ЧТО УЕДЕТ В ПИТЕР?.
Заявление председателя Совета Федерации Сергея Миронова о том, что вскоре он внесет в Думу законопроект о передаче его родному Санкт-Петербургу части столичных функций, вызвало бурю эмоций в обществе.
У нас же привыкли считать, что раз высокопоставленный чиновник что-то заявляет, значит, он выполняет волю кого-то свыше. В случае с Мироновым это может быть и не так. Его "питерский" проект, возможно, воплотится в жизнь. Какие функции? Зачем переносить?
Как нам стало известно, существует даже не один проект, а целых два - максимум и минимум. По максимуму в Питер должны переехать обе палаты парламента, Центробанк и Министерство культуры. Главное, конечно, Центробанк, ведь все это и затеяно ради денег.
Прецеденты есть: в Южной Африке, например, парламент и правительство заседают в разных юродах. В столь милой сердцу президента Германии Центральный банк находится не в Берлине, а во Франкфурте-на-Майне, а Конституционный суд заседает в захолустном Карлсруэ. В Нидерландах правительство обосновалось в Гааге, а королева живет в Амстердаме.
Программа-минимум гораздо скромнее. Питерское руководство хочет получить деньги на некие общероссийские мероприятия, например, на выездные сессии какого-нибудь органа или на организацию приемов иностранных гостей.
Прецеденты тоже имеются. Впрочем, нет таких городов, которые потребовали бы статуса столицы на том лишь основании, что у них гостят высокие гости. Если так рассуждать, то и ранчо Буша может стать столицей США.
Как будет складываться судьба проекта в Думе? Судя по заявлениям отдельных депутатов, программа-максимум перспективы не имеет. И это несмотря на то, что многие из них никогда не упускали возможности вставить "шпильку" москвичам. Депутаты хорошо устроились в Первопрестольной. У них здесь квартиры, дачи, друзья и подруги, что будет на берегах Невы пока покрыто туманом.
Судя по всему, московские власти тоже не больно расстроены. Спикер столичного парламента Владимир Платонов, считает, что столичные функции - это бремя, а бременем делиться не страшно, но при этом недоумевает, как российский парламент будет взаимодействовать с правительством, если они будут в разных городах.
Вице-мэр Москвы Валерий Шанцев считает, что пришло время законодательно урегулировать вопросы исполнения городами государственных функций. По мнению Шанцева, нужен закон, по которому эти функции будут оплачиваться из госбюджета. Москва в течение четырех лет не получает ни копейки на осуществление столичных функций. "Если мы начнем предъявлять счета на проведение встреч на высшем уровне и работу всех комиссий, ассамблей, совещаний подобного плана, которые у нас постоянно действуют на государственном уровне, то, наверно, это будет солидная сумма".
Денег хочется всем - и городам и весям, но это вовсе не значит, что верховные власти должны разъехаться по стране, просто пришло время посчитать, кому кто и за что должен.
А между тем денежки-то в Питер уже поплыли. Управление делами президента вовсю скупает земельные участки в Северной Пальмире, реставрирует дворцы и обновляет гостиничный фонд. Этого, конечно, мало, но и из бюджета много не выкачаешь. Остается еще один способ - заработать. Еще Собчак планировал превратить Санкт-Петербург в деловую столицу России. Не вышло, решили остановиться на культурной столице. Думается, москвичи будут только рады, если Питер будет красивым и богатым. Ведь мы привыкли также гордиться Зимним и Исаакием, как питерцы Кремлем.
Фото:
- Общее у нас уже есть; Ленинградский вокзал в Москве - точная копия Московского вокзала в Питере
Андрей ЕВПЛАНОВ, 6, стр. 1, 4, Вечерняя Москва
11.01.2002
|