Ударный прием
Депутаты Мосгордумы творят своим избирателям чудеса
На минувшей неделе Мосгордума отметила своеобразный юбилей: прошло 100 дней с начала работы депутатов нового состава. О работе народного избранника судят по активности граждан - кого "грузить" своими проблемами, как не избранника, для этого его и выбирали. Корреспондент "Известий" - о тяжелой доле столичных парламентариев.
В приемной депутата Людмилы Стебенковой застаем пожилых лет гражданку. В руках она держит ковшик и сует его прямо депутату под нос: "Вот посмотрите, что мне в кран подают!" Эмалированный ковшик красноречиво говорит, что в нем пару лет назад подгорело молоко. Но для гражданки ковшик лишь завязка разговора.
Далее следует сам рассказ. Про то, как на крыше дома, в котором проживает женщина, функционирует нелегальный крематорий - дымит не переставая. Какие-то неизвестные люди меняют гражданке вещи, а соседи - подсыпают яд, трупный пепел и изводят ее с помощью психотронной установки.
- Слушайте внимательно, - уловив наш вопросительный взгляд, шепчет нам помощница Стебенковой, - а то она вас этим ковшиком может и того...
Рассказав о своих бедах, посетительница признается, что ее снова приглашают в психоневрологический диспансер: "Это соседи донесли!" Наконец помощница вежливо, но настойчиво (приобретенный опыт) оттесняет клиентку к двери и зовет следующего посетителя. Очередь в подобных случаях всегда готова прийти на помощь.
Что за люди обращаются к депутатам? Любой думский сотрудник всегда готов описать типичного просителя.
- Это почти всегда женщина. Ей от 40 до 80 лет. Она живет в панельной хрущевке, в малогабаритной квартире вместе с матерью, взрослыми детьми и соседкой-хулиганкой, - говорит сотрудник приемной одного из депутатов. - Женщина мечтает улучшить жилищные условия и добиться нормальной пенсии для мамы, получающей 1200 рублей. На эти деньги живет вся ее семья - их не хватает даже на лекарства. Льгот - никаких. Осенью женщине не включают отопление, а летом не выключают. Местная ДЕЗ 30 лет не делала ремонт дома, а уборку территории производит только в честь Дня города. Мужчины до 60 лет, по словам думцев, в роли просителей - редкость.
Статистика по письмам в Мосгордуму этот собирательный образ подтверждает. Почти половина письменных обращений граждан в МГД касается жилищного вопроса. Порядка четверти писем посвящены инженерно-коммунальным проблемам: от ремонта жилья до шумов в лифте и "крысятника в подвале". Каждое десятое письмо - просьба о пересмотре размера пенсии или о предоставлении льгот. В 8-9 процентах писем люди взывают к "законности и правопорядку". По 3-5 процентов обращений приходится на темы: здравоохранение, градостроительство (обычно возражения против возведения объектов вблизи своего дома), дорожное хозяйство... Около 5 процентов писем неизменно касается деятельности самой Мосгордумы.
Не все народные избранники одинаково популярны. В этом году самая большая переписка (518 писем) оказалась у председателя комиссии по жилищной политике Галины Хованской. Оно и понятно: реформа ЖКХ! Ее помощники вынуждены безоговорочно принимать письма только у жителей своего округа - остальным предлагают написать "своему" депутату. В аппарате Людмилы Стебенковой (она председатель спецкомиссии по здравоохранению) с начала года получили 326 писем. Кроме того, ее помощникам приходится работать в режиме скорой помощи по телефону.
- Ежедневно нам звонят по 20-30 москвичей, обиженных врачами или фармацевтами, - говорит Наталья Маркина, секретарь депутата Стебенковой.
Третье место по количеству обращений - у председателя Мосгордумы Владимира Платонова.
Значительную часть просьб к депутатам трудно отнести вообще к какой-либо определенной рубрике. В Думе вспоминают о письме пожилой женщины, выразившей желание пожертвовать свою квартиру на последнем этаже под строительство вертолетной площадки - для нужд мэрии и лично Юрия Лужкова. Женщине по телефону растолковали: мэру вертолетная площадка не нужна, "но все равно спасибо". Спустя некоторое время, очевидно, осознав странность своего пожелания, гражданка снова обратилась в Думу с просьбой... не сообщать о ней в психдиспансер. Впрочем, никто и не собирался - к странным просьбам здесь давно привыкли.
В обычные дни с просителями общаются дежурные помощники депутатов. Но самое интересное происходит, когда депутат начинает принимать (большинство - по разу в месяц) своих избирателей лично. Самые большие очереди в приемных все той же троицы: Платонова, Хованской, Стебенковой.
...В приемную заходит усатый мужчина средних лет. Просит помочь прописать в свою квартиру родственников новой жены и своей дочери от прошлого брака. Депутат отказывает (довольно прохладно). За этот год с подобной просьбой к Стебенковой обращались уже трое. Вписывая и выписывая родственников по определенной схеме, иногда можно обойти законодательство и добыть лишних 70-80 квадратных метров. Особенно если заручиться ходатайством депутата. Следующий посетитель - женщина с заплаканными глазами. В комнате ее соседей-кавказцев поселились еще 6 человек - их якобы родственники. "Гостят" уже год.
- Я не могу попасть на кухню, в туалет, в ванную - ни днем, ни вечером. У них - трехкомнатная квартира в Бутове, они ее сдают. Милиция на обращения, разумеется, не среагировала: нет состава преступления.
- Будем брать измором, - решает депутат Стебенкова. - Зина Александровна, приготовьте два письма: в милицию и в налоговую. Спорим, бутовскую квартиру сдают без документов?..
Проблема следующих нескольких посетителей решается быстро. Двум женщинам-инвалидам не выписывали положенное лекарство. Депутат просит главного врача вмешаться. У другой пенсионерки - мизерная пенсия. Ей дан дельный совет: предоставить в собес справку о зарплате не за последние годы работы, а (это разрешено) за три любых других года, когда зарплата была максимальной. Прибавка составит рублей 400, для пенсионерки - колоссальная сумма.
На каждом приеме двое-трое просят помочь материально. Это уже не в компетенции депутата, и исключения бывают крайне редко. В Мосгордуме, впрочем, о подобных фактах щедрости вообще предпочитают не распространяться.
- Если ты кому-то из избирателей помогаешь "не по регламенту", то лучше, чтобы об этом никто не знал. Чудо должно оставаться чудом, - понижая голос, говорит Людмила Стебенкова. - По сарафанному радио об этом узнает полгорода. Однажды я не смогла помочь одной бабуле с официальной льготой и купила ей лекарство на свои деньги. Так на следующий прием с аналогичной просьбой выстроились еще 7 человек - из того же и из соседнего дома.
Многие просят не за себя. Заведующим детскими садами и директорам школ нужно помочь с мебелью, тренажерами, с благоустройством площадок. Здесь все зависит от связей и характера избранника. Например, один из депутатов за символические деньги спонсоров выкупил из гостиницы "Москва" (закрывалась на ремонт) полсотни цветных телевизоров. Их раздарили по школам и социальным учреждениям округа. Многих привлекает возможность бесплатно посоветоваться с депутатом - по юридическому или бытовому вопросу. У думских сотрудников - ценнейший опыт решения разнообразных проблем. Хороший специалист охотно скажет: сколько стоит поменять кран в ванной, куда бежать, если со стенки потекла вода, кому звонить в случае потери документов и как отремонтировать дом за счет ДЕЗ. Кроме опыта и знакомств, у депутата нет почти никаких ресурсов. В большинстве случаев, единственное, что он может, - это написать депутатский запрос. То есть выступить в роли усилителя голоса рядового гражданина. Но часто нерадивым чиновникам районного или окружного уровня бывает достаточно, что их деятельность заинтересовала местного парламентария. И они предпочитают с ним не связываться.
Александр МИТРОФАНОВ, cтраница: 11, "Известия"
29.04.2002
|