УЧАСТИЕ ЦНТИ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ "ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ"
ЕГОРОВ Павел Леонидович - заместитель председателя правления объединения "Росинформресурс".
КОРОЛЕВ Владимир Иванович - заместитель директора Кемеровского ЦНТИ.
Постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. N 65 утверждена Федеральная целевая программа "Электронная Россия 2002 - 2010 годы".
О том, какая работа ведется по одному из направлений этой Программы в регионах Российской Федерации, и пойдет речь.
В настоящее время Кемеровский Центр научно-технической информации (ЦНТИ) совместно с исполнительным комитетом межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" участвует в реализации постановления Правительства РФ N593 от 15.06.98 "О комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков РФ на 1998-2005 годы". Кемеровским ЦНТИ в рамках Федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники" в 2000-2001 гг. разработана "Концепция межрегиональной маркетинговой сети", касающаяся регионов, входящих в МА "Сибирское соглашение", создана и функционирует ее инструментальная платформа - Электронная маркетинго-информационная система (www.rosemis.ru).
Электронная маркетинго-информационная система (ЭМИС) позволяет формировать единую информационно-аналитическую базу по финансово-товарным рынкам Сибири и научно-техническим разработкам, организовывать внебиржевые торговые операции в режиме реального времени, разрабатывать единый комплекс средств эффективного информационно-маркетингового сопровождения и телекоммуникационного взаимодействия всех субъектов хозяйственно-экономической деятельности в межрегиональном масштабе.
ЭМИС - программный продукт, являющийся платформой специализированных Маркетинго-информационных центров (МИЦ), которые образованы на базе региональных ЦНТИ объединения "Росинформресурс", расположенных на территориях Алтайского и Красноярского краев, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской, Тюменской, Хабаровской и Читинской областей и ряда других регионов. Они связаны между собой по новейшим интернет-технологиям и являются "опытным образцом" в рамках создания единой общероссийской Межрегиональной маркетинговой сети.
ЭМИС наглядно представляет систему, имеющую огромный потенциал. Это обусловлено, прежде всего, возможностью интеграции в нее других систем, предназначенных для решения аналогичных задач, и широкой сетью региональных ЦНТИ объединения "Росинформресурс" (69 центров), обладающих достаточными материальными и методическими ресурсами, телекоммуникационным оборудованием.
ЭМИС поддерживается координационными советами по экономической политике и по информационным ресурсам исполкома МА "Сибирское соглашение". Участниками ЭМИС являются МИЦ на базе региональных ЦНТИ, предприятия всех форм собственности, страховые, инвестиционные компании, банки, федеральные и региональные органы власти. Эту программу в регионах Сибири целесообразно признать основополагающей, формировать вокруг нее единое информационное пространство, позволяющее решать вопросы по увеличению информационной прозрачности и инвестиционной привлекательности Сибири, реализации возможностей для роста бизнеса, повышения эффективности принятия управленческих решений.
В настоящее время через систему ЭМИС можно осуществлять реальные торговые операции. ЭМИС включает в себя в качестве подсистем постоянно пополняемые и актуализируемые региональными ЦНТИ базы данных "Промышленная продукция России" и "Научно-технические разработки России".
Какая работа в настоящее время ведется региональными МИЦ?
МИЦ Кемеровского ЦНТИ еще до принятия нормативных актов, регулирующих использование электронной цифровой подписи, совместно с управлением министерства по налогам и сборам по Кемеровской области и ООО "Электронные Бизнес Системы" начал работать над пилотным проектом "Организация обмена конфиденциальной информацией между налогоплательщиками и налоговыми органами в Кемеровской области по каналам связи". Если в 2001 г. в разработке данного проекта участвовали лишь несколько предприятий, то в 2002 г. планируется задействовать в нем до 1000 предприятий и организаций Кемеровской области. Они должны стать потенциальными участниками ЭМИС и воспользоваться другими сервисами системы (продвижение товарной продукции, субконтрактинг, тендерные торги и др.).
МИЦ Красноярского ЦНТИ провел маркетинговые исследования по программе "Северного завоза" продукции, что позволило выявить возможность снижения затрат бюджетной сферы региона (при условии подключения к этой работе региональных МИЦ).
В феврале 2002 г. на Международном салоне инноваций и инвестиций в Москве проект "Электронная маркетинго-информационная система" был награжден серебряной медалью.
Таким образом, региональные ЦНТИ объединения "Росинформресурс" Сибирского Федерального округа уже имеют определенный задел в разработке и реализации ряда программных мероприятий, предусмотренных ФЦП "Электронная Россия 2002-2010 годы", в том числе таких, как создание системы общегосударственной сети Маркетинго-информационных центров и развитие электронной торговли. При этом содействие государству может оказываться по следующим направлениям, предусмотренным программой:
- экспертиза и выработка рекомендаций по совершенствованию законодательной и нормативной базы, способствующей "электронному" развитию и полноправному участию регионов в экономике, основанной на информационных технологиях;
- предоставление доступа к наиболее актуальным и значимым источникам информации, лучшим технологическим решениям и "ноу-хау", передовому практическому опыту в области "электронного" развития;
- оперативное распространение по каналам Межрегиональной маркетинговой сети актуальной информации и популяризация деятельности государства;
- консультирование и содействие участию регионов в инициативах, имеющих принципиальное значение для "электронного" развития;
- концептуальное и технологическое консультирование региональных органов власти по вопросам создания собственных электронных ресурсов, включая веб-порталы.
Авторы предлагают считать эту статью началом дискуссии о создании общероссийской системы Маркетингоинформационных центров на базе региональных ЦНТИ и рассчитывают на заинтересованный отклик директоров ЦНТИ и других предприятий и организаций в области информационных маркетинговых систем.
Я. ЕГОРОВ, В. КОРОЛЕВ, 1-2, стр. 37-38, Информационные ресурсы России
25.03.2002
|