ИЛЛАРИОНОВ И ГРЕФ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Организаторами проходящего в эти дни семинара в Голицино стали Московская школа политических исследований, МИД России и Совет Европы. В первый же день его работы советник президента Илларионов выступил с докладом «Загадка экономического роста (спада) России». Как уже писала «Газета.Ru», чтобы разгадать загадку русской экономики, Андрей Илларионов ушел в глубокое прошлое. Он проанализировал темпы прироста ВВП в России за последние 116 лет. Оказалось, что последний экономический спад в России, начавшейся в 1990 году и составивший 45% ВВП, по своим объемам находится на втором месте – сразу за самым глубоким спадом периода революции и гражданской войны (57,3%), а по продолжительности (9 лет) не имеет равных в российской истории. Последний кризис Илларионов разбил на три этапа: 1992-1994 гг., 1995-1998гг., 1999-2001гг. и высказал мнение, что если в первый период страна испытывала спад по объективным причинам, то последующие четыре года для России были просто потеряны. Это стало возможным из-за неправильной экономической политики. Политика искусcтвенного завышения рубля, «валютного коридора», залоговых аукционов, бездумных заимствований (когда только за 7 месяцев внешний долг был увеличен на $23 млрд), по мнению Илларионова, не могла не привести к очередному спаду и «стоила нам очень дорого, стоила просто жизней части населения».
Все же экономический советник Кремля отказался признать, что именно он советует президенту ругать правительство: «Я не слышал, чтобы правительство ругали – президент просто заметил, что при таких прогнозах правительства до 2005 года, и пессимистичном, и оптимистичном, мы не ликвидируем отрыва от развитых стран» Илларионов вновь апеллировал к прошлому – еще в декабре 1999 года Путин написал статью о том, что если темпы роста в России ежегодно будут составлять 8%, то через 15 лет мы сможем догнать Португалию. Именно с этой программой Владимир Путин выходил на выборы. Ее поддержал народ России. Под нее, по словам Илларионова нанимали правительство: «И до марта 2002 года никто эту программу не подвергал сомнениям». Теперь же, по мнению Илларионова, новорожденное Минэкономразвития публикует прогноз, согласно которому происходит «тихое» изменение всей программы.
Между тем главный объект илларионовской критики – министр экономического развития и торговли Герман Греф – достаточно уверенно говорит об успехах российских реформ. На прошедшей вчера конференции «Перспективы российско-европейской интеграции в XXI веке» Греф, конечно, не стал касаться низких темпов роста российской экономики, но перечислил те действия правительства, которые способствуют экономическому сближению России и Европы: принятие новых налоговых и дерегулирующих законов, улучшающих инвестиционный климат, постепенная унификация российского законодательства с европейским, например – в области стандартизации и таможенных процедур. Также к достижениям Греф отнес новую договоренность о торговле сталью, успешные совместные проекты в высокотехнологическом секторе (космос и другие направления), а также принятие в России программ «Электронная Россия» и «Электронное правительство». При этом противоречий хватает – ЕС занимает жесткую позицию в вопросе о вступлении России в ВТО, не спешит давать Москве рыночного статуса. Европейские представители постоянно ставят проблему унификации российских и международных цен на энергоносители – российская промышленность якобы получает скрытые госсубсидии за счет низких цен на газ и электроэнергию. По мнению Германа Грефа, такой проблемы просто не существует – нет никаких «международных» цен. У каждой страны объективно существуют свои цены. Другой нерешенной проблемой остается Калининград. Неудивительно, что, по мнению главы МЭРТ, сегодня речь не идет о скором разрешении всех вопросов. Кстати, Андрей Илларионов на вопрос о возможном вхождении России в ЕС ответил вполне определенно: «В ближайшее время нам это не грозит».
Наталья Копосова, Газета.Ru
28.05.2002 13:31:00
|