Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

«Электронная Россия: проблемы и перспективы»
Интернет-конференция

Обзор публикаций СМИ о ФЦП «Электронная Россия»


УПРАВЛЕНИЕ И УПРАВЛЯЕМОСТЬ

Если судить по посланию президента Федеральному собранию, то в отличие от предыдущего послания экономический либерализм становится основным стержнем политики государства. Исходя из этого правительству поручено провести конкретную работу по реформированию органов госуправления. При этом в послании сформулированы конкретные направления, в рамках которых реформирование должно происходить. Естественно предположить, что эти направления и все с ними связанное предварительно были хорошо взвешены и прошли научную экспертизу.

...Из множества проблем современной экономики остановимся лишь на одной - проблеме управления и управляемости.

Проблема эффективности управления является всеобщей, не имеющей идеологических предпочтений. Неэффективная система управления может парализовать любую форму хозяйствования, а эффективная - обеспечить ее процветание. Стало быть, любая экономическая идея сама по себе, без мер, обеспечивающих ее устойчивое функционирование, мало чего стоит. В свою очередь, рутинная и трудоемкая работа в сфере организации управления может стать эффективной при непременных условиях: ясности государственной (применительно к предприятиям - корпоративной) политики, наличия объективной информации, подготовленного персонала, системы принятия решений...

Без полного доверия к информации и без профессиональной (научно обоснованной!) системы принятия решений любые слова о необходимости совершенствования системы управления не более чем пустое сотрясение воздуха или имитация государственного (корпоративного) строительства. Несколько слов об имитации.

Нынешнее состояние нашего общества обусловило особую востребованность людей, способных имитировать деятельность. Подобная категория людей во власти была и, видимо, будет во все времена. Но сейчас их присутствие превысило критическую массу. Следствием этого стала проблема проведения тендеров на поставку продукции для нужд государства. Условия дроведения таких псевдоконкурсов разрабатываются, как правило, с ориентацией на заранее выбранного поставщика или исполнителя.

Примеров множество... Федеральное ведомство объявляет конкурс на осуществление комплекса работ по внедрению информационных технологий. В условиях проведения конкурса определяется требование к потенциальному победителю - о закупке более тысячи импортных персональных компьютеров в срок не более 60 дней. Для каждого, кто хоть чуть-чуть посвящен в технологию оформления подобных сделок с зарубежными партнерами, очевидно, что это условие конкурса - свидетельство сговора. Возникает множество вопросов. При чем здесь вообще компьютеры и эти "60 дней", если в ведомстве отсутствует даже представление о целях и задачах информатизации ведомства, если отсутствует не только проект, но и техническое задание на работы? Ответ очевиден: чем больше тумана, тем выгоднее компаниям, специализирующимся на выстраивании отношений с "отдельно взятыми" работниками госаппарата и на паразитировании за счет государства.

Другой пример: два или более пограничных региона, находящихся в единой "зоне радиовидимости", раздельно арендуют спутниковые каналы. И за все это платят сполна. Из бюджета!..

Но это лишь частности. Общая картина с прозрачностью системы госуправления выглядит куда более серьезно. Нельзя сказать, что для исправления ситуации ничего не делается. Например, созданы и продолжают создаваться "электронные площадки" для "прозрачной" торговли. Но для тех, кто продолжает действовать не во имя государства, а за счет него, эта прозрачность губительна. По этой причине "электронные площадки" выполняют лишь роль демонстрации информационных возможностей, и только. И одно это способно обесценить все работы, проводимые в рамках федеральной программы "Электронная Россия" и сопряженных с ней программ.

Но не все так мрачно. К счастью, человечество давно выработало способы повышения эффективности и устойчивости системы государственного (корпоративного) управления. Прежде всего это синтез профессионального консалтинга, информационных систем, обеспечивающих прозрачность финансовых потоков, системы продвижения товаров и услуг и современных технологий принятия решений.

Более 20 лет назад наиболее развитые страны встали на путь перехода от индустриального общества к информационному. Визитной карточкой, отражающей успех того или иного государства на этом пути, является соотношение доли ВВП, обеспечиваемой "новой экономикой" (биотехнология, информатика, микроэлектроника, синтезированные материалы и т.д.), к общему объему ВВП. И здесь тысячу раз прав Герман Греф, который для нынешней России с ее сырьевой ориентацией видит главным вектором развития движение в направлении "новой экономики".

Вся предыстория нашего государства, его научный, производственно-технологический и кадровый потенциалы пока еще позволяют встроиться в этот фарватер. Но для этого необходима ясная и деятельная государственная политика.

Весьма обнадеживающими выглядят примеры грамотного решения подобных вопросов в ряде регионов. Остановимся на опыте департамента науки и промышленности правительства Москвы. Понимая, что без полноценного вовлечения предприятий в единое информационное пространство обеспечить их реструктуризацию и создание эффективной системы продвижения товаров и услуг невозможно, департамент сначала сформулировал и обосновал основные задачи, которые должны быть решены с помощью современных информтехнологий. Для обоснования целей потребовалось почти полгода напряженной работы не только данного департамента, но и других департаментов правительства, взаимодействующих с ним. И это был лишь предпроектный этап, в котором с момента постановки задачи участвовала консалтинговая компания, в обязанности которой входило:

- диагностирование текущего состояния уровня организации и системы управления департамента; выделение основных симптомов и тенденций в сфере организации и управления;

- оценка степени адекватности организационной структуры целям и задачам организации;

- оценка эффективности функционирования имеющихся систем и процедур управленческого учета;

- оценка противоречий и пробелов в нормативно-методической базе;

- разработка и согласование методики оперативного прогноза промышленной продукции и методики структурного анализа производства;

- построение виртуальной организационной модели и системы управления и оценка их эффективности;

- подготовка предложений по совершенствованию системы организационного управления по результатам моделирования и т.д.

По итогам исследований был внесен ряд существенных уточнений в проект технического задания. При этом важно заметить, что даже после согласования задания никаких закупок средств, в отличие от приведенного выше примера, не производится.

Даже этот далеко не полный перечень задач показывает, что при формировании технического задания на создание информационных систем недопустимо полагаться лишь на опыт и интуицию отдельных руководителей или специалистов. Необходим профессиональный консалтинг.

К сожалению, на российском рынке сегодня доминируют заморские консалтинговые компании. При всем уважении они имеют общий недостаток - их цели не лежат в сфере российских интересов.

Наряду с этим российские консалтинговые компании начинают занимать все более заметную роль на рынке. Причем не только в России, но и за ее пределами. Приведу лишь несколько примеров. Два первых из них - компании, являющиеся активными последователями "школы Физтеха". Это прежде всего Аналитический центр "Концепт" и научно-консалтинговая компания "Метасинтез". Их отличительной особенностью является способность концептуально подходить к решению проблемы любой степени сложности так, что становится реально осуществлять ее корректное представление на модельном уровне без потери связности. И ряд крупнейших мировых консалтинговых фирм вышли с предложениями к этим компаниям о координации действий на российском и зарубежном рынках.

В порядке примера можно привести и ряд других успешных консалтинговых компаний (ЗАО "ЭНПИ Консалт", ряд компаний Санкт-Петербурга и других регионов). Внушительными возможностями обладают фирмы, специализирующиеся на создании информационных продуктов (ООО "И-Система", ЗАО "ИНЭК", ЗАО "Гopoд-info" др.).

Видимо, учитывая это обстоятельство, департамент с самого начала работ принял однозначную ориентацию на отечественных исполнителей. После тщательного рассмотрения в качестве основного исполнителя работ и системного интегратора была определена молодая, быстро растущая компания ООО "И-Система" - дочерняя компания высокотехнологичной АФК "Система".

Весьма примечательными оказались аргументы, которые стали решающими при выборе именно этой компании. Вот они:

1. Для особо сложных проектов компания сформировала устойчивую кооперацию с рядом ведущих научных центров страны, специализирующихся на информационных технологиях.

2. Компания располагает собственным программным продуктом, сертифицированным в ряде стран и позволяющим обеспечить прозрачность финансовых потоков, а также прозрачность системы продвижения товаров и услуг на всех их стадиях.

3. Через свою "материнскую" компанию - АФК "Система" потенциальным заказчикам предложен практически ничем не ограниченный телекоммуникационный ресурс.

4. Компанией предложены простые и эффективные меры, осуществление которых позволяет решить самую сложную проблему -побудить предприятия включаться в создаваемую информационную аналитическую систему "Московская промышленность" (ИАЦ) и представлять департаменту корректную и своевременно обновляемую информацию, Вот некоторые из этих мер: - первоочередной муниципальной поддержкой пользуются предприятия, финансовая и производственная прозрачность которых не вызывает сомнений и которая в любой момент может быть предоставлена департаменту ИАЦ;

- ИАЦ осуществляет постоянный мониторинг технологических и производственных возможностей предприятий и обеспечивает необходимой информацией предприятия, что крайне необходимо в условиях динамично меняющейся ситуации в промышленности, являющейся следствием кризиса, для налаживания кооперации:

- департамент участвует в выводе предприятий на биржу (со страхованием до 50% риска, связанного с выпуском акций) лишь при полной уверенности в их информационной прозрачности;

- предприятиям предлагаются меры, способствующие продвижению товаров и услуг на внутреннем и на внешнем рынках, и др.

Правильно выбранная методология проведения работ позволила уже на предпроектной стадии предусмотреть ряд решений, которые имеют серьезную перспективу для их тиражирования при осуществлении аналогичных проектов в других регионах. Более того, уже сегодня с этой компанией подписаны соответствующие договоры с рядом промышленных министерств и ведомств СНГ.

Это один из примеров. И от того, насколько активной будет роль государства в этом вопросе, зависит, станут ли такого рода примеры обычной нормой.

Резюме

1. Система госуправления является лишь частным случаем более общей проблемы госстроительства, и совершенствование ее не может рассматриваться как самостоятельная задача. Стремление государства к переходу в качественно новое состояние, с доминированием "новой экономики", должно сопровождаться активной политикой в области информатизации государственной (корпоративной) системы управления.

2. В целях прекращения необоснованного расходования бюджетных средств, выделяемых на информатизацию, необходимо ввести практику проведения независимой экспертизы проектов и обеспечить прозрачность выбора исполнителей работ.

3. Необходимо обеспечить деятельный государственный контроль за закупками товаров и услуг для государственных нужд, главным образом посредством электронной торговли с "обезличенными" поставщиками (на стадии проведения конкурсов).

4. Сложившаяся ситуация на рынке информтехнологий позволяет федеральным и региональным структурам, составляющим систему госуправления, сделать однозначный выбор в пользу отечественных консалтинговых компаний и системных интеграторов.Реальные шаги в этом направлении отвечали бы национальным интересам.

Фото:

- Сегодняшнее руководство страной и бизнесом невозможно без информационных технологий


Н. Михайлов, действительный государственный советник 1-го класса, доктор экономических наук, професс, 86, стр. 12, Россiя
22.05.2002
Материалы по теме:
Конференция
Минсвязи России
ФЦП «Электронная Россия»
Текст ФЦП
Биография Короткова А.В.
СМИ о ФЦП «Электронная Россия»
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Минсвязи России
Рамблер
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации