СЛЫШАТЬ МНЕНИЯ РЕГИОНОВ
В Совете Федерации родилась новая структура -Совет законодателей России. Создан он при председателе Совета Федерации Сергее Миронове, однако в сентябре на очередном заседании этот координационный орган региональных законодателей получит статус президентского. Чем будет заниматься новая структура и что она значит для современной России - на эти вопросы отвечает один из инициаторов ее создания, председатель Московской городской Думы Владимир ПЛАТОНОВ.
- Что вы можете назвать основными итогами встречи?
- Основные итоги - это то, что состоялась встреча, равнозначная тем, которые происходят между президентом и руководителями исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В минувший вторник начались, я думаю, регулярные встречи между президентом и руководителями законодательных органов власти регионов. Это важно, потому что обе эти ветви власти по Конституции равны, и их права, в том числе право встречаться с президентом, также должны быть равны.
- Что эти встречи могут дать? Какой результат принести?
- Во-первых, до президента доводится мнение региональных законодателей, мнение регионов. Например, на этой встрече поднимались вопросы необходимости координации налогового законодательства, необходимости оставлять больше денег в субъектах. Прозвучало мнение, причем во всех выступлениях однозначное, что надо быть осторожными с введением обязательного формирования половины парламента по партийным спискам. Президент, как всегда, очень внимательно всех выслушивал, что-то записывал, сразу же комментировал, высказывал свое мнение. В итоге получилась нормальная, живая, хорошая встреча. Она была не протокольная, не официозная, а именно рабочая, и, как я понял, президент, заявив о том, что такие встречи нужны, тоже видит пользу от общения с региональными законодателями.- Была ли потребность в создании этого нового органа, и если да, то в чем?
- Дело в том, что с 1994 года, как только появились законодательные органы власти в субъектах Российской Федерации, они стали двигаться каждый своим путем, и сейчас различия между ними и между самими регионами огромны. Сейчас мы пытаемся распутать тот клубок, который образовался после предложения предыдущего президента регионам брать столько суверенитета, сколько те захотят. Взяли. И потом, когда появилось федеральное законодательство, огромное количество региональных норм вступило с ним в противоречие. До сих пор законодательство субъектов Федерации приводится в соответствие с федеральным. Да, это текстуальное приведение в соответствие, поскольку никто в субъектах не имеет права пользоваться теми нормами, которые противоречат федеральному законодательству, но это требует существенных затрат сил, времени и в конечном счете денег налогоплательщиков.
Для того, чтобы подобное не повторялось, необходима координация усилий региональных законодателей. С 1994 года я являюсь председателем Московской городской Думы, и с 1994 года нас собирали в аппарате президента. Мы встречались с правительством, обсуждали наиболее важные для нас проблемы. С января 1996 года нас объединил Совет Федерации, и мы получили возможность работать вместе, регулярно встречаться. С 2001 года существует иной порядок формирования верхней палаты, и возможностей для общения и для координации усилий в области законотворчества у нас практически не осталось. Форма, в которой существовала общественная организация - Союз законодателей России, объединявший законодателей 70 регионов, была не вполне совершенна. Дело в том, что в регионах постоянно происходит ротация, и мы не успевали даже менять членов Союза законодателей. А нынешняя форма, как мне кажется, - уже шаг вперед. Членами консультативного совета при Совете Федерации становятся руководители законодательных собраний, Находишься на должности - значит ты работаешь. То есть не нужно менять фамилии в уставных документах, не нужна огромная бумажная работа.
А самое главное - законодатели объединились под эгидой Совета Федерации, палаты регионов. Да, там работают наши представители. Но я считаю, что не менее важно, когда руководители регионов напрямую общаются между собой. И, конечно, необходимы встречи руководства страны непосредственно с парламентариями. Вообще, на мой взгляд, главная задача сегодня - научиться, чтобы две ветви власти - исполнительная и законодательная - работали вместе. И я думаю, что новый орган будет этому способствовать.
- Что должен в первую очередь сделать Совет законодателей?
- Я являлся одним из инициаторов создания этого консолидирующего, консультативного органа законодательной власти субъектов Российской Федерации. Первое - Совет объединяет регионы в их законотворчестве. А именно -каждый из нас посылает отдельно законодательную инициативу в Госдуму. Она там может лежать годами. По любым причинам - обоснованным, необоснованным, хотя, я считаю, что Госдума, имея у себя в пакете около 600 нерассмотренных законов, должна, наверное, увеличить интенсивность работы или разобраться, почему не получается работать эффективнее? Если есть претензии к качеству законопроектов, которые поступают из субъектов Федерации, то эта проблема также будет решена именно при помощи Совета законодателей. Совет Федерации будет выяснять мнение регионов, а затем инициировать наиболее важные для всех без исключения вопросы, а также выстраивать их очередность. И следующий шаг - создаваемая структура позволит привлекать к работе не только первых лиц. Они будут просто собираться на совещания, а вот в Совете Федерации необходимо развернуть ежедневную работу депутатов из регионов по конкретным законопроектам. Это очень важно - слышать мнение регионов не только через представителей, но и через участие в работе непосредственно депутатов. Это вообще была бы идеальная схема, и она используется в других государствах, когда региональные парламентарии, если государство федеративное, работают в федеральных органах государственной власти
То есть у Совета законодателей, на мой взгляд, должны быть три основные функции. Это подготовка важных для государства законов, сокращение количества законов, не рассмотренных Госдумой, и самое главное - это прямой диалог с президентом и получение президентом и другими руководителями государства достоверной информации о том, что происходит в регионах. Так что создание Совета - это очередной шаг на пути построения в России правового государства, и я рад, что коллеги так единодушно поддержали идею создания подобной структуры.
- Какие перспективы у Совета законодателей? Выполнить какие-то свои функции и расформироваться или стать неким общероссийским законотворческим ядром?
- Совет законодателей должен стать постоянно действующим координационным центром законотворчества в Российской Федерации. Это не только законодательное ядро, законодательный центр, но это и центр по обучению, центр по выявлению тех людей, которые затем могли бы занять достойное место в парламенте, как в Федеральном Собрании, так и в регионах.
Беседу вел Владислав КИСЕЛЕВ, 65, стр. 2, Тверская 13
30.05.2002
|