Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

«Электронная Россия: проблемы и перспективы»
Интернет-конференция

Обзор публикаций СМИ о ФЦП «Электронная Россия»


ИНТЕРВЬЮ

Д.А. Медведев Первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ. заместитель председателя совета директоров ОАО "Газпром", действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса.

Дмитрий Анатольевич Медведев родился 14 сентября 1965 г. в г. Ленинграде.

В 1987 г. окотил юридический факультет Ленинградского государственного университета, в 1990 г. - аспирантуру ЛГУ. Кандидат юридических наук.

В 1990 - 1999 гг. - ассистент, доцент Санкт-Петербургского государственного университета.

В 1990 - 1995 гг. - советник председателя Ленинградского городского совета, эксперт комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга.

В 1999 г. - заместитель руководителя Аппарата Правительства РФ.

В 1999 - 2000 гг.-заместитель руководителя Администрации Президента РФ.

В 2000 - 2001гг.- председатель совета директоров ОАО "Газпром".

С 2000 г. по настоящее время - первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ.

С 2001 г. но настоящее время -заместитель председателя совета директоров ОАО "Газпром".

Женат, имеет сына.

Сегодня мы поговорим о проблемах, которые не понаслышке известны многим нашим гражданам, занятым на государственной службе России. Речь пойдет о готовящемся реформировании этой системы. "Узких мест" в данной сфере немало, поэтому хотелось бы знать, на что будет обращено внимание в первую очередь, какие ставятся стратегические задачи, какие изменения уже происходят.

Отвечает на наши вопросы первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ Дмитрий Анатольевич Медведев, возглавляющий межведомственную рабочую группу по подготовке реформы государственной службы.

- Дмитрий Анатольевич, какие же изменения ждут нашу систему государственной службы, связаны ли они с судебной, правоохранительной реформами?

- Прежде всего хочу сказать, что разработана концепция реформирования системы государственной службы

Российской Федерации. Она утверждена Президентом РФ и предусматривает модернизацию всех видов государственной службы: гражданской, военной и службы в правоохранительных органах (так называемой специальной).

В своем ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент РФ отметил, что результатом административной реформы должно стать государство, адекватное нашему времени и целям, перед которыми стоит наша страна, а государственный аппарат должен быть эффективным, компактным и работающим.

Программу реформирования и новые федеральные законы в соответствии с распоряжением Президента РФ готовят комиссия во главе с М.М. Касьяновым и межведомственная рабочая группа. У этих органов разные полномочия: межведомственная рабочая группа вместе с экспертами в области государственного управления и государственной службы, а также специалистами из государственных органов готовит проекты документов, а комиссия принимает по ним решения и представляет их Президенту РФ.

Реализация концепции рассчитана на 2003 - 2005 гг., в течение которых предполагается осуществить ряд взаимосвязанных мероприятий на основе программы реформирования государственной службы и пакета новых федеральных законов.

Мероприятия программы реформирования государственной службы распространяются, как я упомянул, на все виды государственной службы, в том числе на службу в аппаратах судов и правоохранительных органов. Поэтому период реформирования государственной службы синхронизирован с периодом модернизации судебной и правоохранительной сфер.

В текущем году планируется внести в Государственную Думу ряд ключевых документов - базовый закон о системе государственной службы в Российской Федерации и закон о государственной гражданской службе, а также подготовить законопроекты о видах государственной службы, пенсионном обеспечении государственных служащих и др.

Реформа государственной службы направлена, в первую очередь, на трансформацию системы прохождения государственной службы и правового статуса государственного служащего, что включает в себя вопросы назначения и освобождения от должности, должностной рост, ротацию кадров, кадровый резерв, переподготовку и повышение квалификации, социальные гарантии на государственной службе, управление государственной службой и другое.

- Расскажите, пожалуйста, о соотношении федеральной государственной службы и государственной службы в субъектах федерации.

- Отсутствие единства системы государственной службы - одна из основных проблем, которые мы должны решить в ходе реформирования. Необходимо сформировать законодательство Российской Федерации о государственной службе, эффективно действующее как на федеральном, так и на региональном уровнях.

В настоящее время субъекты Российской Федерации, заполняя вакуум федеральных законов, регулируют все вопросы государственной службы самостоятельно, что противоречит конституционному распределению предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Одновременно такая ситуация способствует созданию автономных региональных систем государственной службы. При этом численность государственных служащих в некоторых субъектах Российской Федерацией и уровень оплаты их труда (социальный пакет) растут опережающими темпами по сравнению с аналогичными характеристиками федеральной государственной службы. Так, в ряде регионов государственные служащие имеют льготы по коммунальным платежам и проезду на общественном транспорте, а также пользуются бесплатным медицинским обслуживанием, хотя таких привилегий для федеральных гражданских служащих либо вообще не предусмотрено, либо они должны переводиться в денежную форму (это касается, например, военнослужащих).

В результате реформы общие принципы построения и ключевые правовые институты государственной службы, связанные с прохождением государственной службы и статусом государственных служащих, будут едиными для федеральных государственных служащих и государственных служащих субъектов Российской Федерации. Их регламентация будет производиться федеральным законом. Это относится, в частности, к установлению групп должностей, порядка поступления на государственную службу и увольнения с государственной службы, условий оплаты служебной деятельности, принципов медико-социального и пенсионного обеспечения. При этом социальное положение всех государственных служащих (и федеральных, и в субъектах Российской Федерацией) должно, несомненно, улучшиться.

Естественно, что вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации государственная служба будет регулироваться законодательством субъектов Российской Федерации самостоятельно.

- Есть ли предложения по решению вопроса о соотношении положения государственных и "бюджетных" служащих? Возможно ли приравнивание статуса "бюджет-пиков" к статусу госслужащих с наделением первых на законодательном уровне соответствующими льготами?

- Идея о таком приравнивании имеет в своей основе главную цель - повысить оплату труда работников бюджетной сферы до уровня, установленного для государственных служащих.

Однако, признавая необходимость существенного повышения оплаты труда названной категории лиц, хочу отметить, что решение этой задачи путем придания "бюджетникам" статуса государственных служащих вряд ли оправданно по ряду объективных обстоятельств.

Государственные служащие обеспечивают исполнение полномочий государственных органов или лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации. Именно в связи с этим для государственных служащих установлены специальные ограничения: особый порядок поступления на государственную службу, включающий серьезную проверку сведений о кандидате; запрет на выполнение любой оплачиваемой работы, кроме преподавательской, научной и творческой; обязанность подавать сведения о доходах и имуществе и проч. Перечисленные ограничения компенсируются более высокой оплатой труда государственных служащих по сравнению с работниками бюджетной сферы.

Последние оказывают гражданам и организациях образовательные, медицинские, почтовые и другие услуги, не связанные с осуществлением властных (общеобязательных) или управленческих функций. Оплата труда "бюджетников" производится в соответствии с разрядами ETC. Но бюджетная составляющая - не единственная, а часто и не самая большая часть доходов этой группы граждан, так как никаких ограничений на выполнение другой оплачиваемой работы для них (в отличие от государственных служащих) не существует.

Кроме того, придание статуса государственных служащих всем "бюджетникам" в части оплаты труда имеет вполне понятное финансовое ограничение.

В ряде зарубежных стран статус государственных служащих имеют большинство работников, оплата труда которых производится из государственного бюджета (во Франции это учителя, врачи, научные работники; в США и Германии - почтовые служащие). Но по указанным причинам этот опыт вряд ли применим на современном этапе развития государственной службы в России.

Вместе с тем, концепция реформирования государственной службы расширяет границы государственной службы за счет отнесения к ней деятельности в отдельных государственных учреждениях, выполняющих функции государственного управления. Речь идет об учреждениях, обеспечивающих деятельность Президента РФ, Правительства РФ и исполняющих государственные контрольные и надзорные функции. Поэтому часть "бюджетников" перейдет в категорию государственных служащих, но в пределах общей численности государственных служащих.

- Планируется ли что-то новое в сфере работы государственных органов с гражданами?

- Конечно. Изменение взаимоотношений государственных органов и граждан - важный элемент реформы государственной службы. С этой целью предусматривается принятие должностных регламентов государственных органов и государственных служащих.

Должностной регламент не столько определяет функции, задачи и полномочия государственного органа или государственного служащего, сколько регулирует процедуры взаимодействия государственного органа с гражданином, порядок участия заявителей в принятии решений, определяет сферу ответственности чиновника, создает квазисудебную (административную) процедуру рассмотрения споров (конфликтов).

Кроме того, предполагается принятие закона, устанавливающего перечень предоставляемой гражданам информации из государственных информационных ресурсов (бесплатно и за плату), порядок предоставления такой информации и ответственность государственных служащих за нарушение названного закона. Такие акты уже показали свою эффективность в США, Канаде, государствах с континентальной системой права.

- Оплата труда - важный вопрос для каждого работающего, в том числе на государственной службе. Какие недостатки в этой области поможет устранить концепция реформирования, как будут решены, например, проблемы льгот, пенсионного обеспечения?

- Изменение системы оплаты труда и социальных гарантий государственных служащих - еще одна из важных задач реформирования государственной службы. Предстоит преодолеть ряд отрицательных моментов, существующих в настоящее время.

Во-первых, - недостаточную дифференциацию оплаты труда лиц, занимающих должности различных категорий (высшей, главной, ведущей, старшей и младшей). Сейчас разрыв в оплате труда первого заместителя министра и советника в министерстве не превышает 2 - 2, 5 раз. Для сравнения скажу, что, например, во Франции, зарплата государственных служащих категории С составляет (в эквиваленте) от 1000 долл. США, а государственных служащих категории А-до 10 000 долл. США.

Во-вторых, - слабое стимулирование эффективной деятельности: в настоящее время оплата труда зависит от уровня занимаемой должности и практически не связана с результатом деятельности. Легальная возможность материального поощрения высокопрофессионального государственного служащего фактически отсутствует.

В-третьих, - различие в уровне оплаты гражданских служащих и военнослужащих (работников правоохранительных органов), а также федеральных государственных служащих и государственных служащих субъектов Российской Федерации. Принятый во втором чтении законопроект, касающийся выравнивания размера денежного довольствия военнослужащих и денежного содержания гражданских служащих, - первый шаг в этом направлении.

В-четвертых, - недооцененность труда государственных служащих, который сейчас стоит существенно дешевле по сравнению с трудом руководителей и специалистов негосударственного сектора. Соотношение зарплат указанных категорий по наиболее востребованным специальностям (юристы, менеджеры, аудиторы, специалисты по персоналу) достигает 10- 15 раз. В других странах этот показатель существенно меньше.

В-пятых, льготные выплаты, имеющие натуральный характер либо не обеспеченные бюджетным финансированием, должны быть соответственно заменены денежным эквивалентом или отменены.

Кроме того, предстоит определить все составляющие оплаты государственных служащих различных категорий, видов службы, профессиональных групп, а также размер такой оплаты, учитывающий уровень жизни в обществе, состояние рынка труда, социальный престиж государственной службы.

Основными элементами социального пакета должны стать: пенсия за выслугу лет, в том числе для гражданских служащих, введение системы медико-социального страхования для гражданских служащих и сохранение на современном этапе бесплатного медицинского обеспечения для военнослужащих и приравненных к ним категорий государственных служащих.

Базовая идея совершенствования социальных гарантий государственным служащим заключается в переводе натуральных льгот в денежную форму (по преимуществу) либо в форму обязательного страхования.

- Ставится ли задача приравнивания классных чинов гражданской и военной службы?

- Одна из новаций реформы - планируемое установление соответствия по типовым должностям разных видов службы, по которым присваиваются классный чин, воинское или специальное звание, дипломатический ранг.

В рамках этого решения на утверждение Президенту РФ будет представлена таблица соотнесения (соответствия) классного чина, воинского и специального звания, дипломатического ранга. Кроме того, будут унифицированы порядок присвоения указанных званий и срок выслуги в классном чине, воинском и специальном звании, дипломатическом ранге, а также выравняется оплата по видам званий (чинов).

Соотнесение (соответствие) необходимо для установления равной оплаты за соотносимые звания (чины), а также для обеспечения ротации государственных служащих между видами государственной службы.

На гражданской службе, вместо квалификационных разрядов, вводятся классные чины, предполагающие последовательное их присвоение, установление выслуги лет в чине. Лица, которым уже присвоен квалификационный разряд, соответствующие классные чины получат автоматически.

Вместе с тем, при выборе оптимальных вариантов соотнесения классного чина, воинского и специального званий, дипломатического ранга возникнут определенные трудности, поскольку количество классных чинов, воинских и специальных званий, дипломатических рангов колеблется от 15 (квалификационные разряды) до 9 (классные чины органов юстиции). Они также неравномерно распределены по группам должностей: существуют пять высших офицерских званий (маршал, генерал армии, генерал-полковник, генерал-лейтенант, генерал-майор), три квалификационных разряда высших должностей гражданской службы (действительный государственный советник РФ 1, II и III класса), четыре высших специальных звания в таможенных органах (действительный государственный советник таможенной службы, генерал-полковник, генерал-лейтенант, генерал-майор таможенной службы) и т. п.

Важной новеллой следует признать ограничение круга должностей, по которым классные чины (звания) будут присваиваться Президентом РФ. Отныне это будет касаться только лиц, замещающих высшие государственные должности. До сих пор государственным служащим, замещающим главные должности (например, в министерстве - начальника отдела, в аппарате Государственной Думы - советника), квалификационные разряды присваивались указами Президента РФ.

- Как решаются в концепции реформирования проблемы повышения качества работы государственной службы, борьбы с бюрократизмом и коррупцией? Насколько действенны юридические пути их решения?

- Повышение эффективности государственной службы, предотвращение бюрократизма и коррупции только юридическими средствами невозможно. В то же время результативность ее работы напрямую зависит от уровня развития соответствующей отрасли законодательства.

Качество исполнения обязанностей по государственной должности во многом определяется тем, как решены проблемы кадрового обеспечения и внедрения современных методов организации деятельности государственных служащих.

Оптимизация состава и численности этой категории трудящихся, привлечение на государственную службу мотивированных и квалифицированных специалистов, которым государство способно предложить интересную, социально значимую работу и обеспечить достойный уровень жизни, - одна из составляющих эффективной госслужбы, способной не только отвечать на новые вызовы времени, но и прогнозировать их.

В развитых зарубежных странах вопросам поддержания высокого профессионального и социального уровня государственного служащего уделяется много внимания. Например, в Японии, Великобритании и других государствах применяется система "пожизненного найма" государственного служащего. Считается, что этот порядок создает предпосылки для достижения высочайшего уровня профессионализма государственных служащих, способствует сохранению лучших традиций госслужбы и устойчивости служебных отношений.

Государственная служба не остается в стороне и от современных методов организации деятельности. В частности, принята федеральная целевая программа "Электронная Россия на 2002 - 2010 гг.", предусматривающая переход к электронному документообороту между государственными органами (так называемое электронное правительство), возможность оперативного оказания гражданам ряда государственных услуг и получения гражданами информации от государственных органов.

Бюрократия и коррупция процветают, когда в законодательстве нечетко определены полномочия должностных лиц при принятии решений, когда государством недооценен труд госслужащих, наблюдается излишнее вмешательство государства в экономические отношения (сертификация, лицензирование, квотирование), не действует принцип неотвратимости наказания за должностные злоупотребления.

Поэтому предстоит закрепить в должностных регламентах компетенцию каждого госслужащего, детально описать административную (квазисудебную) процедуру принятия в государственных органах решений, затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций, активизировать институт проверки сведений о доходах и имуществе государственных служащих, ввести в практику общественную экспертизу социально значимых решений, изменить систему оплаты труда госслужащих.

Наведению порядка в данной сфере также будет способствовать введение законодательного запрета для должностных лиц на замещение ряда должностей в курируемых (подконтрольных) организациях после прекращения государственной службы. При этом ограничения на государственной службе будут не общими для всех (как это закреплено в законе сейчас), а дифференцированными в зависимости от полномочий по замещаемой должности.

- Дмитрий Анатольевич, большое спасибо за содержательную беседу. Мы желаем Вам у дачного воплощения всех Ваших проектов и новых, интересных замымов.

- Спасибо.


5, стр. 2-7, Законодательство
28.05.2002
Материалы по теме:
Конференция
Минсвязи России
ФЦП «Электронная Россия»
Текст ФЦП
Биография Короткова А.В.
СМИ о ФЦП «Электронная Россия»
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Минсвязи России
Рамблер
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации