Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

«Электронная Россия: проблемы и перспективы»
Интернет-конференция

Обзор публикаций СМИ о ФЦП «Электронная Россия»


ЧАСТНОЕ РЕШЕНИЕ ОБЩИХ ЗАДАЧ

Если частные компании что-то делают для собственной выгоды, и развития своего бизнеса, то получается, что это выгодно всем

Все успешные предприятия в мире давно уже управляются с помощью компьютеров и программ, интернета и мобильной связи. Правительства развитых стран становятся все более "электронными", да и в быту информационные технологии (ИТ) - это удобно.

Хочется, чтобы и в России все поскорее стало "электронным", быстрым, доступным. О том, как ускорить приход электронного будущего, беседуют Николай Комлев, исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП Людмила Власова.

- Кто-нибудь занимается развитием информационных технологий (ИТ) в масштабе государства?

- По моему, - нет. Они прорастают в России сами, как трава сквозь асфальт. Но ускорить наступление новых технологий по всей стране, думаю, можно.

До сих пор считалось, что ИТ-бизнес хотел компьютеризировать страну, а государство этому мешало, - мол, отойдите, не до вас тут. На самом деле, бизнес был мал для масштабных проектов, лоббирования своих интересов. А чиновники, может, и хотели, но не имели политической воли.

- Так что же изменилось?

- За прошедший год бизнес подрос. Появились объединения, в том числе наша ассоциация АП КИТ. Возникли вопросы, а нет ли у Правительства или Думы приоритетов в промышленной политике по развитию ИТ? А что, по мнению государства, входит в ИТ-индустрию?

Эти настроения совпали с настроением Президента РФ и, пусть незначительными, но усилиями, предпринимаемыми министерствами (Реймана, Грефа и Филиппова). Президент сказал, что экономика должна расти более быстрыми темпами. А как обеспечить этот рост? Только внедрением новых технологий: управленческих, компьютерных, информационных.

Совместные усилия ИТ-бизнеса и государства, мне кажется, дадут заметный эффект.

- Неужели компьютерные фирмы стали думать о промышленной политике?

- Менеджеры небольших фирм, конечно же, нет. Прошедшей зимой состоялось много встреч и переговоров в Москве и регионах. Даже директор компьютерной компании рассуждает примерно так. Зачем мне думать о проблемах рынка, образования, управления? Таможней пусть занимается тот, кто ввозит компьютеры. Пиратство - тоже не моя забота. Развитие ИТ-образования? Это - в Министерство к господину Филиппову.

Напомню старую истину: "Если народ не хочет содержать свою армию, рано или поздно ему придется содержать чужую". Самыми дальновидными оказались западные компании, присутствующие на российском рынке, и некоторые отечественные фирмы. Они задумались о том, как увеличить потребление и производство информационных технологий в России. Именно с этой целью и была образована наша Ассоциация.

- Но она еще молода и мала. Много ли она может сделать?

- Да, пока это 30-40 компаний, но они - лидеры и по ряду позиций охватывают около 70% рынка. В прошлом году их руководители встречались с В. Путиным. Регулярно проходят встречи с П. Рейманом. Мы надеемся, что удастся наладить такие же контакты с остальными ключевыми Министерствами. Представители АП КИТ работают в Общественном экспертном совете по информационным технологиям при Комитете Государственной думы Федерального Собрания РФ.

Определены, наконец, общие задачи и по некоторым вопросам достигнуто взаимопонимание. А это - не мало для прямых конкурентов.

- Давайте вернемся к промышленной политике.

- Промышленная политика страны в области ИТ сегодня отсутствует. Государство ее пока не выработало. Поэтому многие проблемы в их производстве и потреблении не решаются. Казалось бы, полезное начинание - ФЦП "Электронная Россия". Она направлена на автоматизацию аппарата чиновников, прокладку каналов и средств связи. Но в ней ни слова не сказано о том, что будет распространяться по ним, что получат школьники, как будут использовать ИТ чиновники, изменится ли от этого управление, станет ли оно более эффективным.

Мне кажется, государство должно четко обозначить приоритеты, желательно - с участием ИТ-бизнеса.

- Не останутся ли эти приоритеты набором лозунгов?

- Рассмотрим примеры. Если государству интересно "догнать и перегнать" Индию в офшорном программировании, то тогда оно должно заявить, что отказывается от развития своего конечного продукта и будет предоставлять услуги западным компаниям. Соответственно такому приоритету, усилия государства направляются на создание условий для офшорного программирования. Считается, что если ориентироваться на индийскую модель, то не нужно и высшее образование. Для кодировки заданий, спроектированных западными постановщиками, достаточно среднего специального обучения. Тогда и реформу образования нужно проводить по-другому.

Если же государство хочет развивать производство конечных программных продуктов, то нужно создавать свою школу проектировщиков, менеджеров по управлению разработкой программных продуктов. Нужны специальности, которым у нас никогда и нигде не учили, для названия которых даже нет русских терминов. Аналогичная ситуация и с вычислительной техникой.

Нужно определиться, заинтересовано ли государство в развитии производства или будет ориентироваться на импорт. Тот или иной выбор приведет к соответствующей таможенной политике на готовые изделия и комплектующие.

- А насколько эти приоритеты интересны потребителю ИТ?

- От того, какова государственная политика в области ИТ, зависит, какие компьютеры будут у частных лиц и в компаниях, сколько они будут стоить, насколько они надежны, кто за них будет отвечать. От государственной политики зависят отношения с таможней. Пока она рассматривает экспорт/импорт компьютеров и программного обеспечения, как экспорт нефти или импорт автомобилей, то международный рынок для нас закрыт.

Защита интеллектуальной собственности традиционно считается делом крупных разработчиков программных продуктов. Но это - общая задача. Производитель не получает достаточно средств от пользователя на развитие программ, и со временем они становятся не конкурентоспособными по сравнению с западными. Потребитель же теряет возможность выбора программных продуктов и вынужден покупать только то, что производят крупные западные компании. Это касается и компьютеров, и программ, и услуг.

- Про услуги, пожалуйста, подробнее.

- Чтобы от ИТ получать отдачу, их надо правильно эксплуатировать. Поставщики компьютеров и информационных систем постоянно сталкиваются с нежеланием компаний оплачивать сервисные услуги. Покупая комплексную систему автоматизации деятельности предприятия, систему управления, руководство многих компаний считает, купил, поставил, и все само будет работать. Но, чтобы все работало без сбоев, нужно дополнить приобретенную технику или программы определенным количеством знаний и умений. Нужно заключить договор на услуги: организовать бизнес-процессы предприятия, настроить систему, научить людей и т.д. Не все эти дополнительные услуги для потребителя очевидны. Необходимо просчитать, а главное, обосновать расходы на них.

Значит, необходимы нормативы и стандарты, согласно которым бухгалтер или директор, подписывающий контракт, мог бы, сославшись на них, обосновать, почему, потратив на ИТ $1000, он имеет право потратить еще $3000 на программы и $2000 на услуги.

Таким образом, сервис и услуги по поддержке техники и программ - общая для потребителей и поставщиков задача, которая может быть решена с помощью государства. Впрочем, тут нужно быть очень осторожными.

- Что опасного вы видите в разработке нормативов?

- Чтобы сложные системы работали эффективно, рынок должен использовать, по крайней мере, по опыту запада, ряд нормативов, концепций управления, эксплуатации и т.д.

Но чиновники рассматривают решение этой задачи очень упрощенно. Хорошо, нужны стандарты, мы их сейчас введем. Будем рассматривать, например, все программные продукты государственными органами в течение такого-то времени. И предлагается обязательная сертификация продуктов массового применения.

От такого решения пострадают и пользователи, и разработчики. При обязательной сертификации, если взять только бухгалтерские программы, каждую версию нужно сдавать в какие-то лаборатории, платить за это деньги. А кто проверять будет? Откуда эти лаборатории возьмут столько квалифицированных специалистов, чтобы те еще и быстро работали?

Все это приводит к удорожанию программы, замедляет выпуск новых версий, и в нашем государстве при постоянном изменении законодательства просто нереально.

Поэтому сообщество компаний-лидеров, дозрев до понимания важности продвижения разумных стандартов на обслуживание компьютерных и информационных систем, противодействует ненужной сертификации, препятствующей развитию отрасли.

- Когда ждать первых побед?

- Хотелось бы чтобы все произошло быстро, в течение квартала, года.

Но каждый вопрос нужно проработать до уровня решения: закона, приказа, распоряжения и механизмов их исполнения.

И уже готовые документы, обоснованные, подтвержденные исследованиями, поддержанные мнением прессы, чиновники могут рассмотреть. Тогда государство что-то услышит и сделает. Правила меняются постоянно, но медленнее, чем хотелось бы. Да и сообществу не хватает времени и сил (все-таки свой бизнес на первом месте) на подготовку таких решений, их проработку.

Рынок компьютерных и информационных технологий молодой, энергичный динамичный, нетерпеливый. Европейские государства формировали свою рыночную экономику сотни лет. А мы спешим. Западные компании, члены нашей ассоциации, считают, что должна быть совместная системная, планомерная работа по законодательным направлениям, привлечению инвестиций в Россию, выходу местных разработок на международные рынки.

***

Развитие отечественных ИТ - общая задача государства, бизнеса и частных лиц

***

Мировой рынок вооружений - $30 млрд. Мировой рынок информационных технологий (ИТ}- $120 млрд, из которых более $20 млрд - офшорные заказы. Так почему же за кусок рынка в $30 млрд мы боремся, Президент выставляет задачи и контролирует их выполнение, а за $120 млрд - нет? Необходимо, чтобы был создан механизм целенаправленного развития и продвижения страны на рынках ИТ, аналогичный "Росвооружению" для оружия.

***

Нельзя запретить использовать Microsoft, HP, Intel и т.п. в госучреждениях, не имея своей альтернативы. Если мы создадим свое конкурентоспособное национальное производство программного обеспечения и компьютерной техники, опираясь на " те области, где мы что-то умеем, тогда и можно говорить об обретении независимости от западных производителей. АО этого же попытки введения запретов приведут только к дополнительному технологическому отставанию.


29-30, стр. 10, Новая экономика (приложение к еженедельнику Экономика и жизнь)
31.05.2002
Материалы по теме:
Конференция
Минсвязи России
ФЦП «Электронная Россия»
Текст ФЦП
Биография Короткова А.В.
СМИ о ФЦП «Электронная Россия»
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Минсвязи России
Рамблер
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации