РОССИЙСКАЯ ТРОПА В МИРОВОЙ IТ-БИЗНЕС
КОМПАНИЯ Cognitive Technologies - создатель таких популярных программных продуктов, как система автоматизации документооборота "Евфрат" или система распознавания текстов OCR CuneiForm. Она является лидером на рынке проектной интеграции: разрабатывает корпоративное программное обеспечение, оказывает консалтинговые услуги в крупных проектных работах.
Разработки Cognitive Technologies присутствуют в продукции таких лидеров мировой индустрии информационных технологий, как Canon, Hewlett-Packard, IBM, Intel, OKI, Olivetti, Oracle, Xerox, Seiko Epson. Услугами компании пользуются министерства и ведомства России и стран СНГ, крупные корпорации, коммерческие банки. Из года в год Cognitive Technologies признается экспертами одной из самых динамично развивающихся компаний России. На вопросы корреспондента "РГ" ответила Президент компании Cognitive Technologies Ольга УСКОВА.
- В начале года Правительство утвердило федеральную целевую программу "Электронная Россия". Уполномоченные министерства уже приступили к ее реализации. Как вы полагаете, способна ли она обеспечить России прорыв в области информационных технологий?
- Я очень высоко оцениваю "Электронную Россию". Сами по себе обеспеченные бюджетом госзаказы, конечно, серьезное подспорье для российской высокотехнологичной отрасли. Но, на мой взгляд, еще важнее маркетинговый и структурообразующий эффект государственной программы информатизации такого масштаба. Ничего подобного за последние десять лет в стране не предпринималось. Российские компании, работающие в сфере информационных технологий, благодаря "Электронной России" обретают принципиально иной статус, что неизбежно скажется на уровне их сотрудничества с иностранными партнерами. За счет информатизации государственных структур заметно расширится рынок проектной интеграции, на котором активно работает, в частности, наша компания. Будет, наконец, принят специальный закон...
- То есть вы заинтересованы в регламентации вашей деятельности со стороны государства? Почему? На первый взгляд отсутствие четких законодательных норм имеет свои серьезные плюсы...
- Все зависит от уровня бизнеса. Мелкое предпринимательство, связанное, например, с куплей-продажей компьютерного "железа", действительно выигрывает от законодательного вакуума. Другое дело - компании, ведущие серьезный бизнес, и как следствие, нуждающиеся в долгосрочных инвестициях. Серьезный инвестор испытывает определенную аллергию на "серые" схемы. Интересы государства, желающего получать налоги, и инвестора, предпочитающего полную прозрачность бизнеса своего партнера, в определенной точке совпадают и дальше идут рука об руку. Прозрачный бизнес сам по себе притягивает иностранные инвестиции. И однажды сумма этих инвестиций начинает превышать сумму выплаченных налогов. Для того чтобы нормально развиваться, российская высокотехнологичная отрасль должна пройти эту точку и двигаться дальше.
- Ольга Анатольевна, ваша компания имеет солидный опыт сотрудничества с иностранными партнерами. Как вы оцениваете перспективы российских компаний, занимающихся информационными технологиями, на внешних рынках?
- Путь на американский рынок - самый богатый и развитой рынок информационных технологий - для нас пока заказан. Там непомерно раздута маркетинговая составляющая, и российские компании просто не смогут продвинуть свои продукты. Этот рынок давно поделен, и потому даже минимальное представление нового продукта обойдется в США не менее чем в 10-12 миллионов долларов. По российским меркам - это огромные деньги, которые со значительно большим эффектом могут быть использованы в России. "Заходить" туда нам пока нет смысла.
Зато европейский рынок в этом отношении для нас куда доступнее. Особенно, на мой взгляд, перспективна Северная Европа. Дело в том, что наша отрасль информационных технологий наиболее успешно продвигается на западные рынки там, где имеются встречные бизнес-интересы. Финляндия или Швеция кровно заинтересована в продвижении своих товаров на российский рынок: их здесь довольно много, потребитель к ним привык. Торгуя в России, иностранные фирмы используют тот или иной программный продукт, коммуникации, связь. Объективно им все равно, кто получит деньги, скажем, за программу, использованную для продаваемого в России мобильного телефона. Для нас же подобные заказы крайне важны. И вот здесь на помощь российскому высокотехнологичному бизнесу могло бы прийти государство. От него требуется лишь увязать размещение товаров на российском рынке с обязательством использовать только российский программный продукт. Правительство КНР, скажем, уже давно увязывает импорт с подобными обязательствами в отношении национального сектора высоких технологий. Правда, вступление в ВТО протекционистские возможности Правительства значительно сузит. Однако Китай все равно в конце прошлого года приняли в ВТО, а эта позиция осталась неизменной.
- А как вы относитесь к перспективам России на рынке, оффшорного программирования? Индии, например, удалось добиться в этой области впечатляющих успехов. Индийская индустрия информационных технологий в истекшем году заработала только на оффшорном программировании порядка 5, 5 миллиарда долларов.
- Мы тщательно изучили индийский опыт. Мое мнение на этот счет таково: Россия должна найти на рынке оффшорного программирования свою нишу, отличающуюся от индийской. Вообще у России в мировой IТ-бизнес своя тропа.
Оффшорное программирование подразумевает выполнение больших объемов операций, не требующих высокой квалификации от исполнителей. Размещая заказ в Индии, американские фирмы добиваются феноменально низкой себестоимости. В Индии очень маленькая потребительская корзина. Зарплата программиста (около 200$) там считается достаточно высокой. Однако значительная часть программных продуктов нуждаются в "доводке" специалистами более высокого уровня. Индийские "полуфабрикаты" "доводят" главным образом в Америке. Это обходится заказчикам недешево. Так вот Россия по уровню подготовки специалистов и ряду других параметров могла бы взять основной объем работ этого этапа на себя.
- При высоких темпах роста, отличающих вашу компанию, неизбежен определенный кадровый голод. Как вы решаете эту проблему?
- Наиболее остро у нас ощущается недостаток не программистов, как может показаться на первый взгляд, а квалифицированных маркетологов, грамотных менеджеров с отраслевой спецификой. Мы готовим для себя специалистов этого профиля в Высшей школе экономики и Физтехе. Ведь разработать что-то ценное - это еще полдела. Тот, кто успешно продает конечный продукт, всегда выигрывает больше. Надо учиться это делать профессионально.
Вела беседу Тамара РУБИЛОВА., 89, стр. 6, Российская Газета
22.05.2002
|