КОНФЕРЕНЦИЯ В СТАМБУЛЕ
В марте в Стамбуле прошла третья Всемирная конференция по развитию электросвязи. В ее работе активное участие принимала делегация Администрации связи Российской Федерации, которую возглавлял министр РФ по связи и информатизации Л.Д. Рейман. Он выступил на пленарном заседании. Текст его выступления с небольшими сокращениями приводится ниже. Публикуем также интервью с заместителем министра В.В. Тимофеевым) который рассказывает об итогах этой конференции.
Преодолевать разрыв в цифровых
технологиях
Л.Д. РЕЙМАН, министр Российской Федерации по связи и информатизации
На Окинавском саммите стран "Большой восьмерки" была принята "Хартия Глобального информационного общества", где равная доступность информационных технологий для людей во всем мире определена в качестве основополагающего жизненного принципа мирового сообщества. Глобализация инфокоммуникаций затрагивает все аспекты гражданского общества, включая правительственные и государственные органы, политику и экономику, бизнес и культуру, здоровье и образование.
Значительным этапом формирования глобального информационного общества, обеспечения выравнивания и гармонизации внедрения цифровых технологий между регионами и странами, городом и деревней, включая возрастные и гендерные особенности, послужит Всемирная встреча на высшем уровне по информационному обществу, которая пройдет под эгидой ООН в два этапа - в Швейцарии и Тунисе. МСЭ, как инициатор этой встречи, должен сыграть ведущую роль в ее планировании и организации в тесном сотрудничестве с другими заинтересованными организациями ООН при активном участии частного сектора. И первые шаги в постановке задач этой глобальной Встречи на высшем уровне предстоит сделать нашей конференции в продолжение решений предыдущих Всемирных конференций по развитию электросвязи в гг. Буэнос-Айресе и Валетте, а также Всемирных Форумов по политике электросвязи. Полагаем, что одной из важнейших тем для обсуждения на встрече на высшем уровне станет проблема обеспечения информационной безопасности.
Создание Национальных информационных инфраструктур, как основы Глобального информационного общества, в первую очередь, требует привлечения всех возможных ресурсов мирового сообщества. И здесь ключевым вопросом мы считаем широкое распространение новейших технологий во всех регионах мира и видим лидирующую роль МСЭ и особенно региональных и зональных представительств МСЭ, которые работают в тесном контакте с региональными и субрегиональными организациями связи. Как Председатель Совета глав Администраций связи Регионального содружества в области связи хотел бы поблагодарить МСЭ за решение открыть в Москве зональное представительство, которое, несомненно, послужит делу ускорения внедрения современных технологий в нашем регионе.
Роль Сектора развития электросвязи как связующего звена, способствующего привлечению к совместной работе по развитию электросвязи представителей как развитых, так и развивающихся стран, представляется очень важной, стимулирующей дальнейшую активизацию участия развивающихся стран на всех уровнях работы МСЭ. Стратегический план Сектора должен содержать конкретную и реальную программу работ, тесно увязанную с общемировыми тенденциями развития электросвязи и стратегическими задачами, решаемыми другими Секторами Союза, с учетом интересов развивающихся стран. В этом мы видим одну из основных задач данной конференции.
Следует также отметить большую роль, которую впервые взяли на себя региональные организации при подготовке к этой конференции. Успешная межрегиональная кооперация на ВКРЭ послужит хорошим примером при подготовке и проведении предстоящей Полномочной конференции и Встречи на высшем уровне.
Неотъемлемой частью решения глобальных задач является разработка и внедрение национальных и региональных программ. Придавая принципиальное значение развитию Глобального информационного общества, Россия последовательно проводит в жизнь положение о недискриминационном доступе к современным средствам и службам электросвязи и к соответствующим технологиям. Такой подход уже обеспечил существенное ускорение в развитии национальной сети связи и ее интеграции в глобальную информационную инфраструктуру. Большое значение придается либерализации связи. В настоящее время в России более 4500 операторов имеют около 10 тыс. лицензий на предоставление различных услуг связи, хотя мы понимаем, что добросовестная конкурентная среда внесет свои коррективы в их количество.
Разделяя принципы Окинавской Хартии, наше государство приняло федеральную программу "Электронная Россия на 2002 - 2010 гг.", закон "Об электронной подписи" и другие, которые являются важнейшими практическими шагами по созданию глобальных систем инфокоммуникаций в стране путем подготовки соответствующих законодательных актов, необходимой нормативной базы для внедрения международных проектов глобальных систем, а также являются основой для координации решения общих для этого направления проблем внутри страны.
Как и в других странах, программа "Электронная Россия" включает в себя е-правительство, е-коммерцию, е-культуру, телеобразование, телемедицину и т. д. Основной целью программы является повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет:
внедрения и массового распространения информационно-коммуникационных технологий;
обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство, распространение и защиту информации;
расширения подготовки специалистов в области высоких технологий и квалифицированных пользователей.
В результате реализации программы объем рынка информационных услуг должен увеличится в два - три раза уже к 2005 г., число пользователей Интернет - в восемь раз, парк персональных компьютеров, используемых населением, к 2010 г. - в четыре раза, а бизнесом - в 6 раз.
Большое внимание мы уделяем вопросам равнодоступности связи, в том числе, в отдаленных и малонаселенных районах, где нам приходится также учитывать не только различие между городом и деревней, но и то, что деревня в европейской части страны и деревня в Сибири - далеко не одно и тоже.
Протяженность и различная географическая и демографическая структура нашей страны также накладывает свой отпечаток на неравенство финансовых и кадровых условий в различных регионах России, что также можно характеризовать как неравенство в возможностях сокращения "разрыва в цифровых технологиях". Поэтому задачи, решаемые нами, являются общими не только для нашей страны, но и для значительного числа других стран в Азии, Африке и Латинской Америке.
Хотелось бы поделится нашими наработками и изучить опыт других стран.
Добиваясь максимального охвата населения новыми услугами в условиях экономного использования финансовых ресурсов, мы стараемся максимально использовать возможности средств связи, наиболее доступных абонентам уже в настоящее время. Для обеспечения доступа к открытым информационным системам будет максимально использоваться действующая инфраструктура телекоммуникационных сетей, включая сети связи общего пользования, ведомственные сети, а также сети, созданные в системе образования и для научных целей. В удаленных районах с недостаточно развитой наземной телекоммуникационной инфрастуктурой активно развиваются также и беспроводные технологии, в том числе и для m-коммерции.
Наибольший охват населения, как известно, достигнут средствами вещания и почты. Серьезные перспективы мы видим в интеграции и конвергенции электрической и почтовой связи.
С учетом этого начата реализация программы "киберпочты" путем компьютеризации почтовой сети и создания коллективных пунктов электронного доступа к универсальным услугам в почтовых отделениях связи. Соответствующие рабочие места доступа в Интернет уже установлены в более чем 1400 населенных пунктах, из них 500 - на селе. Такой подход открывает новые возможности предоставления универсальных услуг в самых отдаленных местах страны.
Трудно переоценить возможности и значение теле- и радиовещания для населения всех стран мира. В нашей стране для оперативного внедрения цифрового вещания, включая интерактивное, проводится цифровизация действующих аналоговых радиорелейных линий, позволяющая значительно увеличить число передаваемых ТВ программ без значительных финансовых вложений. При этом путем установки соответствующих кодеков и модемов российского производства только в пунктах ввода/вывода информации в одном радиостволе реализуется передача четырех цифровых телевизионных сигналов вместо одного аналогового. Таким образом, мы экономим не только оборудование, но и занимаемый спектр радиочастот, а также обеспечиваем переход к сети распределения телевизионного сигнала непосредственно в цифровой форме.
Как известно, очередным этапом на пути перехода к цифровому интерактивному вещанию, одному из ключевых аспектов сокращения разрыва в цифровых технологиях, послужит Региональная конференция радиосвязи РКР04/05 по планированию цифрового вещания. На этой Конференции планируется рассмотреть различные аспекты поэтапного перехода с аналогового на цифровое радиовещание, включая вопросы расширения зоны частотно-территориального планирования радиовещания с учетом интересов развивающихся стран Азии и Африки. В ближайшее время необходимо разработать и согласовать техническую базу для этой важнейшей конференции, и это является первоочередной задачей Сектора радиосвязи.
Управление использованием радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи также является одним из важнейших вопросов, где по нашему опыту необходимо оказывать помощь развивающимся странам. Ряд стран Регионального содружества в области связи предложил включить в План действий Стамбула, который нам предстоит принять, вопрос укрепления национальных регулирующих органов Администраций связи в области управления использованием радиоспектра, что имело бы очень большое значение.
Построение информационного общества невозможно без подготовки как специалистов по информационно-коммуникационным технологиям, так и квалифицированных пользователей. Сектор развития электросвязи МСЭ уделяет большое внимание развитию всех форм обучения и тренинга, включая развитие сети центров обучения специалистов верхнего звена. Такие центры уже созданы и создаются в различных регионах мира.
Подготовка и переподготовка специалистов в области инфокоммуникаций проводится в рамках Регионального содружества в области связи в тесной кооперации между университетами и учебными институтами различных стран. Создавая центр обучения специалистов высшего уровня для нашего региона на базе крупнейшего в Содружестве независимых государств Московского технического университета связи и информатики, мы поддерживаем предложения об организации тесного взаимодействия между всеми Центрами обучения в сфере обмена опытом, разработки единых программ обучения, создании и обеспечении доступа к общей информационной базе. Участие в этой работе крупнейших университетов и академий разных стран и регионов мира позволит повысить эффективность и качество обучения на всемирной основе с учетом региональной и языковой специфики. Наши предложения по вопросам телеобразования, а также телемедицины, опыт их применения в нашем регионе более подробно будут представлены в намечаемых презентациях.
Особое внимание в программах повышения квалификации следует уделить гендерным аспектам и работе с молодежью. В этой связи хотелось бы поздравить Бюро развития электросвязи и Африканский Союз Электросвязи с успешным проведением сессии для молодежи на форуме "Африка-Телеком 2001". Этот опыт следует всемерно поощрять.
В заключение отмечу важность более тесного контакта Сектора развития с другими Секторами МСЭ и не только путем использования результатов их исследований, но и посредством организации целевого заказа по тематике, представляющей наибольший интерес для развивающихся стран.
Без энергичной совместной работы, направленной на сокращение разрыва в использовании современных цифровых технологий, невозможны кардинальные качественные изменения в развитии всего мирового сообщества, в деле обеспечения реального доступа к универсальным услугам связи любого человека в любой точке земного шара на недискриминационной основе. На решение этой кардинальной проблемы должны быть направлены наши основные усилия, и здесь мы имеем перед собой неисчерпаемое поле деятельности.
4, стр. 157-159, Вестник связи
26.04.2002
|