СИСТЕМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ ПО КАНАЛАМ СВЯЗИ - РЕАЛЬНЫЙ ШАГ НА ПУТ
В самом конце прошлого и начале этого года с разницей в десять дней были приняты два федеральных закона, призванных сыграть важную роль в деле внедрения информационных технологий и формирования единой электронной экономики страны: Закон о внесении изменений в ст. 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и Закон "Об электронной цифровой подписи". О том, что дает это налоговым органам, налогоплательщикам вообще и руководителям предприятий и организаций в частности, - беседа с заместителем Министра Российской Федерации по налогам и сборам Михаилом Владимировичем МИШУСТИНЫМ.
- Значение этих законов для страны трудно переоценить. По сути, формируется новый набор информационных услуг, а главное - теперь участники информационного взаимодействия получили возможность выбирать традиционный документ - на бумаге или электронный, обладающий такой же юридической силой. А это следует рассматривать как качественно новые возможности средств обработки информации и телекоммуникаций, повышения эффективности их использования.
Наше министерство давно осознало необходимость "ухода в информационное пространство", интеграции в единую телекоммуникационную среду. Была проведена большая подготовительная работа - создана информационно-телекоммуникационная система МНС России, которая объединила все налоговые органы страны. Вступление в силу Закона "Об электронной цифровой подписи" позволит расширить круг участников информационного взаимодействия, включив в него не только налоговые органы, но и другие государственные образования, субъекты хозяйственно-экономической деятельности. Почти одновременное принятие двух законов - "Об электронной цифровой подписи" и Закона о внесении изменений в ст. 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует о стремлении законодательной власти к гармоничному подходу к законотворческой деятельности. Поскольку оба закона дополняют и развивают друг друга, участники информационного взаимодействия получают дополнительные возможности для реализации ресурсов информационных систем. В частности, благодаря двум вышеназванным законам МНС России получило возможность расширить рамки обмена документами в электронном виде между налоговыми органами и налогоплательщиками. Это заметно облегчит жизнь и нам, и налогоплательщикам. Кстати, действие законов распространяется на всех налогоплательщиков - как на юридические, так и на физические лица. Теперь все они смогут представлять отчеты в налоговые органы не только по почте или лично налоговому инспектору, выстояв перед этим длинную очередь, но и передавать налоговые декларации по телекоммуникационным каналам связи.
Руководитель предприятия получает ряд реальных выгод. Сокращается время непосредственного общения с налоговой инспекцией, облегчается участь персонала, которому приходилось готовить и сдавать разнообразные многостраничные налоговые декларации. Это становится возможным в результате разработки и утверждения единого формата для налоговых деклараций, причем делается это совместно с ГНИВЦ МНС России, который сопровождает систему обработки информации в налоговых органах на всех уровнях. Таким образом, любая программа подготовки налоговых деклараций, установленная у налогоплательщика, может быть настроена на их корректное представление в налоговый орган - для этого необходимо только обеспечить выгрузку подготовленной информации в едином формате, распространяемом без каких-либо ограничений. Не оставлены без внимания и вопросы защиты информации. Обмен информацией между налогоплательщиком и налоговым органом производится с обязательным использованием средств криптографической защиты информации, сертифицированных ФАПСИ.
Управление МНС России по г. Москве более года отрабатывало технологию представления налоговой и бухгалтерской отчетности по каналам связи. Как показала практика, при всей простоте использования электронной почты для обмена информацией необходимо создать сбалансированную систему, которая обеспечила бы техническую возможность обмена документами в электронном виде, создать правовую основу этого, определить порядок, при котором было бы возможно однозначно разрешить конфликтную ситуацию между участниками информационного обмена, исключить возможность неправомочных действий со стороны участников информационного взаимодействия. Для выполнения этих ограничений достаточно соблюдение двух условий - шифрование информации при передаче ее по каналу связи и наличие ЭЦП, придающей документу в электронном виде юридическую силу. В сочетании с программой автоматизированной камеральной проверки у руководителя предприятия или главного бухгалтера появляется возможность производить выходной контроль, а по сути, осуществлять камеральную проверку направляемой отчетности в налоговый орган. И наконец, появляется возможность общения с налоговой инспекцией в электронном режиме: это может быть получение инструктивных материалов, консультаций, ответов на интересующие вопросы, а также новостей, например, об изменениях, внесенных в налоговое законодательство. Помимо того, это может быть информация, касающаяся сдачи нормативных документов в налоговую инспекцию, министерство, и даже получение выписки из лицевых счетов для сверки расчетов с бюджетами различного уровня, что прошло практическую проверку в налоговых инспекциях некоторых районов г. Москвы.
Насколько, на Ваш взгляд, налоговые органы, предприятия и организации готовы к тому, чтобы пользоваться системой представления налоговой отчетности в электронном виде по каналам связи?
- Сегодня практически все, даже небольшие фирмы, применяют для подготовки налоговой и бухгалтерской отчетности соответствующие программно-аппаратные системы. Это могут быть системы разных производителей или собственные разработки, но все они формируют определенные документы установленной формы. Сформировав документ в электронном виде, налогоплательщик вынужден как бы вернуться в прошлое - перенести документ на бумагу и больше к его электронной форме не обращаться. При этом редкая организация не имеет возможности посылать и получать информацию по электронной почте. Поэтому есть основание утверждать, что налогоплательщик готов к ведению обмена документами в электронном виде, включая налоговые декларации. Аналогичными возможностями обладают практически все налоговые органы страны. К тому же еще до принятия "электронной" поправки к Налоговому кодексу Российской Федерации мы тщательно отработали механизмы взаимодействия с налогоплательщиками по каналам связи и сегодня готовы информировать о принятой в налоговых органах технологии обмена электронными документами, обладающими юридической силой. Конечно, внедрение этой технологии в жизнь потребует определенных усилий как с нашей стороны, так и со стороны налогоплательщиков. При этом отмечу, что без соблюдения единых норм и правил участники обмена документами перестают понимать друг друга. Единые правила, которыми они должны руководствоваться, подразумевают наличие у той и другой стороны средств шифрования и электронной цифровой подписи, а также соблюдение требований регламента информационного обмена.
Внедрение безбумажных технологий невозможно без специалистов по администрированию электронного взаимодействия. Достаточно ли их в налоговых органах для того, чтобы обмен электронными документами не стал новой "головной болью" налогоплательщиков?
- Эту проблему мы пытаемся решить путем реорганизации налоговых органов. Был издан приказ, предписывающий реорганизацию налоговых инспекций местного уровня по типовым структурам, в каждой из которых в обязательном порядке предусматривается наличие участка первичного ввода информации в систему обработки отчетности. Для исполнения этой функции предусмотрен штат сотрудников, в чьи обязанности будет входить администрирование информационной системы инспекции. Такая масштабная перестройка нашей структуры направлена на то, чтобы создать в каждом налоговом органе условия для внедрения безбумажного взаимодействия с налогоплательщиком и вышестоящим налоговым органом.
Исключительно важным шагом в этом направлении является заключение в феврале 2002 г. договора с ОАО "РТКомм. Ру" о предоставлении современных цифровых услуг связи для налоговых органов в звене "федеральный уровень - региональный уровень". Для удобства налогоплательщиков МНС России и его управлениями созданы центральный и региональные сайты, которые представляют налоговые органы в Интернете. Там налогоплательщики могут найти всю интересующую их информацию. Стоит заметить, что не все налоговые органы обладают необходимой технической базой и потребностями в переходе на современные информационные технологии. Поэтому решено сократить около 1000 небольших инспекций, преобразовав их в более крупные образования с целью повышения эффективности их работы, оптимизации финансовых затрат с учетом технического оснащения. Эти мероприятия направлены на создание крупных межрайонных и межрегиональных инспекций, к которым переходят функции сокращаемых налоговых органов.
Что касается технической оснащенности министерства, то хочу отметить, что на вооружении наших служб находятся десятки тысяч современных компьютеров и серверов. В основном на них установлено типовое программное обеспечение. По нашей оценке, для эффективной работы налоговой системы страны необходимо обеспечить компьютерами 75-80% рабочих мест налоговых органов. На сегодняшний день этот показатель оснащенности составляет 66% с сохранением тенденции к увеличению.
Бесспорно, "электронный формат" взаимодействия с налоговыми органами удобнее, чем физический. Но может ли руководство предприятия-налогоплательщика быть уверенным, что посланные по электронной системе данные не станут достоянием "широких масс" и "заинтересованных лиц"?
- Как уже говорилось, при разработке технологии представления налоговых деклараций в электронном виде по каналам связи вопросам безопасности передачи данных и персональной ответственности сотрудников налоговых органов за возможность утечки информации уделялось особое внимание. Было решено уравнять субъекты обмена информацией между собой: налоговый орган и налогоплательщик - равноправные получатели услуг связи, которые только осуществляют прием и передачу информации. Та и другая сторона получает средства защиты, ключи шифрования и электронной цифровой подписи у третьей уполномоченной стороны, которая связана с ними определенными обязательствами. Таким образом, гарантией безопасности при обмене информацией между налоговым органом и налогоплательщиком являются средства шифрования и электронной цифровой подписи, сертифицированные ФАПСИ, при неотъемлемом соблюдении правил пользования средствами защиты информации и порядка обмена ею. Хочу напомнить, что в соответствии с законодательством налоговые органы, как органы государственной власти, не имеют права использовать средства защиты информации, не сертифицированные ФАПСИ и Гостехкомиссией России. Взломать шифр, который гарантирует конфиденциальность информации, практически невозможно.
И все же, предусмотрена ли ответственность в случае несанкционированного доступа к подобной информации со стороны конкурентов, хакеров или других лиц и кто конкретно будет ее нести?
- Налоговые органы в законодательном порядке обязаны обеспечить защиту информации от утечки из своих стен (ст. 102 "Налоговая тайна" части первой НК РФ). Все сообщения, направляемые по каналам связи, передаются только в зашифрованном виде, поэтому опасность доступа к открытой информации исключена. Ну а защита системы подготовки и обработки передаваемых сведений - забота участников обмена, т. е. налогового инспектора и налогоплательщика.
Меру ответственности для должностных лиц налоговых органов за разглашение налоговой тайны определяет поправка к Уголовному кодексу РФ, которая вступила в действие с 1 февраля 2002 г.
С какими проблемами и трудностями могут столкнуться или уже столкнулись пользователи системы представления налоговых деклараций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи?
- Не исключено, что на начальном этапе внедрения системы ею будут пользоваться главным образом крупные, технически оснащенные и подготовленные налогоплательщики, а также жители крупных городов. Предусмотреть все проблемы и коллизии, которые неизбежно возникнут при внедрении системы такого масштаба, очень трудно, но можно с уверенностью сказать, что многие из них мы выявили и устранили при ее отработке. Система прошла серьезную проверку и готова к корректному функционированию. Окончательное решение о ее внедрении принадлежит налогоплательщику, так что инициатива за ним. В соответствии с принятым Федеральным законом МНС России разработало и в ближайшее время утвердит в Минюсте России Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Что касается налогоплательщика, то он должен решить, насколько будут приемлемы для него условия и ограничения, которые накладывает на него система представления налоговых деклараций в электронном виде.
План информатизации МНС России и целевая программа "Электронная Россия". Каковы перспективы развития на 2002 г. ?
- План информатизации МНС России органично вписывается в федеральную целевую программу "Электронная Россия". Это было одним из условий при его формировании и согласовании. Причем везде, где это возможно, мы стараемся увязывать наш план информатизации с планом Программы. В конечном итоге программа "Электронная Россия" направлена на повышение эффективности управления, усиление государственности, увеличение темпов промышленного производства. Одним словом, на усиление экономической мощи России. А результаты должен почувствовать на себе каждый россиянин. Мы вносим свою лепту в эту Программу. Кроме того, хочу отметить, что в настоящее время обсуждается, какие еще преимущества могут получить все налогоплательщики при наличии системы обмена информацией с налоговым органом по каналу связи. О некоторых можно сказать уже сейчас, например о получении инструктивных и справочных материалов, что освобождает от необходимости переписывания их с досок объявлений в налоговой инспекции и последующей печати. Некоторые преимущества окажутся приятным сюрпризом, но говорить об этом рано. МНС России исходит из принципа: "Налоговая служба должна быть строгим, но доброжелательным органом государственной власти". Работа налоговых органов должна быть открыта и понятна налогоплательщику. Современные информационные технологии позволяют приблизиться к реализации этого принципа, что в конечном итоге повысит поступление средств в доходную часть бюджета, а следовательно, окажет положительное влияние на благосостояние каждого гражданина России.
Беседу провела М.Н. Воробьева, 10, стр. 9-12, Консультант
20.05.2002
|