исполнителем ведомственной программы "Стандартизация в сфере информатизации на период 2002-2004 годов" свое дочернее унитарное предприятие (ФГУП) "Московский научно-исследовательский центр" (МНИЦ). В этом году оно должно получить около $40 тыс. Если учесть число стандартов, которое требуется разработать в рамках этой программы, то на каждый придется около 5 тыс. рублей. "Очевидно, что быстро разработать тысячи стандартов за такие деньги мы не сможем, - говорит начальник отдела стандартизации в области информатизации МНИЦ Вадим Козлов- Поэтому я бы начал с формирования "зонтика": выработки профиля информационной политики России. Наверное, можно было бы определить несколько десятков основополагающих правил. А потом, по мере необходимости и при наличии финансирования, постепенно создавать или адаптировать нужные стандарты, в том числе для межведомственного информационного обмена".
МАРИЯ ПРАВДИНА, 82, стр. 20, Коммерсант
17.05.2002
|