Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

«Электронная Россия: проблемы и перспективы»
Интернет-конференция

Обзор публикаций СМИ о ФЦП «Электронная Россия»


CEBIT-2002: ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ МИНИСТРА

Добрый день, уважаемые дамы и господа! Я рад приветствовать вас на сегодняшнем событии, на выставке CeBIT. Благодарю вас за то, что вы пришли, поскольку такой большой интерес со стороны прессы к российским инфокоммуникациям и информатике всегда очень приятен. Сначала мне хотелось бы два слова сказать о собственном впечатлении о выставке, потом о Министерстве связи России, а затем с удовольствием отвечу на ваши вопросы.

Помимо всех впечатлений, помимо того, что эта выставка является несомненным шагом вперед с точки зрения развития уровня технологий, хотя может быть и существуют определенные вопросы в области экономического развития отрасли и возврата вложенных в нее инвестиций, мне, как представителю Российской Федерации, приятно отметить, что стенды компаний, Министерства связи и Министерства промышленности выгодно отличаются от прошлогодних. Во-первых, - своим достаточно привлекательным оформлением. Во-вторых, - и это, наверное, самое главное, наличием большого количества фирм, которые представляют здесь свои интересные разработки, ищут партнеров и к экспозициям которых проявляется очень большой интерес.

Вот это, как мне кажется, является одним из основных отличий этой выставки и свидетельствует о бурном развитии современных технологий. Наше министерство всегда поддерживало и поддерживает все связанные с этим начинания. Мы уверены, что будущее России во многом зависит от того, насколько эффективно и быстро будет развиваться информационно-коммуникационная технология.

Теперь я позволил бы себе сказать два слова по поводу Министерства связи и работы в прошедшем году, поскольку недавно мы подвели предварительные итоги. Министерство Российской Федерации по связи и информатизации отвечает за три основных направления: телекоммуникации, информатику и почту. Подводя итог прошедшему году с точки зрения информатики, нужно сказать, что рынок информационных технологий за 2001 г. вырос на 18 % и это приятно, поскольку происходило на фоне общего спада рынков в Соединенных Штатах и Западной Европе. То есть это говорит о том, что российский рынок имеет очень большой потенциал и хотя, несомненно, подвержен влияниям других рынков, он имеет свой собственный потенциал, которому еще очень далеко до расцвета.

Если продолжить какие-то количественные оценки, я хотел бы обратить внимание на то, что произошел реальный рост количества персональных компьютеров в семьях. Если на начало прошлого года у нас было примерно 6, 3 - 6, 4 компьютера на 100 жителей, то к началу этого года эта цифра превысила 7, 5 компьютеров на 100 жителей. Этот объективный показатель свидетельствует о том, что развиваются не только информационные технологии в сфере бизнеса или бизнес-бизнес, но и на уровне бизнec-customer и все большее количество людей вовлекается в информационное пространство и не мыслит своего будущего и повседневной жизни без применения информационных технологий. Это же отражают и цифры. За прошлый год денежный рынок услуг в российском сегменте Интернета увеличился на 50 % и составил на конец прошлого - начало этого года 220 млн. долл. Цифра по мировым масштабам, наверное, скромная, но тем не менее сам по себе рост на 50 % достаточно хорош.

Что касается числа пользователей Интернета, то здесь у нас существуют различные мнения. Мы основываемся на статистике, которую официально получаем от Госкомстата, и считаем, что сегодня у нас примерно 4, 5 млн. постоянных пользователей Интернета. На прошлой неделе я был на форуме российских Интернет-провайдеров, и они называли цифру 8 млн. Я не буду судить, где истина, поэтому приведу обе цифры. То есть сам рынок считает, что у него 8 млн. постоянных клиентов и 18 млн. - от случая к случаю. А мы думаем, что у нас постоянных пользователей около 4 млн. и 12 млн. человек хотя бы один раз обращались к ресурсам мировой паутины.

Очевидно, что за последние два года российская аудитория Интернета увеличилась в 3 раза. И это - хорошая тенденция. В то же время растет не только количество пользователей самого Интернета, но и число пользователей всех ресурсов и услуг, которые он предоставляет. В частности, число электронных почтовых ящиков выросло тоже в 3 раза.

Очень коротко хотел бы сказать о том, что в России принята Правительством, подписана и издана целевая программа "Электронная Россия", с которой вы можете ознакомиться на сайте Минсвязи. На нем находятся текст и презентация этой программы, чтобы можно было понять, какие основные цели она преследует.

Я хотел бы отметить, что для России это, несомненно, является принципиальным событием, поскольку государство впервые серьезно обратило внимание на развитие рынка информационных технологий, вопросы их использования во всех сферах человеческой деятельности. Это большой шаг вперед с точки зрения внедрения и развития информационных технологий.

Ряд положений, которые предусмотрены программой "Электронная Россия", основаны на равноправном вхождении всех граждан России в глобальное информационное общество, на доступе к ресурсам, на реализации конституционного права граждан, на увеличении объема рынка информационных услуг и программного обеспечения (в 2005 г. в 2-3 раза, в 2010 г. в 5-6 раз).

Несомненно, одной из целей является ориентация на экспорт из России информационных продуктов и информационных технологий, оффшорное программирование. Многие фирмы, в том числе и присутствующие здесь на выставке, показали свои новые разработки и уже сегодня имеют хорошие устойчивые контакты с целым рядом западных компаний, которые пользуются ресурсами наших программистов.

Второе направление, как я сказал, это электросвязь. Электросвязь развивалась в России в прошлом году тоже весьма неплохо. Объем предоставленных операторами связи услуг по сравнению с 2000 г. вырос более чем на 40 % и весь рынок составил более 6 млрд. долл. США. Ввод основных мощностей тоже возрос на 43 %. Увеличились количественные показатели по всем направлениям.

Число мобильных телефонов выросло с 3-4 млн. на начало года до 7 - 8 млн. на 31.12.01 г. На 1, 5 млн. увеличилось количество телефонов фиксированной связи. Это, кстати, очень важный момент. Впервые в истории российских телекоммуникаций прирост мобильных телефонов превысил прирост фиксированных. Произошел целый ряд других положительных событий, в частности, модернизация сетей, увеличение телефонной плотности и количества телефонов.

И последнее направление, которым занимается наше Министерство, - это почта. Здесь, к сожалению, достижений гораздо меньше, чем в других областях. Пока мы находимся на очень ранней стадии развития этих услуг. Тем не менее, важные события произошли и в этом секторе. В течение прошлого года была разработана Концепция реструктуризации предприятий почтовой связи, которая уже в этом году была рассмотрена на Правительстве Российской Федерации и получила одобрение фактически по всем позициям.

В этом году наша задача - начать преобразование предприятий почтовой связи. Мы получили поручение от Правительства заняться разработкой Концепции развития рынка почтовых услуг. Этот документ мы будем представлять на рассмотрение в Правительство в начале следующего года.

Вот очень кратко все цифры, о которых я хотел бы сказать. Еще раз разрешите подчеркнуть, что выставка CeBIT является, несомненно, одной из самых уважаемых в мире с точки зрения информационных технологий и телекоммуникаций. Россия в этом году принимает в ней активное участие и, с нашей точки зрения, достаточно хорошо выглядит. Поэтому я надеюсь, что эта выставка для всех российских предприятий станет этапом в развитии всего рынка информационных телекоммуникационных технологий. Большое спасибо, я готов отвечать на ваши вопросы.

Вопрос: За прошедший год российской телекоммуникационной отраслью достигнуты большие успехи, что очень заметно на фоне мирового спада. Начались реформы почты и электросвязи, принята программа "Электронная Россия", если можно, несколько слов о дальнейших планах. И в связи с реформой Связьинвеста, какова позиция Правительства относительно Ростелекома? Существуют опасения аналитиков, что его роль будет снижаться, особенно после продажи пакета Совинтела.

Л.P.: Хорошие, важные вопросы. С точки зрения каких-то документов и принципиальных больших реформ сегодня существует три основных направления, которыми занимается и курирует Минсвязи, - это информатизация, электросвязь и почта. В каждом из них уже имеется программный документ. Причем, "Электронная Россия" - это программный документ, я бы сказал, более высокого уровня и впоследствии он может стать интегрирующим с точки зрения и телекоммуникаций, и почты. Сегодня это трудно прогнозировать, но тем не менее это возможно. Поэтому, я думаю, никаких принципиально отличающихся программных документов больше не требуется.

Понятно, что в развитие Концепции реструктуризации предприятий почтовой связи мы должны выпустить документы, которые будут описывать развитие рынка почтовых услуг на ближайшие 10 лет. Естественно, как и в других секторах, так и в почте нашей задачей является все-таки не реструктуризация предприятий, а построение эффективного оператора, скажем, по примеру Германии. Немецкая почта - один из положительных примеров, одна из наиболее эффективно действующих компаний почтовой связи.

Как известно, ей потребовалось 10 лет, чтобы перейти от состояния, которое примерно соответствовало нашему сегодняшнему, к положению крупного почтового оператора, акционерному обществу, котирующемуся на бирже, с капитализацией около 30 млрд. немецких марок.

Я надеюсь, что нам потребуется меньше 10 лет, но тем не менее работа в этом направлении займет немало времени. Так что с точки зрения программных документов, каких-то масштабных реформ, наверное, нам нужно сделать то, что мы наметили для себя в уже имеющихся документах, и этого будет достаточно.

Я бы хотел оговориться, все эти документы не статичны. По прошествии какого-то периода времени мы будем рассматривать их исполнение и вносить коррективы. Вернее, исполнение этих документов мы рассматриваем постоянно, в частности, в конце прошлого года мы смотрели исполнение Концепции развития рынка телекоммуникационных услуг, а вот по прошествии определенных периодов мы будем вносить изменения, поскольку, например, если взять мобильную связь, то в документе заложено развитие на 10 лет до 22, 5 млн. мобильных телефонов, а по мнению отдельных аналитиков, у нас уже в этом году возможен рост до 15 млн. Если это произойдет, то придется существенно корректировать планы, и мы конечно будем пересматривать какие-то ключевые цифры.

Что касается Ростелекома. Да, несомненно, в планах стоит либерализация рынка услуг дальней связи и создание конкуренции в этом секторе, т. е. конкурента Ростелекому. Проблема заключается в том, что Ростелеком выполняет очень много важных государственных задач, в частности, является основой, на базе которой функционирует весь холдинг "Связьинвест", в том числе и финансовое регулирование внутри всех региональных компаний. Поэтому просто отказаться от этой модели без замены ее чем-то другим невозможно.

Но здесь надо сразу сказать, что существует проект закона об изменении и дополнении закона "О связи", который разрабатывался Минсвязи России в прошлом году в соответствии с Концепцией и который в ближайшие дни мы внесем на рассмотрение в Государственную Думу. И там предусмотрены методы, которые позволят вынести этот механизм регулирования из Ростелекома и придать ему тем самым гораздо более коммерческий вид, что несомненно должно положительно отразиться на его экономике. Но в целом, направление взято на либерализацию этого сектора и на создание конкуренции. Это будет описываться отдельным документом, который на сегодняшний день разрабатывает сам Ростелеком с участием отраслевой науки и иностранных консультантов. Спасибо.

Вопрос: Немецкая почта стала за эти 10 лет значительно дороже, значительно хуже. Немецкий Телеком стал значительно дороже и значительно лучше.Что Вы можете сделать для того, чтобы ваш Телеком был лучше и дешевле. Простой человек, пользующийся услугами Немецкого Телекома, платит примерно в 6-8 раз больше, чем платил 5 лет назад. Произойдет ли тоже самое у вас, или вы пытаетесь избежать, т. е. оградить людей от повышения платы за пользование телефоном?

Л.P.: Это очень хороший вопрос. Я действительно привел пример Немецкой почты, поскольку мы с вами находимся в Германии. Но мы не ориентируемся на копирование ни одного известного примера или известной модели. Каждая страна имеет свою собственную специфику, и на любом пути возможны ошибки.

Наша задача - проанализировать весь мировой опыт, постараться отобрать самый лучший и избежать тех ошибок, которые уже кто-то сделал.

С этой точки зрения, говоря о стоимости и качестве услуг, мы ориентируемся на то, что качество услуг почтовой связи, в данном случае в соответствии с вашим вопросом, улучшится по сравнению с тем, которое у нас есть. Наверное, это не так сложно, потому что сегодня в России качество почтовых услуг довольно низкое. Но мы в любом случае стремимся к его повышению.

Что касается цены, то мы будем пытаться, во всяком случае в обозримом будущем, регулировать тарифы на какие-то базовые услуги. В частности, если говорить про почту, то в первую очередь - на письмо, бандероль, перевод.

Понятно, что необходимо внутри компании искать способы покрытия убытков, которые будут возникать в связи с подобным регулированием. Но мы сознательно на это пойдем из-за того, что, наверное, должны существовать разные категории услуг, ориентированные на различные группы населения, и защищенные минимальные пакеты услуг, доступные всем без исключения.

Но в заключение ответа на этот вопрос, я хотел бы отметить, что основным направлением и основной политикой Министерства связи является поддержка процесса перехода на адресную денежную компенсацию. Мы все-таки считаем, что та система льгот, которая существует в России, должна в какой-то период времени быть заменена на адресную денежную компенсацию. И каждый человек, получая ее, сам должен принимать решение, на что он эти деньги потратит: на проезд, на телефон, на еду или на что-нибудь другое. Поэтому в соответствии с этой точкой зрения мы будем стремиться к отмене системы льгот и переводе ее на компенсацию. Спасибо.

Вопрос: Не могли бы Вы назвать наиболее сильные телекоммуникационные выставки, которые проводятся в России, и что Вы считаете наиболее важным в организации и проведении выставок?

Л.P.: Я начну ответ с конца. Что я считаю наиболее важным? Знаете, сегодня мы с коллегами разговаривали на эту тему. Наиболее важным я считаю, что участники выставки должны сформулировать для себя цели и задачи, с которыми они на нее приехали. Потому что, если они точно знают, чего добиваются, то экспозиция получается яркой, выигрышной, сконцентрированной и динамичной, там все время что-то происходит.

Всегда плохо выглядит экспозиция компаний, которые приехали непонятно для чего, а просто, чтобы себя показать. Они снимают большой стенд, делают на нем какую-то картинку, а на стенде ничего не происходит.

С точки зрения российских выставок, мне кажется, существует целый ряд положительных опытов. На Северо-Западе в С.-Петербурге есть прекрасная выставка под названием "Норвеком", которая проходит уже 9 лет. Она пользуется уважением в телекоммуникационной среде не только в России, но и вообще во всем мире. И судя по составу экспонентов, в этом году произошли интересные события. В частности, была сделана успешная попытка демонстрации услуг третьего поколения, что на многих других международных выставках не удалось.

Так что вот пример региональной выставки. Мы, конечно, поддерживаем проведение региональных выставок, потому что не все, конечно, могут приехать в Москву, я имею в виду и экспонентов, и посетителей. Поэтому проведение региональных выставок необходимо. Но в то же время, мы считаем, что увлекаться этим опасно, поскольку можно проиграть в содержании, в фокусе, т. е. здесь нужен баланс.

Из наших традиционных министерских выставок я бы, конечно, упомянул три события. Это выставка "Связь-Экспокомм", которая проходит весной в Москве. Она - одна из самых уважаемых выставок в этой области, ориентирована на технологии, оборудование, имеет такой исторический акцент.

А с точки зрения услуг и инфокоммуникаций, информационного общества, "Электронной России", мы в прошлом году начали серию выставок под названием "Инфо-Ком". В прошлом октябре прошла первая выставка, в этом году будет вторая, уже есть заявки на участие в ней. В прошлом году она была совсем маленькая, но тем не менее ее концепция понравилась посетителям, к ней очень внимательно отнеслись. Мы будем ее расширять, я думаю, она будет в 2, а может быть 3 раза больше, чем в прошлом году. 'Эта выставка ориентирована на услуги, т. е. в первую очередь на то, что дает каждому человеку, каждому жителю России информационная технология. Это своеобразный отчет о реализации тех планов "Электронной России", которые мы перед собой ставим и пытаемся реализовать. Эта выставка, с моей точки зрения, гораздо более интересна для неспециалистов, поскольку акцент делается на всех людей. Каждый человек может там для себя что-нибудь найти.

Ну и третье событие - в области почтовой связи - под названием "Почтовая тройка". Эта выставка-конференция сегодня признана одним из мировых событий. В прошлом году она проходила в С.-Петербурге, и туда приезжал председатель Всемирного почтового союза. Он высоко оценил содержательную часть этого события и выставку. Я думаю, что мы тоже будем ее регулярно проводить. Это вот три таких основных всероссийских события.

Вопрос: При создании единой телекоммуникационной сети России как будут учитываться те системы, которые создаются либо уже созданы? Станет ли ТрансТелеКом составной частью единой сети связи?

Л.P.: Я, честно говоря, не очень понял вопрос, но постараюсь на него ответить. Почему учитываться? Они и сегодня учитываются. Все системы, которые кем-то уже построены, независимо от их формы собственности и ведомственной принадлежности, так или иначе включены в общую систему Взаимоувязанной сети связи России, у нас даже такой термин есть ВСС. В дальнейшем мы планируем этот термин еще усилить, перейти к терминологии Единая сеть связи России, т. е. подчеркнуть тем самым, что несмотря на то, что это несомненная мозаика в отношении собственности: фирм иностранных, российских, - но все они для нас одинаково дороги и важны с точки зрения вот этой единой системы, которая осуществляет пропуск трафика и предоставление услуг.

Что касается ТрансТелеКома, то он конечно должен быть единой составной частью этой Взаимоувязанной сети связи России. Никто никогда в этом не сомневался и не ставил под сомнение. Все разговоры в отношении ТрансТелеКома и все слухи вокруг него идут из-за того, что эта организация довольно странно финансировалась все эти годы. За государственный счет была построена очень мощная сеть волоконных кабелей и систем передачи, которые функционировали и функционируют, и никто этих денег обратно не просит, а ТрансТелеКом государству, собственно говоря, не принадлежит.

Поэтому из этого возникает совершенно непонятное формирование себестоимости компании "ТрансТелеКом", у нее нет себестоимости, им отдавать деньги не нужно. И дальше, естественно, получается, что они назначают тарифы, исходя из не очень понятных принципов и, собственно говоря, занимаются демпингом на российском рынке, что плохо сказывается на других его участниках. А у нас на этом рынке сегодня работает более 6 тыс, операторов.

Поэтому мы всегда ставили и ставим вопрос о том, что необходимо нормализовать экономику этой компании, тогда она, с нашей точки зрения, будет еще лучше развиваться. В частности, возможен переход ее в государственную собственность с последующей возможной приватизацией. Понятная схема с точки зрения финансовой собственности. На этом, собственно, и настаиваем. А что касается его участия в единой системе, конечно, он должен участвовать. Если есть ресурсы, их надо использовать.

Вопрос: Как Вы оцениваете перспективы в России цифровых стандартов профессиональной подвижной связи. таких как TETRA и TETRAPOL, и связанные с этим вопросы СDМА? Будут ли рассматриваться альтернативные варианты или будет движение к единому стандарту?

Л.P.: На первую часть вопроса ответить очень просто, потому что я очень хорошо оцениваю все эти стандарты и все работы, которые в этом направлении ведутся. Мы готовы их поддерживать. Поскольку в России на сегодняшний день нет единого подхода к подобным системам, мы считаем, что нашей задачей является координация этого подхода и поддержка единообразия используемых систем.

Системы в этой области слишком разнообразны, они строятся ведомствами без согласования между собой, с введением ведомственных норм. Иногда они строятся даже не ведомствами, а просто отдельными компаниями, тоже без согласования, без всяких норм. Все это, несомненно, не способствует ни повышению качества их функционирования, ни экономической эффективности, поэтому мы хорошо относимся в частности к TETRA. Есть планы по созданию единых систем в интересах пользователей. Все это мы будем поддерживать.

В то же время мы ни в коем случае не хотели бы ограничиваться каким-то единым стандартом. Стандартов должно быть несколько. Это связано и с эволюцией развития мобильных систем. В частности, в России сегодня существует, можно сказать, и нулевой стандарт - это до сих пор живущая система Алтай.

Существует первое поколение стандартов, существуют системы стандартов 1, 5; 2; 2, 5. Сегодня уже и Вымпелком, и МТС ввели системы GPRS, поэтому можно считать, что 2, 5 у нас тоже существуют. Совсем недавно прошел первый звонок по третьему поколению. То есть мы будем полностью поддерживать все многообразие стандартов. С этой точки зрения мы ни в коей мере не стремимся к монофикации какого-то одного стандарта. В то же время в этой работе мы будем ориентироваться на международные документы, международные соглашения, европейские рекомендации, и если вы упомянули СDМА, то мы будем стремиться, чтобы эта технология, которая может использовать и в стандартах третьего поколения, также применялась, но в форме, которая не противоречит другим существующим и действующим на рынке стандартам.

В частности, конечно, мы не будем поддерживать развитие AMPS-800 ни в каких его проявлениях, и не будем поддерживать развитие IS-95 тоже ни в каких проявлениях. Я много раз называл причины, почему это так, - просто они не соответствуют системам распределения спектра и многим, многим другим параметрам. Вы ни в одной европейской стране не найдете этих систем.

Но поскольку они в России есть, мы пытаемся эволюционно намечать путь их миграции, замены. В частности, существуют протоколы между Министерством связи и Ассоциацией-800, касающиеся AMPS-800, всех его модификаций. Они будут мигрировать в сторону диапазона 1800 с известными технологиями. С точки зрения IS-95, пока этого протокола формализованного нет, пути миграции тоже возможны, в частности, здесь на выставке показывали стандарты, связанные с использованием технологии СDМА в диапазонах 450 МГц. Это хорошая перспектива, поскольку для диапазона 450 МГц стандартов ни 2, ни 3 поколения пока нет, а проблема преемственности NMT-450 существует, т. е. те компании, которые занимаются этим стандартом, должны понимать, куда дальше развиваться. Это могло бы быть одним из решений. Мы этот стандарт исследовали, когда ездили в Китай, и многие китайские фирмы выпускают оборудование, наверное, это один из путей.

Вопрос: Когда Минсвязи России объявит правила выдачи лицензий на создание сетей связи третьего поколения в России и не могли бы Вы уже назвать основные принципы их выдачи?

Л.P.: Начну с принципов. Наша позиция неизменна и заключается в том, что проведение аукционов для России не является очень прогрессивным способом распределения лицензий. Потому что любой аукцион - это некий скрытый налог, и ту цену, которую оператор платит, покупая лицензию, в конечном итоге он переложит на своего пользователя путем включения ее в тариф. В то же время идет отток средств от сектора телекоммуникаций, от его развития. Поэтому наша позиция, и я лично имел на эту тему довольно большие дискуссии с нашими депутатами в Государственной Думе, будет все-таки базироваться на конкурсах.

Основными критериями в этих конкурсах будут темпы развития инфраструктуры, увеличение количества абонентов, объемы средств, которые вкладываются в развитие инфраструктуры. Т. е. мы все-таки ставим перед собой на первый план задачи, связанные с ростом количества клиентов, доступностью услуги, с темпами развития и т.д., а не вопрос, связанный с тем, как можно больше денег получить с потенциальных операторов, с претендентов.

В европейских странах, вы знаете, сначала прошли очень успешные конкурсы, на которых было собрано огромное количество денег, миллиарды долларов, а сегодня все это находится в очень тяжелом положении. Часть компаний, заплативших за лицензии, обанкротилась, часть благодаря этому находится в очень тяжелом финансовом положении и вообще не понятно, что дальше делать.

Отдельные страны рассматривают возможность возврата денег, которые они получили за выдачу лицензий, обратно, другие смотрят модель, как проинвестировать их в развитие инфраструктуры, третьи рассматривают модель освобождения от налогов на какой-то период. Не нужно создавать для себя лишние трудности, чтобы потом героически их преодолевать.

Что касается сроков выдачи лицензий, то знаете, я их не назову, по одной простой причине. На сегодняшний день даже несмотря на то, что во Франции прошел мировой форум по вопросам мобильной связи и сегодня действительно многие вещи делаются, в том числе первый звонок в Петербурге, совершенно непонятно, когда появится оборудование третьего поколения и какое оно будет. Даже с точки зрения стандартов есть разные взгляды на ситуацию.

На наших встречах как Администрации связи России с крупными поставщиками, такими как Lucent Technologies и Siemens, мы задавали эти вопросы, но пока ответы на них не получили. В таких условиях наверное рано выдавать лицензии, потому что это может опять привести к негативным последствиям, которые мы видим в Европе.

Как только действительно на рынке появится реальное коммерческое оборудование, которое можно будет купить, и с точки зрения сетевой инфраструктуры, где, наверное, сегодня прогресс больший, и с точки зрения абонентских устройств (терминалов), где сегодня прогресс меньший, мы сразу же начнем рассматривать вопросы выдачи лицензий, и они будут несомненно конкурсные, будет соревнование между желающими этим заниматься. А принципы будут основаны на темпах развития.

Вопрос: Хотелось бы немного уточнить насчет выставки "ИнфоКом". Это действительно новое событие для России, поэтому хотелось бы понять, каким будет уровень международного участия? На выставке прошлого года отмечалось хорошее участие представителей американского, европейского, азиатского рынков. Что Вы ожидаете от выставки этого года?

Л.P.: Мы надеемся что уровень участия в этой выставке будет очень высоким, поскольку сегодня к ней проявляется интерес со стороны многих крупных компаний и людей, которые занимаются развитием электросвязи во всем мире. В частности, мы очень надеемся, что в этом году на выставке будет хотя бы маленький стенд CeBIT, поскольку в прошлом году представители CeBIT участвовали в работе выставке "ИнфоКом", поэтому мы надеемся, что в этом году это участие будет расширено.

Мы уверены, что ряд стран, с которыми мы имеем двусторонние соглашения, также будут участвовать. Скорее всего это Канада и, надеюсь, Германия.

Конечно, будут участвовать фирмы-производители оборудования и поставщики услуг со своими концепциями, со своим видением рынка телекоммуникаций. Будут представлены операторы, уже предоставляющие услуги, хотя может быть их не так много сегодня, но, тем не менее те, кто этим занимается, надеюсь, тоже примут участие.

Выставка несомненно является международной, но в то же время, проходя в России, она имеет некий российский акцент. Будут участвовать наши российские компании, которые, с одной стороны, думают о том, какие услуги можно предоставлять на российском рынке, а, с другой, - ищут партнеров и сотрудничают с международными крупными корпорациями с точки зрения поиска и разработки новых услуг для развития этого рынка в мире.

Вопрос: Как Вы расцениваете перспективы развития цифрового вещания у нас в стране, в том числе телевизионного?

Л.P.Очень хорошо расцениваю, поскольку несомненно, что за этим - будущее. И с точки зрения качества, и с точки зрения ресурсов, принято считать, что количество ресурсов в области телевизионного вещания сильно ограничено, поэтому все борются за то, чтобы оторвать от этого ресурса какой-то более или менее значимый кусок. Переход на новые технологии позволяет пересматривать эту концепцию, поскольку уже сегодня совершенно спокойно вместо одного аналогового канала можно передать минимум 4 цифровых с высоким качеством, а на самом деле опыт, который сегодня проводится нашим Государственным предприятием "Космическая связь", говорит о том, что можно передавать и 6, и 8.

Системы цифрового телевидения работают сегодня в России. В четырех городах есть проекты, три из них функционируют, четвертый пока нет. Эти города: Москва, Петербург, Нижний Новгород и Владивосток. Здесь решены нормативно-правовые вопросы, т. е. выданы документы, временные разрешения, в трех городах, кроме Москвы, функционируют сети, в частности, в Петербурге на прошлом Норвекоме была открыта цифровая сеть телевизионного вещания, они вещают четыре общедоступных программы. Министерство связи России совместно с предприятиями Российского агентства по системам управления и акционерным обществом "Телеком" разрабатывает концепцию цифрового телевизионного и радиовещания в Российской Федерации.

Этот документ более технический, чем рыночный или экономический, поскольку необходимо обозначить направления и пути решения целого ряда технических вопросов. Я думаю, что с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти после его доработки вопрос будет двигаться очень неплохо.

Я хотел бы обратить внимание только на одну трудность и сложность в этом вопросе - это наличие соответствующих приемных устройств. Поскольку все-таки в России количество приемных устройств достаточно большое, по нашим и госкомстатовским оценкам это примерно 35 - 37 млн. телевизионных приемников, а если брать МСЭ, то они считают, что у нас больше 40 млн. телевизионных приемников, это значит, что необходимо как минимум 40 млн. конверторов. А сегодня конвертор стоит порядка 200 долл. Это значит, что люди должны потратить значительные средства, чтобы иметь возможность принимать цифровое телевидение. Для многих жителей России это достаточно большие деньги, тем более, не всегда понятно, что они от этого получают. Улучшение качества - да, но они должны получать еще какую-то дополнительную информацию, дополнительные, более привлекательные фильмы, картинки.

Наверное, наша задача, которая будет рассматриваться в рамках какого-то документа, - найти пути стимулирования перехода от аналогового вещания к цифровому.


4, стр. 7-16, Вестник связи
26.04.2002
Материалы по теме:
Конференция
Минсвязи России
ФЦП «Электронная Россия»
Текст ФЦП
Биография Короткова А.В.
СМИ о ФЦП «Электронная Россия»
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Минсвязи России
Рамблер
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации