ЭЙ, "БАРГУЗИН", ШЕВЕЛИ ИНТЕРНЕТОМ
ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Наверное, никто не будет отрицать того факта, что развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий сегодня - это глобальная тенденция мирового развития: без ИКТ невозможно повышение конкурентоспособности экономики, расширение ее интеграции в мировую систему хозяйства, повышение эффективности государственного управления местного самоуправления. Увы, Россия в этом деле пока отстает от мировых достижений. У нас до сих пор отсутствует целостная информационная инфраструктура, нет эффективной информационной поддержки рынка товаров и услуг, в том числе в сфере электронной торговли товарами и услугами, что тормозит развитие рынка, в первую очередь транспортного.
Важным шагом на пути преодоления отставания стало принятие федеральных программ "Модернизация транспортной системы России" и "Электронная Россия": они предусматривают крупные изменения в организации перевозок. В частности, перевозочный процесс станет базироваться на широком развитии интермодальных и комбинированных перевозок на логистических принципах. Для этого во всех крупных пунктах, где принимается и отправляется груз, будут созданы логистические центры и информационные системы управления транспортными потоками, включая сбор и оформление заказов от клиентуры, оповещение о прибытии и отправке грузов, информацию о местонахождении грузов и транспортных средств, а также заказы на подвижные средства транспорта. Главное - все это вводится на электронной основе.
Кроме того, программы предусматривают создание систем логистических центров и информационного сопровождения перевозок в международных транспортных коридорах. Для этого нужно разработать пакет организационно-нормативных стандартов и единую систему мониторинга и информационного сопровождения перевозок пассажиров и грузов по международным транспортным коридорам. Необходимо также обеспечить информационное взаимодействие между органами государственного управления и участниками транспортного процесса.
Что касается решения задач по модернизации транспортной системы в целом, то для их решения потребуется создание системы информационного и технологического взаимодействия отдельных видов транспорта в едином транспортном комплексе страны, разработка единых автоматизированных систем управления перевозками и создание общетранспортных логистических центров, в том числе и посредством Интернет-ресурсов. Достигнуть этого можно, связав сайты - узловые точки информационного пространства транспортных ресурсов, взаимными ссылками. Доступ к информационным ресурсам будет бесплатным, а содержательная часть сайтов должна соответствовать потребностям пользователей, причем на каждом элементе необходимо отображать структуру всего транспортного коридора.
В рамках программ предусматривается также создание системы информационно-маркетинговых центров для решения четырех основных задач. Первая - формирование единого информационного пространства, объединяющего данные о предложении и спросе по всей номенклатуре товаров и услуг. Вторая - подготовка информационно-аналитических материалов по различным аспектам состояния предложения и спроса товаров и услуг по регионам и по стране в целом. Третья - формирование условий для значительного увеличения числа хозяйствующих субъектов - постоянных пользователей компьютерных сетей. И, наконец, четвертая - обеспечение информационной и функциональной взаимосвязи всех элементов, входящих в систему электронной торговли.
Примером создания подобных электронных центров логистики может служить развивающаяся в Новосибирске система "Баргузин". С ее помощью, в частности, можно полностью отследить необходимость перевозки груза, просчитать смешанные перевозки и решить проблему доставки груза из пункта А в пункт Б.
Сама система достаточно проста: найдя страницу в Интернете, надо ввести туда свои координаты, а владельцу груза - координаты груза. После этого система все зафиксирует, найдет оптимальный вариант и груз пойдет по назначению.
Выгоды системы налицо - она решит проблемы северного завоза, минимизирует транспортные затраты, разовьет здоровую конкуренцию на транспортном рынке. Кроме того, при помощи "Баргузина" можно организовать прохождение груза "от двери до двери", найти места временного хранения, составить план удешевления смешанных перевозок "автомобиль - река - железная дорога - море - авиация".
В чем отличие "Баргузина" от других систем? Во-первых, она доступна и имеет удобный интерфейс. Во-вторых, система не только охватывает все виды транспорта, но и связывает их в единый комплекс в рамках решения одноразовой задачи.
Недавно в Сибирском федеральном округе начала создаваться географическая информационная система транспортного комплекса "Сибирь". Она призвана обеспечить полный доступ ко всей информации по транспортному комплексу, чего и требует федеральная программа "Модернизация транспортной системы России" для беспрепятственного прохождения грузов по территории округа. Однако "Сибирь" ни в коем случае не заменяет "Баргузин" - последняя лишь органично дополняет первую. А обе системы вместе, несомненно, принесут максимально важную пользу для экономики Сибири.
22, стр. 5, Транспорт России
27.05.2002
|