Мэр под прессингом
В президентском окружении уже довольно давно сформулированы несколько вариантов "покорения Москвы" — от предельно жестких (вроде придания столице статуса столичного округа с назначаемым главой администрации) до мягких, обволакивающих.
Очень похоже, что ныне Кремль пытается обкатать некоторые из них. Давление Кремля и правительства на столичное руководство в последнее время явно нарастает.
Вряд ли есть смысл гадать, чем Юрий Лужков рассердил Кремль. После громоподобного поражения 1999 года вел себя, как образцовый вассал. Объединил "Отечество" с "Единством", расформировал "Отечество". Старался ладить с влиятельным главой генсовета "Единой России" Александром Беспаловым. Отдал большинство в Мосгордуме собственному вице-мэру Валерию Шанцеву, известному своей близостью к верхушке кремлевской администрации. "Сдал" тем самым собственного долголетнего политического партнера — спикера МГД Владимира Платонова. Пропустил на пост главы управы "Красная Пресня" ставленника администрации и своего старого политического оппонента Александра Краснова.
У президента Путина пока нет никаких оснований опасаться, что в ходе его второй президентской кампании в 2004 году Лужков не поможет Кремлю "вытащить" федеральный электорат за счет 9 миллионов избирателей столицы, как он сделал это в 1996-м. Нет, притязания федерального центра к Москве лежат по большей части вне политической плоскости.
Столица остается "золотым дном" — и как самый объемный (благодаря наличию платежеспособного среднего класса) в стране рынок, и как уникальный потребитель бюджетных и корпоративных средств (в частности, бюджет Москвы за истекший год на 17% был сформирован из налоговых платежей ОАО "Газпром"), и как средоточие огромной, по российским меркам, и при этом предельно монополизированной инвестиционной и деловой активности.
75-80 принадлежащих правительству Москвы государственных унитарных предприятий фактически контролируют экономику огромного города. Их годовые обороты достигают, согласно ряду экспертных оценок, порядка 18-22 млрд долл. Через банковскую систему столицы проходит порядка 80% национальных финансовых потоков. Особое место в витрине столичного преуспевания занимают крупнейший в России строительный комплекс (где, по слухам, большая часть активов негласно принадлежит чиновникам департаментов комплекса архитектуры, строительства, реконструкции и развития города правительства Москвы) и торговля (оборот городских муниципальных рынков только по обуви достигает порядка 800 млн долл. в год, а по продовольствию превышает 8 млрд). Далее, многообразные "лицензионные ренты" и "крышевые" поборы муниципальных структур и ГУВД Москвы (включая доходы от "крышевания" организованной проституции, наркодилинга и контрабанды) оцениваются экспертами в сумме не менее 3,5-4 млрд долларов.
Кремль всерьез намерен оттеснить Лужкова и близкие к нему группировки от ключевых рычагов управления столицей. За Стеной, если верить слухам, сложилось ощущение, что в этих феодальных вотчинах с почти стомиллиардным годовым оборотом достаточно поменять лишь топ-менеджмент — и все, они "привинчены".
Позиционное давление на Лужкова осуществляется на нескольких направлениях. Прежде всего мэр и его префекты утрачивают вертикаль власти. 6 февраля Мосгордума специальным законом (созданным, если верить молве, по наущениям президентской администрации) резко расширила полномочия управ. Отныне они самостоятельно решают вопросы собственности, аренды, организации торговли и обустройства придомовых территорий. Более того, теоретически управы сами теперь могут издавать распоряжения и даже инициировать в Мосгордуме рассмотрение проектов местных законов.
Федеральная дума — опять-таки с подачи Кремля — руками фракции "Единства" запустила процесс пересмотра двух базовых для столичной элиты уложений — "О разграничении земель" и "О столичных функциях". Минимущество РФ и РФФИ вопреки сопротивлению Лужкова активно прибирают к рукам не только территории исторических памятников, но и земли, на которых располагаются предприятия федерального назначения и которые частично уже проданы столичным правительством под строительство жилья и новых торговых центров. Управление делами президента РФ развернуло закулисную лоббистскую кампанию по переводу ряда ценнейших имущественных активов центра Москвы в распоряжение, а затем и в собственность УД.
Знаковым оказалось перемещение в сенаторское кресло первого вице-премьера правительства Москвы Бориса Никольского. Поговаривают, что к такому карьерному повороту экс-секретаря МГК КПСС и бывшего второго секретаря ЦК КП Грузии подтолкнуло знакомство с рядом компрометирующих документов, присланных мэру кремлевскими доброжелателями. Вместо Никольского комплекс развития городского хозяйства поручен экс-префекту Южного округа Петру Аксенову. По слухам, этот чиновник приближен к главному аппаратному оппоненту Лужкова — вице-мэру Шанцеву.
И уж вовсе политической сенсацией может оказаться отставка другого ключевого вице-премьера — Владимира Ресина. Владимир Иосифович — без преувеличения культовая фигура в деловом сообществе и политэлите. Слывущий одним из самых богатых людей в стране, Ресин возглавляет мощный бизнес-клан московских строителей. На недавнем заседании правительства Москвы отчет Ресина о работе вверенных ему строительных департаментов за истекший год подвергся жесткой критике со стороны Лужкова. Собеседники "Времени МН" в правительстве Москвы считают не слишком вероятным назначение на место Ресина его личного друга и "официального преемника" — гендиректора строительного холдинга "Мосстроймеханизация-5" и председателя Московского союза строителей Михаила Черне. Если отставка Ресина состоится, она откроет период передела сфер влияния на строительном и риелторском рынках Москвы. И главным оператором этого передела, по ряду признаков намерено стать все то же управление делами президента РФ. Между тем Черне — плоть от плоти "империи Ресина", которую набирающие влияние питерцы как раз и собираются потеснить. В окружении мэра возможным кандидатом на место Ресина называют и префекта Южного округа Петра Бирюкова. Однако упомянутые источники "Времени МН" пока оценивают его шансы тоже не слишком высоко.
По всей видимости, кадровые перемены в московской административной верхушке и уход ключевых фигур "золотого века Лужкова" входят, как и огромные имущественные уступки, в пакет условий успешного участия мэра Москвы в выборах главы города в 2003 году. Эти условия, похоже, сформулированы уже давно, и мэру активно напоминают о необходимости их неукоснительного выполнения.
Борис Коверда, № 880 (1491), Время МН
21.02.2002
|