ВЛАДИМИР ПЛАТОНОВ: Я ВСЕ ЕЩЕ ГУЛЯЮ ПО МОСКВЕ
Главу московского парламента Владимира Платонова с уверенностью можно записать в категорию политических патриархов. Однако мой собеседник соответствовал традиционному смыслу понятия "патриарх" лишь во временном измерении. Атак, абсолютно живой человек, с мгновенной реакцией и прекрасно структурированным интеллектом. В чем-то они схожи с Путиным - новая генерация лидеров, качественно новая. Поэтому, наверное, и вырвался первый вопрос:
- Владимир Михайлович, насколько мне известно, вы являетесь опекуном такого модного вида спорта, как дзюдо. Скажите, вы увлеклись этой заботой до Владимира Владимировича Путина или после?
- Извините, но я выслушиваю этот вопрос далеко не в первый раз, посему не сочтите ответ банальным. Да, все продумано и подстроено. В 1965 году, когда мне, по мнению некоторых журналистов, было уже известно, кто станет президентом Российской Федерации в 2001 году, я записался в секцию самбо. В 1994-м, когда о том, что Владимир Владимирович Путин будет нашим президентом, узнало еще несколько человек, я, избравшись депутатом Мосгордумы, стал помогать самбистам, дзюдоистам, каратистам. Ну, а если серьезно, то, когда мне предложили в 2000 году возглавить федерацию, я очень долго отказывался. Однако все-таки решил сделать так, как должно, и не обращать внимания на вопросы, тем более их не так много.
- Ну что ж, со спортом все ясно, на очереди еще один каверзный вопрос. Вы много работали с СПС. В какой-то мере эта партия конкурировала с "Отечеством" Юрия Михайловича Лужкова. Как удавалось избегать конфликтов?
- Вы знаете, партии и фракции приходят и уходят. А люди остаются. Еще в 1992 году я как юрист готовил документы для регистрации движения "Выбор России". И с этого времени я не расстаюсь с демократическими убеждениями. Это совсем не мешало и не мешает мне работать с Юрием Михайловичем. В
1993 году, в том числе благодаря его поддержке, в городскую Думу 19 депутатов из 35 были избраны от движения "Выбор России". Его наследник "Союз правых сил" сегодня представлен в Московской городской Думе шестью голосами. Поверьте, это никак не мешает нашей работе. Еще раз повторяю, личность не определяется цветом партийного значка. Я, например, с удовольствием сотрудничал с представителем КПРФ господином Зоркальцевым. Умнейший человек. Были один-два человека от "Яблока", с которыми мы работали вместе над законопроектами. Почти родственные души. Здесь партии не важны - мы должны делать одно дело, работать над законами нашего города. Вот главное требование, хотя не все мои "партийные" коллеги это понимают. Меня еще не исключили из СПС, хотя ходят об этом упорные слухи. Но даже если такое почему-либо произойдет, я все равно останусь с демократическими убеждениями.
- Итак, вас не волнует партийная принадлежность, вас интересует только, скажем так, интеллектуальный потенциал и способность человека вести какую-то конструктивную деятельность.
- Я добавил бы еще три параметра, которые, по моему убеждению, должны быть у человека, который считает себя публичным политиком, - порядочность, профессионализм и смелость. Только порядочность гарантирует вам возможность честного диалога. Лишь профессионал будет уважать чужое профессиональное мнение. А смелость требуется, когда необходимо представлять и отстаивать чьи-то интересы. В нашем случае это интересы московских избирателей и, поверьте, сторону москвичей держать не всегда легко и безопасно.
- Еще, согласитесь, важна образованность, широта взглядов и информированность человека, его способность принимать решения, не руководствуясь соображениями сиюминутными, а на основании некоего базиса - исторического, законодательного, способности ориентироваться в таких понятиях, как литература и т.д.
- Это называется всесторонним кругозором. Хотя в нашем случае, наверное, следует говорить об уровне интеллекта. Да, человек может быть узко знающим свое направление, а все остальное он не видит, не замечает, ему это даже не нужно. Разные люди есть в политике. И я вам хочу сказать, что такое возможно только тогда, когда нарушаются основные принципы - гласность, объективность и выборность. Это в том числе вопрос и претензии к вам, к СМИ. Журналисты ведь не раз доказали, что за деньги готовы "помочь" избрать даже обезьяну. Знаете, есть такая поговорка: что русскому хорошо, то немцу смерть, и наоборот. Это в развитых демократических странах не случается потрясений вне зависимости от того, кто пришел к власти. Так что, согласитесь, Россия пока не готова к тому, чтобы на любую должность избрать обезьяну.
- А как же быть с опытом ваших любимых западных демократий?
- Не передергивайте. Ведь отлично знаете, что всеми так называемыми цивилизованными государствами руководят не законы, а люди. Избравшись, они неизбежно становятся исполнителями тех законов, которые были приняты и апробированы до них. А у нас сейчас продолжается период, когда роль личности в истории по-прежнему играет огромную роль.
- И харизма.
- Да, может и так. Только я слово это не люблю, потому что "харизмой" этой козыряет кто не попадя, к месту и не к месту. Как говорится, вводят в сомнение неокрепшие души.
- Согласен, но есть еще способ доказать свою важность и значимость. И вы, Владимир Михайлович, похоже, его знаете - это постоянство целей. Например, как нам известно, недавно реализовался один ваш давнишний замысел - объединить законодателей России. Как я понимаю, тот самый, созданный еще при старом Совете Федерации Союз законодателей России не умер лишь потому, что был не без ваших усилий преобразован в Совет законодателей?
- Давайте все-таки уточним. То, чем я занимался как член Союза законодателей и как законодатель - это не только мое желание, это идея, выстраданная во многих умах. Это продиктовано объективной необходимостью. На самом деле, законодательный процесс тяжел, трудоемок, кроме того, он дорог. Хороший закон стоит больших денег. Чтобы он был грамотным, выверенным, требуется участие отнюдь не дешевых экспертов, специалистов. Необходимо, наконец, грамотное написание текста. Ведь одну и туже фразу можно сформулировать по-разному. Можно написать так, что ее никто не поймет. Или поймет только узкий специалист. Вот и получается, что законы часто пишутся не для людей, а для юристов. Так на Западе. Юристы, например, в Америке - это каста избранных, и именно они, только они говорят со своим богом, то есть с законом. У нас же пока встречается другая крайность. Посудился человек один раз и уже считает себя юристом, взял карандаш, почеркал текст закона и стал законодателем. Вот до такого абсурда нам, конечно, доходить не надо. Я сам, например, в детстве битку свинцовую варил, но не могу же я после этого назвать себя сталеваром.
Возвращаясь к вопросу о Совете законодателей, хочу особо отметить, что по сей день мы испытываем острый недостаток кадров. Толковый "думец" со стажем 6 - 8 лет ценится на вес золота. Неудивительно, что сформировался клуб по интересам. Мы, депутаты, избранные в 93-м году, потом в 94-м году в субъектах Федерации, встречаясь изредка, говорили о необходимости объединяться друг с другом. Так возникла общественная организация Союз законодателей России. На базе этого Союза мы строили систему работы почти половины депутатов Верхней палаты.
После изменения порядка формирования Совета Федерации стало очевидно, что общественная организация сейчас не может проводить такую важнейшую работу. Как вариант был подготовлен проект консультативного органа при Совете Федерации. И я рад, что наше предложение, подчеркиваю, не мое, а наше, нашло поддержку у Сергея Михайловича Миронова.
- Вы также получили прямую поддержку президента. Есть шансы вырасти до уровня Госсовета?
- Я хочу сказать, что за свой недолгий путь в политике - восемь с половиной лет - я был знаком с шестью российскими премьерами, и Путин - единственный, кто встретился с законодателями после своего назначения. Встретился с нами и сейчас, уже будучи президентом. Я вижу в этом хороший знак для России. Тем самым продолжает создаваться эффективная система сдержек и противовесов во власти. Это очень нужно, потому что Россия всегда была под царем, потом под генеральным секретарем, теперь под президентом. Но залог успеха развития России как мощного государства, и Владимир Владимирович сам об этом говорил не раз, в пропорциональном развитии всех ветвей власти - исполнительной, законодательной и судебной.
- Я посмотрел документы Совета, и там в разделе, который посвящен правам этого органа, говорится о том, что Совет законодателей может принимать рекомендательные решения. Достаточно ли этого по вашему мнению? - Дело в том, что здесь присутствует обоюдная связь и зависимость. Совет - это не только инструмент воздействия регионов на федеральную власть, но "канал" проведения идей Федерального Центра в регионы. Такой своеобразный "мозговой трест" законодателей России. Чем лучше "трест", тем шире возможности влияния. В какой-то степени это еще один противовес, способный уменьшить амплитуду российских политических шатаний.
- К вопросу о шатаниях. Ваше отношение к пока гипотетической возможности переноса столицы в Петербург?
- Мы обязаны отказаться от политической маниловщины. А хорошо бы построить мост от моей усадьбы до Санкт-Петербурга, каменный... Конечно, хорошо! А хорошо бы перенести столицу в Санкт-Петербург... Конечно, хорошо! Но давайте все-таки ответим на вопрос, для кого хорошо, и сколько это будет стоить. Бесподобнейшая фраза "хотели, как лучше, а получилось, как всегда". Ее надо раскрыть. Хотели, как лучше для тех, кто хотел, и поэтому получилось, как всегда. Если хочешь, как лучше для России, для граждан, то, как всегда, никогда не получится. Поэтому на вопрос "Хорошо бы перенести столицу?" я отвечаю: "Хорошо!" Но появляется второй вопрос: "Где деньги?" И если мы вдруг найдем эти деньги, возникает следующий вопрос: "А не лучше ли их израсходовать на что-то другое?" И я уверен, если парламент будет принимать мудрое решение, он скажет: "Давайте пока в Москве помучаемся, а деньги направим ну хотя бы на детский спорт и здоровье". Кроме того, прежде чем столицу переносить, следует сначала и с Москвой расплатиться по многим параметрам.
- Какой параметр, по-вашему, самый главный, по какому не расплачиваются федеральные власти?
- По всем. Дело в том, что мы в самое тяжелое время, когда финансирование регионов прекратилось, тратили средства московского бюджета на то, чтобы Россия могла гордиться своей столицей. Потому и надеемся на понимание и благодарность федеральных властей, а вот они с нами пытаются воевать по мелочам.
- Владимир Михайлович, такой личный вопрос. Я считаю, что работа публичного политика - это тяжелая ноша. Человек приобретает сразу несколько степеней несвободы. В определенное время и в определенном возрасте вы еще спокойно могли пройтись по улице, не думая о вопросах собственной безопасности, а также о времени. А сейчас вы можете прогуляться по Тверскому бульвару?
- Я это делаю.
- ???
- Конечно. Я довольно-таки часто из Думы иду пешком в мэрию. Это порой быстрее, чем на машине. Я портфель тяжелый бросаю в машину и иду туда пешком. Я по улице хожу спокойно.
- Как на это смотрит ваша охрана?- У меня нет охраны. Это не предусмотрено федеральным законодательством.
- У вас нет охраны, то есть вы фактически человек, который живет по образцам Голландии, Швейцарии, когда министр совершенно спокойно садится на велосипед, а затем доезжает на электричке на работу. И он не боится, что с ним что-то случится.
- Нет, до такой степени демократии я еще не дошел, да и на велосипеде в Москве пока сложно передвигаться. Вот когда в Москве будет чистый воздух, когда наведем порядок с двигателями внутреннего сгорания, тогда и на велосипедах можно будет передвигаться. Сейчас мы работаем с немецкими парламентариями по оптимизации организации транспортных потоков в городе. Это тоже дает свои результаты. Так что я пользуюсь служебной машиной, но когда есть возможность, именно возможность пройтись пешком, я с удовольствием это делаю.
- Вы живете вместе со своим городом. Вы можете зайти куда-то в кафе, в ресторан?
- Я это регулярно делаю. Я гуляю в вечернее время с любимой собакой, которая меня, конечно же, защищает. Я уверен, что Москва не так страшна, как порой ее представляют СМИ.
***
"РВ" ДОСЬЕ
ПЛАТОНОВ Владимир Михайлович родился 24 декабря 1954 г. в г. Москве. Окончил Университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы по специальности "правоведение", кандидат юридических наук. Трудовую жизнь начал на Машиностроительном заводе им. Хруничева. Служил в рядах СА. С 1983 г. по 1991 г. работал в органах прокуратуры. В 1991 - 1993 гг. занимался частной юридической практикой. В 1993 г. избран депутатом Московской городской Думы, с 1994 г. - ее председателем. С 1996 г. - член Совета Федерации, с 1998 г, - заместитель председателя Совета Федерации РФ. Женат, имеет дочь и сына.
Беседовал Алексей ТИТКОВ., 21, стр. 4, Российские вести
26.06.2002
|