ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЫНОК
за последнее десятилетие в мире и в России
РОДИОНОВ Иван Иванович - кандидат экономических наук, зав. сектором ВИНИТИ.
В январе 2002 г. исполнилось десять лет с момента начала радикальных рыночных преобразований в России. Представляется, что именно либерализация цен стала той точкой, с которой возврат к старой, социалистической экономике в нашей стране сделался невозможным. Менее чем за год остатки активной части специалистов, которые как раз и обеспечивали ее функционирование, были вынуждены покинуть систему государственного хозяйственного управления или, оставшись в ней, полностью сменить свои целевые функции.
Информационная инфраструктура России не могла остаться вне процессов, происходящих в экономике. Ожидалось, что начавшаяся в конце 80-х годов эрозия ГСНТИ, неизбежная, по крайней мере, в связи с отказом от системы управления отраслями и усилением тенденций децентрализации территориальной власти, будет сопровождаться нарождением негосударственных информационных служб, работающих на рыночных основах. К сожалению, этого не произошло, и основных причин здесь несколько:
- государственный спрос на информацию в условиях крохотного бюджета (сопоставимого с бюджетом среднего американского города) "схлопнулся" в десятки раз, а оставшиеся средства по-прежнему размазываются тонким слоем на зарплату чиновникам, число которых не сократилось, а выросло;
- формирование новых крупных рыночных образований в экономике, призванных заменить стагнирующую и ставшую неэффективной отраслевую организацию экономики, потребовало больше времени, чем ожидалось. Эти структуры, до сих пор живущие и развивающиеся за счет эксплуатации доставшихся бесплатно природных ресурсов и дешевого труда, не нацелены на интенсивный рост и не нуждаются в информации и информационных ресурсах в качестве фактора развития;
- из-за обнищания населения роль внутреннего рынка в качестве одного из ведущих ресурсов экономического роста пока незначительна, и новые компании, работающие в области производства ТНП и обслуживания их оборота, пока слабы и также не могут предъявить достаточного спроса на информационную продукцию;
- финансовую инфраструктуру, нацеленную на спекулятивные операции на финансовом рынке, лихорадило, и, находясь в условиях постоянного кризиса (крах валютного рынка в 1994, межбанковского рынка в 1995, игры в ФПГ в 1996-1998, дефолт в 1998 году), она также не выступала важной с точки зрения спроса;
- малый бизнес в городе и на селе также не стал локомотивом экономики, как предполагалось, и не заинтересован в информации для развития.
Вместе с тем высокий динамизм экономических процессов, зарождение в стране финансового и фондового рынка и чехарда в области законодательства способствовали становлению и быстрому развитию таких секторов информационного рынка (которых не существовало при социализме), как рынок деловых новостей, коммерческой информации, биржевой и финансовой информации и правовой информации, что, в определенной мере, компенсировало потери, связанные с эрозией ГСНТИ.
В качестве основной проблемы развития информационного рынка в России следует отметить то, что информация и информационные услуги по-прежнему не воспринимаются ни бизнесом, ни обществом, ни индивидуумами как важнейший самостоятельный фактор и ресурс экономического роста, что позволяет сделать вывод о том, что экономика России пока так и не может рассматриваться в качестве постиндустриальной.
Развитие информационного рынка в мире в 90-e годы не претерпело драматических изменений. В середине 90-х годов в связи с резким ростом интернета возникло предположение, что информационная индустрия подвергнется коренным преобразованиям. Однако этого не случилось, и, как это уже неоднократно происходило в течение более чем столетия информационного рынка, информационная инфраструктура не была сломана, все ее действующие существенные элементы и сектора, нацеленные на профессионального потребителя, сохранились фактически неизменными, а новые технологии просто позволили участникам рынка работать более эффективно, расширив информационный рынок и создав новые глобальные рынки для новых участников, услуг и массового потребителя. Традиционные участники рынка сохранились, но были вынуждены измениться, еще больше сконцентрироваться на услугах добавленной стоимости (value-added services), т.к. лишились монополии, основывающейся на старой системе дистрибуции, базирующейся на эксклюзивности для данного, ранее закрытого, географического рынка, позволяющей произвольно назначать цены и не допускать на него новых поставщиков, одновременно предотвращая выход потребителя на другие рынки. Более того, технологии, привнесенные интернетом в области организации баз данных и поиска в них, за счет их ориентации на массового потребителя явились определенным упрощением по отношению к тому, что было создано после прихода в информационную индустрию ЭВМ в 60-80-х годах.
Сеть Интернет и такой ее компонент, как World Wide Web (WWW), занявшие одно из лидирующих положений на информационном рынке, интересны тем, что дали новое измерение для каждой из областей информационного рынка, интегрировав их на качественно новом и более высоком уровне или оставив им четко очерченную и ограниченную сферу использования. Однако все эти три области рынка - рынок деловой и коммерческой, рынок профессиональной и рынок массовой информации - по-прежнему сохраняют самостоятельность, и каждая из них продолжает развиваться по-своему и занимает собственное место в структуре общественного производства и социальной инфраструктуре общества.
В 90-е годы в мировой информационной индустрии продолжились процессы консолидации как в отношении издательств, например, Pergamon Press, центров-издателей баз данных, например, Harcount General, так и диалоговых центров обработки баз данных, например, таких как Dialog, большинство из которых были приобретены крупными издательствами профессиональной литературы, например, Gale Group, Thomson Corp. или Reed Elsevier, или медиа-холдингами, например, Time-Warner. Вместе с тем уровень концентрации информационных служб по сравнению с другими отраслями пока все еще трудно назвать значительным и существенную роль на рынке по-прежнему играют средние и мелкие компании.
Основным потребителем информационных услуг и продуктов в мире по-прежнему выступают профессионалы, менеджеры и работники компаний, занятые в маркетинговых и исследовательских подразделениях. Поэтому кризис, вызванный лопнувшим пузырем фондового рынка высокотехнологических компаний, коснулся информационного рынка в незначительной степени, и большая часть информационных служб, известных еще с 70-х годов, выжила, потеряв в капитализации немного (1, 5-3 - разовое падение цен акций). Кроме того, большинство существовавших еще в 80-е годы информационных служб даже не предпринимало попыток использования возможностей интернета для выхода на массовый, потребительский рынок, т.к. бесплатный доступ никак не укладывался в рамки их бизнес-моделей. В качестве основного направления расширения своего рынка эти службы видели выход на студентов и школьников, а также публичные библиотеки, а не на массового индивидуального потребителя, т.к. рассчитывали на средства соответствующих бюджетов, а не на индивидуальные кошельки или доходы от рекламы, как большинство интернет-компаний, вынужденных уйти с рынка в результате кризиса 2001 г. Век новой модели бизнеса, основанной на бесплатных услугах и доходах в основном от искусственно объясняемого роста капитализации и от рекламы, популярной в конце 90-х годов, оказался недолгим - всего 2-3 года. Основные участники информационного рынка этой модели следовать не стали и, так как не смогли доказать, что такая модель существовать не может, в ходе интернет-бума несколько потеряли в росте капитализации, однако и падение их капитализации после того, как интернет-пузырь бесплатности лопнул, не было для них таким болезненным. Практика показывает, что крупные информационные службы, например, Dialog, имеют всего около 20000 постоянных клиентов, в отличие, например, от десятков миллионов человек - пользователей Yahoo!, но доходы, приносимые этими клиентами, неизмеримо выше, равно как и затраты. Информационные службы просто не могут позволить себе работать с убытками, как это делали интернет-компании.
Структура услуг на рынке также изменилась несущественно. Число баз данных, доступных в режиме диалога, к середине 90-х годов стабилизировалось на уровне 5000, а число баз данных на носителях для персональных компьютеров (сначала дискеты, а потом -CD - RОМ и DVD) достигло в это время пика в 4000 и в последние годы снижается. Базы данных получили мультимедийные свойства, однако основная их часть по-прежнему остается текстовой, причем заметного успеха в развитии гипертекста не замечается.
В качестве основного результата, принесенного на информационный рынок развитием интернета, можно назвать то, что интернет дал возможность сделать рынок деловой и коммерческой информации действительно массовым, но не в качестве самоцели, а в ходе решения более общей задачи - вовлечения в инвестирование через фондовый рынок как можно большего числа людей (непрофессионалов) для того, чтобы расширить возможности заработка на фондовом и финансовом рынках и распределить риски, предотвратив саму возможность повторения кризиса конца 20-х годов. Другим важным результатом является то, что интернет привел на информационный рынок богатые медиа-холдинги - поставщики массового content, которым требуются новые каналы сбыта, дополняющие прессу, радио и телевидение. Бум интернета в мире и кризис рынка высокотехнологических компаний подтвердил, что новая парадигма экономики - модель общества "стилевого разнообразия" - является вполне работоспособной и пришла на смену модели постиндустриального общества.
Цены на информационные услуги и продукты за десятилетие фактически не выросли, и это означает, что рынок рос прежде всего за счет привлечения новых потребителей, а информационные службы повысили эффективность своей работы, т.к. цены научно-технических изданий за этот период более чем удвоились (сегодня нередки журналы с годовой подпиской, стоящей более $1000, или справочники по цене $2000 и более). Попытки искусственного повышения цен на информационные услуги, например, введение унифицированных цен в $75 за час доступа к базам данных, предпринятое Dialog, привели к снижению числа пользователей, и через год Dialog был вынужден вернуться к дифференцированным ценам, уровень которых, однако, невысок и колеблется от $35 за час подключения (базы данных, подготовленные государственными службами) до $300 за час (базы данных патентной или коммерческой информации).
Все модели развития национальной информационной инфраструктуры России, связанные с перестройкой на рыночной основе, и прежде всего модели взаимодействия государственного и негосударственного секторов информационного рынка, о которых говорилось еще в начале 90-х, по-прежнему актуальны, и основным здесь является следование модельным законам, разработанным в ЕЭС еще в 80-х годах. Роль государства в формировании и укреплении информационного рынка должна быть активной, но осуществляемой таким образом, чтобы не приводить к формированию новых государственных структур, а, напротив, быть нацеленной на минимизацию их числа и размера, в том числе и через приватизацию тех из них, которые могут работать на коммерческой основе с постепенным снижением доли государственной поддержки. В современном мире государство не может не тратить большие деньги на формирование национальной информационной инфраструктуры как для содействия развитию экономики, так и для решения социально-политических проблем. Однако основным принципом при решении этих задач должно быть то, что бюджетными средствами оплачивается лишь часть затрат, они распределяются между коммерческими структурами на конкурсной основе, тогда как государственные службы и 100% государственное финансирование используются только в тех областях, где коммерческие структуры пока работать не готовы или не могут. В нашей стране этого сделать пока не удалось, однако укрепление экономики открывает такие возможности.
Представляется, что предпринятые в последние два года попытки укрепления вектора центральной власти и государственности в России за , счет воссоздания жесткой вертикали госуправления через консолидацию регионов в федеральные округа, призванные размыть концентрацию власти в регионах, в сочетании с улучшением экономического положения страны, позволяющим увеличить бюджетные ассигнования на НИОКР, все же не приведут к существенному улучшению возможностей для реставрации в значительной степени утраченной государственной части национальной информационной инфраструктуры, обеспечивающей информационные ресурсы для развития. Вместе с тем кое-какие новые возможности появятся на таких секторах рынка, как:
- информация для специалистов и прежде всего НТИ, необходимая для реализации фундаментальных и прикладных аспектов НТ проектов в области оборонной техники;
- потребительская информация и прежде всего публичные библиотеки, так как именно сейчас их существование становится все более актуальным в связи с резким ухудшением качества школьного обучения, обеднением содержания средств массовой информации в связи с их коммерциализацией и общим падением уровня культуры и нарастающим неравенством между центром и регионами.
В качестве конкретных приоритетных задач в области воссоздания государственной части национальной инфраструктуры в современной России можно отметить:
- включение информационной составляющей в качестве обязательного элемента во все государственные программы отраслевых и проблемно-ориентированных НИОКР;
- выделение задач информирования общества о своей работе в качестве самостоятельных для всех органов государственной власти и управления;
- введение в программу "Электронная Россия", наряду с технической и программной, "контент-составляющей" с привлечением оставшихся институтов ГСНТИ.
Переход к рынку показал, что построение информационной инфраструктуры в стране на основе логики в виде совокупности информационных служб, специализировавшихся на обработке определенных видов документов, обслуживании отраслей или территорий, в рыночной экономике невозможно.
В настоящее время в качестве основной задачи и содержания информатизации должно рассматриваться создание глобальной информационно-коммуникационной инфраструктуры - системы технических средств работы с информацией (компьютеры и каналы связи, работающие по общим стандартам, т.е. собственно сеть) и информационных ресурсов, доступных в этой сети, т.е. системы, которая должна обеспечить каждого жителя Земли возможностью доступа к мировым информационным ресурсам в любом месте Земли в любое время и за приемлемую плату. Понятно, что эта глобальная инфраструктура в силу своей природы и прежде всего обеспечения глобальности в условиях сохранения существования отдельных стран, их объединений и корпораций (в т.ч. и транснациональных) не может быть и не будет формальной системой, имеющей какого-либо одного или нескольких "хозяев". Более того, ее нельзя рассматривать и как совокупность национальных инфраструктур, так как в ее состав с самого начала интегрированы и транснациональные корпоративные, и специальные некорпоративные (например, научно-технические или социально-политические), и публичные структуры как общественных организаций, так и формально не организованных сообществ.
С учетом мирового опыта в отношении ведущих информационных институтов России, например, таких как ВИНИТИ или ВНТИЦ, необходимым выглядит превращение их в центры консолидации сектора профессиональной информации в России за счет объединения подготовки вторичной информации и первоисточников с приватизацией этих институтов в перспективе и, возможно, их дальнейшей консолидацией с ведущими мировыми информационными службами. Представляется, что включение таких институтов в состав транснациональных корпораций не сможет нанести ущерба национальным интересам России, т.к. существенная часть их деятельности по-прежнему должна финансироваться из бюджета, а механизм распределения бюджетных средств может быть выстроен таким образом, чтобы сделать решение национальных задач России привлекательным и для будущих международных хозяев этих институтов (как, собственно, это и удается сделать во многих развитых странах). Несомненно положительным же моментом, который перевесит все возможные отрицательные последствия, станет окончательный отказ от автаркии и действительная реализация на практике глобальной природы мировых информационных ресурсов, а также полноценное включение России в мировой рынок информации, результатов исследований и технологий.
И. РОДИОНОВ, 1-2, стр. 5-7, Информационные ресурсы России
25.03.2002
|