ПРОГРАММА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ВСЕМИРНОЙ АКАДЕМИИ ВОИС ДЛЯ РОССИИ
В последние годы в России на всех уровнях управления стали признавать важность правового регулирования отношений, касающихся сферы интеллектуальной собственности для развития национальной экономики. У нас находит все более широкое понимание того, что результаты интеллектуальной деятельности могут стать одним из главных экономических ресурсов государства. Все это способствует стремительному развитию законодательства, регулирующего отношения, связанные с созданием, правовой охраной и коммерческим использованием изобретений и других объектов промышленной собственности, и потребность в применении этого законодательства на практике непрерывно растет.
Вместе с тем требует совершенствования правоприменительная практика. Дело не только в сложности и многоаспектности предмета правового регулирования, но и в недостаточной квалификации лиц, применяющих законодательство, в частности ученых, специалистов, руководителей предприятий и организаций. Для решения этой проблемы нужно предоставить всем желающим возможность пройти хотя бы минимально необходимое обучение.
Сегодня учебные программы по праву и экономике интеллектуальной собственности имеются только в отдельных образовательных учреждениях. Иногда они реализуются в рамках вузовской системы образования, а чаще - в послевузовской. Целенаправленно названной проблемой занимается Российский государственный институт интеллектуальной собственности (РГИИС), подведомственный Роспатенту. Здесь соответствующие курсы включены в учебные планы, предназначенные для обучения по специальностям "Юриспруденция" и "Экономика" с присвоением квалификации бакалавр права со специализацией в области права интеллектуальной собственности и квалификации специалист "экономист". Осуществляются программы профессиональной переподготовки для патентоведов, программы для аспирантов; предусмотрены также программы краткосрочных форм обучения. Однако ни имеющихся в РГИИС, ни в других вузах возможностей недостаточно для обеспечения должной подготовки лиц, занимающихся созданием результатов интеллектуальной деятельности, получением на них охранных документов и коммерческой реализацией.
Причины сложившейся ситуации обусловлены рядом обстоятельств.
Во-первых, в основном обучение осуществляется на платной основе. При этом стоимость обучения достаточно высока. Обычно она соизмерима со стоимостью обучения по другим программам, относящимся к области юриспруденции. Соответственно желающие повысить свою квалификацию в рассматриваемой сфере не всегда способны оплатить обучение, в особенности если это - работники бюджетных организаций или изобретатели-одиночки.
Во-вторых, преподавателей, способных осуществлять обучение по программам права и экономики интеллектуальной собственности, явно недостаточно, особенно в региональных образовательных учреждениях. Как правило, преподавательской деятельностью занимаются отдельные специалисты - патентоведы или юристы, имеющие большой опыт практической работы в области промышленной собственности. Такие специалисты обычно имеют склонность к преподавательской работе, но их немного.
Доперестроечное поколение патентоведов в связи с ликвидацией патентных подразделений в конце 80-х - начале 90-х годов отошло от дел. Новое поколение, формирующееся благодаря возрождению патентных отделов, еще не окрепло. Каков же выход из сложившейся ситуации, как сделать обучение массовым, недорогим и качественным?
Представляется, что решение диктует сама жизнь: развитие средств обработки информации и телекоммуникационных систем связи позволяет, как выразился министр образования В.М. Филиппов, "образовательным услугам идти к человеку -за границу или в деревню, неважно".
В первую очередь здесь имеется в виду использование дистанционных форм обучения с применением сети Интернет. Причем речь идет не об освоении сетевого пространства и умении находить во Всемирной паутине нужную информацию, а об образовании на расстоянии, аналоге заочного обучения в улучшенном варианте.
Как известно, 10.07.2001 г. Советом Госдумы уже рассмотрен законопроект "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", включающий положения о дистанционном обучении, первое чтение которого намечалось на весну 2002 г. При этом развитие системы дистанционного обучения рассматривается в качестве одной из задач в комплексе мероприятий Федеральной целевой программы "Электронная Россия 2002-2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.01.2002 г. N 65.
Реализация этой задачи требует не только развития и широкого применения информационных и коммуникационных технологий. Важно обеспечить доступ обучаемых к учебно-методическим материалам, представляющим целостное описание изучаемого предмета, сборникам тестов, упражнениям и т. п.
Предполагается, что обучаемый должен самостоятельно осваивать учебный курс, периодически по мере надобности общаясь по электронной почте с преподавателем с целью получения ответов на возникающие вопросы. Разработка таких материалов, особенно относящихся к сложной и многоаспектной сфере права интеллектуальной собственности, - задача весьма трудоемкая.
Всемирная Академия Всемирной организации интеллектуальной собственности (далее - ВА ВОИС) предлагает странам - членам ВОИС воспользоваться разработанной в ВА ВОИС учебной программой, доступ к которой осуществляется через сеть Интернет.
Учебная программа дистанционного обучения "Основы интеллектуальной собственности" ВА ВОИС позволяет получить основополагающие знания, относящиеся к этой области. Она ориентирована на начинающих и рассчитана на 50 учебных часов. Перед началом обучения организаторами осуществляется регистрация обучаемых в ВА ВОИС по индивидуальным паролям. Эти пароли используются для доступа к учебным модулям программы через сеть Интернет. Срок доступа составляет шесть недель. ВА ВОИС представляет доступ к программе три раза в год: в марте-апреле, июне-июле, октябре-ноябре.
Взаимодействие обучаемого с преподавателями осуществляется посредством электронной почты. Предполагается, что с учебными материалами модулей программы ВА обучаемый работает самостоятельно, сидя за компьютером или распечатав их на бумажный носитель, а с преподавателем или администратором общается только в тех случаях, когда необходимо получить ответ на возникающие вопросы, связанные с изучением материалов программы.
Такая технология обучения может быть реализована, если обучаемый работает индивидуально (дома, на работе, в интернет-кафе и т. п.) либо в специально оборудованных компьютерных классах.
Завершившие курс обучения должны сдать экзамен, который проводится в режиме непрерывного сеанса прямой связи с ВА ВОИС примерно в течение четырех часов. Доступ к вопросам экзамена предоставляется только на последней шестой неделе обучения и только лицам, прошедшим все контрольные тесты, которыми завершается изучение каждого отдельного модуля программы.
Успешно сдавшим экзамен высылается сертификат ВА ВОИС, удостоверяющий прохождение обучаемым курса по программе дистанционного обучения ВА ВОИС.
Для регионов, где Интернет-связь затруднена или слишком дорога, возможно использование учебного курса, записанного на CD-ROM. В этом случае обучаемый для того, чтобы получить сертификат ВА ВОИС, должен иметь прямой доступ к базе данных ВА ВОИС только для выполнения контрольных заданий и сдачи экзамена.
Разработанная ВА ВОИС программа представлена на английском, французском и испанском языках в идентичных версиях. Если организаторы обучения имеют намерение привлечь к обучению пользователей, не владеющих указанными языками, необходим перевод учебных материалов на язык пользователей. Так было сделано, например, в 2001 г. в Китае, когда там было запущено обучение на китайском языке.
12 октября 2001 г.было подписано Рамочное соглашение о сотрудничестве между Роспатентом и ВОИС, одна из позиций которого предусматривает взаимодействие с целью организации дистанционного обучения основам интеллектуальной собственности по учебной программе ВА ВОИС в России, а также для русскоговорящих специалистов в странах СНГ и дальнего зарубежья. В связи с реализацией достигнутых договоренностей в 2001 г. состоялся визит делегации Роспатента в ВА ВОИС.
Специалисты Роспатента ознакомились с деятельностью ВА ВОИС и детального обсудили вопросы, касающиеся организации обучения русскоязычного контингента по программам дистанционного обучения ВА ВОИС. Предполагается, что Роспатент будет выступать в качестве партнера ВА ВОИС и центра по поддержанию на постоянной основе процесса дистанционного обучения на русском языке по единой международной учебной программе ВА ВОИС. К настоящему времени работа по запуску версии учебной программы на русском языке Роспатентом начата. В частности, осуществлен перевод учебных материалов ВА ВОИС на русский язык, и приказом по Роспатенту создана Рабочая группа для проведения соответствующих работ, в состав которой входят ведущие специалисты Управления международных связей Роспатента, Федерального института промышленной собственности (ФИПС) и Российского государственного института интеллектуальной собственности (РГИИС). Перед Рабочей группой поставлены задачи по реализации пилотного проекта организации дистанционного обучения по программе ВА ВОИС на русском языке и разработке Концепции правового, методологического, организационно-технического и финансового обеспечения процесса дистанционного обучения на постоянной основе.
Реализация пилотного проекта предполагает завершение процесса перевода учебных материалов и диалогового интерфейса на русский язык, их редактирование, озвучивание, запись аудиофайлов в согласованном формате, монтаж текстовых и звуковых модулей, решение других организационно-технических вопросов. Необходимо также подготовить преподавателей, администраторов, набрать обучаемых и организовать их самообучение с предоставлением консультаций, прохождением контрольных тестов, сдачей экзамена и получением сертификата ВА ВОИС.
Разработка концепции предполагает определение роли и места системы дистанционного обучения по программе ВА ВОИС в российской системе образования. Решение этого вопроса не так просто, как это может показаться на первый взгляд, учитывая то обстоятельство, что задача по созданию нормативной правовой базы информатизации образования лишь поставлена в Федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)".
В планы Рабочей группы входят проработка законодательных актов, относящихся к образовательной деятельности, организация взаимодействия Роспатента с Минобразования РФ, администрациями регионов РФ, руководителями образовательных учреждений с целью максимального привлечения всех заинтересованных лиц, в том числе изобретателей, патентоведов, информационных работников, к организации обучения и самообучению. Немалая роль в реализации этих планов может быть отведена патентным поверенным, которые захотят принять участие в организации обучения по программе дистанционного обучения ВА ВОИС на местах. Очевидно, что для участия в этом процессе сначала им придется самим пройти обучение и получить сертификат ВА ВОИС, а затем уже выступать в роли организаторов (администраторов) и/или преподавателей. В качестве последних смогут выступать не только патентные поверенные, но и опытные патентоведы, юристы, получившие сертификат ВОИС.
Для эффективной преподавательской деятельности по программе ВА ВОИС вряд ли будут достаточными знания в объеме учебных материалов ВА ВОИС. Поскольку предполагается, что Роспатент будет выполнять роль центра по поддержанию взаимодействия с ВА ВОИС и обеспечению доступа к программе ВА ВОИС, то скорее всего к этой деятельности Роспатентом будут допускаться специалисты, прошедшие обучение в РГИИС по специально разработанным программам, позволяющим иметь более глубокие знания, чем это определяется программой ВА ВОИС. То есть по существу предполагается, что РГИИС будет готовить преподавателей для предоставления консультаций по программе дистанционного обучения ВА ВОИС.
Так можно кратко охарактеризовать разворачивающиеся работы Роспатента по внедрению в России системы дистанционного обучения по программе ВА ВОИС с использованием сети Интернет. В заключение отметим, что Рабочая группа готова принять к рассмотрению инициативные предложения, направленные на масштабное внедрение системы дистанционного обучения по программе ВА ВОИС в России и на ее использование русскоговорящими специалистами в СНГ и странах дальнего зарубежья.
Контактные телефоны:
240-34-17 - Крюкова Марина Викторовна,
240-35-37 - Обух Алексей Иванович.
А. КОРЧАГИН, генеральный директор Роспатента, О. АЛЕКСЕЕВА, заместитель директора ФИПС (Москва), 5, стр. 56-59, ИС. Промышленная собственность
20.05.2002
|